Легенда советской сатиры: как журнал «Крокодил» высмеивал эпоху — история и карикатуры
Журнал «Крокодил» — зеркало советской сатиры.
В СССР не только любили шутить, но и умели это делать. Юмор был неотъемлемой частью кино, эстрады, литературы и периодической печати. Советские мастера слова ловко высмеивали действительность, но в рамках дозволенного партией. Несмотря на обозначенные границы, писатели и художники подарили народу массу веселых мгновений. Один только журнал «Крокодил» стал синонимом советской сатиры. Подробнее о легендарном издании – в материале 24СМИ.
История журнала связана с «Рабочей газетой», у которой в 1922-м появилось безымянное приложение на пару страниц. Получилось этакое веселое дополнение к высокотиражке. Со временем число страниц увеличилось и появился смысл создать отдельное издание. В итоге приложение без имени превратилось в шедевр советской периодики. Этим журналом зачитывались и крестьяне, и рабочие, и партийные функционеры.
Считается, что название придумал Сергей Гессен. То ли это была удачная спонтанная идея молодого журналиста, то ли он вспомнил, что в Одессе в 1911–1912 годах под таким названием выходили сатирические страницы. Есть и третья версия. Творческий коллектив устроил мозговой штурм, ничего не придумал, а пришедшая на следующий день уборщица обозвала журналистов «крокодилами» за мусор и грязь в кабинете. Так на обложке издания появился зубастый символ, который раскрасили в большевистский красный цвет и сунули ему в лапы вилы.
В 1933 году «Крокодил» отдали под управление всемогущей газеты «Правда» – после того, как сотрудники НКВД обнаружили в редакции «контрреволюционное формирование». После внутренних преобразований и закрытия журнала-конкурента под названием «Лапоть» у «Крокодила» начался новый этап головокружительного развития.
Корреспонденты, прозванные «крокорами» и «крокодильцами», сновали по предприятиям, колхозам и администрациям, кошмаря чиновников и управленцев. Параллельно журнал «толстел» за счет новых разделов. Например, «Вилы в бок» и «Страничка читателя» заполнялись за счет писем, приходивших мешками со всех концов СССР.
У издания было несколько уникальных вариантов: общегосударственный, московский, ленинградский, урало-сибирский. Кроме того, в каждой советской республике журнал выходил под собственным названием и высмеивал реалии с акцентом на местные особенности. В Белоруссии это был «Вожык» («Ежик»), в Татарстане – «Чаян» («Скорпион»), в Украинской ССР – «Перець».
При поддержке читателей журнал даже разжился собственным самолетом, который в первом же рейде налетал по стране более 7 тыс. км. Также издание обзавелось собственным приложением – «Библиотека “Крокодила”». Это брошюра формата 13 на 16 см, которая содержала стихи, рассказы, очерки и иллюстрации.
Чтение этого журнала даже сейчас легко познакомит человека с модой, бытом и особенностями той или иной эпохи СССР. Под прицел сатириков в первую очередь попадало идеологическое противостояние с Западом. Капиталисты до конца 1980-х были объектом шуток для «крокодильцев».
Но не меньше доставалось тунеядцам, любителям выпить, казнокрадам, почитателям западной моды, плохим хозяйственникам. Также высмеивались различные бытовые ситуации, которые были знакомы человеку любого возраста. Абсолютно все поколения понимали смысл той или иной карикатуры, даже дети зачитывались «Крокодилом».
Кто ностальгирует по СССР, с теплом вспоминают номера, которые выходили до середины 1980-х. Затем на страницах издания стало больше антисоветских шуток.
Например, однажды «Крокодил» изобразил нищего и больного Карла Маркса, сидящего рядом с жизнерадостным и здоровым буржуем. Карикатура «Алиса в Стране чудес» показывала пустые прилавки в СССР и изобилие на Западе. На исходе Советского Союза было все больше шуток о дефиците и нежизнеспособности плановой экономики. Не обходилось и без карикатур о том, как молодое поколение стремительно перенимало западную культуру.
«Крокодил» пережил СССР, но популярность утратил еще в начале 1990-х. Последний номер после перезапуска издания вышел в 2008 году.
Полезно знать: «Рабочая газета» была главным печатным органом большевиков. Она дала жизнь не только «Крокодилу», но и «Работнице», «Мурзилке», «Юным строителям», «Экрану “Киногазеты”», «Хочу все знать».
Читайте также по теме:
- История субботников в СССР: энтузиазм и принудиловка
- Магия вспышки и красной лампы: увлечение фотографией в СССР
- Праздничные демонстрации в СССР: шествия и сила единства
- В эфире советский радиолюбитель: увлечение радиоделом в СССР
- Советская реклама: от лозунгов времен НЭПа до телероликов застоя и перестройки