Главная новогодняя сказка и самый дорогой спектакль: история балета «Щелкунчик»
Балет «Щелкунчик» стал сценическим долгожителем и рекордсменом по количеству показов: в 2024-м постановка отметила свой 132-й день рождения. Произведение не сразу стало популярным у публики, однако, спустя годы, остается любимой новогодне-рождественской сказкой у нескольких поколений зрителей не только в России, но и за рубежом, даря веру в чудо и волшебство детям и родителям.
История создания балета «Щелкунчик», а также интересные факты о постановке – в материале 24СМИ.
История создания балета «Щелкунчик»
Литературной основой постановки стала сказка Эрнста Гофмана, а вернее, ее пересказ под названием «История Щелкунчика», автором которого в 1844-м выступил Александр Дюма – отец. Сюжет оригинального произведения был изменен, что отразилось на сюжетной версии либретто, сделав ее более сглаженной. Работа над музыкальным произведением длилась около 2 лет. В 1890-м руководство Императорских театров в лице Ивана Всеволожского поручило композитору Петру Чайковскому создать оперу и балет, которые планировалось представить зрителям в один вечер.
Текст и детальный план балета с хореографической композицией к тому моменту уже были готовы: либретто создал педагог и балетмейстер Мариус Петипа. Однако Петр Ильич сомневался, что спектакль будет интересен зрителю, и даже думал над тем, чтобы отказаться от написания музыки. Всеволожскому удалось переубедить композитора довести дело до конца.
В ходе работы авторам пришлось изменить изначальную задумку: Петипа намеревался включить во 2-й акт революционные песни, однако их бы не пропустила цензура. Несмотря на это, Чайковский все же добавил один из тех мотивов в постановку. В создании балета также участвовал ученик Петипа, Лев Иванов. Именно благодаря ему в сюжете появились вальс снежинок и танец феи Драже.
Рабочий процесс оказался непростым для композитора, ему потребовалось объединить симфоническую музыку из 1-го акта с танцевальными номерами из 2-й части, которые не были связаны с основным сюжетом. В записях Петра Ильича того периода была обнаружена заметка, в которой говорилось, что он «работает изо всей мочи» и «начинает примиряться с сюжетом балета». Весной 1891-го композитор был вынужден сделать перерыв из-за поездки в США. Руководство пошло навстречу Чайковскому, и дату выхода балета отложили на год позже. Премьера состоялась в конце 1892-го, который считается годом создания произведения, в Мариинском театре. В тот же вечер публика увидела на сцене лирическую оперу «Иоланта».
Первый провал
Любопытно, что после премьеры на постановку обрушился шквал критики. Авторы разгромных рецензий утверждали, что постановка оказалась слабой, отмечалось, что балет не содержал ничего ценного для искусства. А появление детей на сцене театра не понравилось большей части публики. Музыкальная составляющая также стала причиной дискуссий: некоторые считали, что она была сложнее балета, другие отмечали, что ожидали более сильного симфонического сопровождения.
Нашлись и те, кто оценил увиденное по достоинству: театральный деятель Александр Бенуа, присутствовавший на последней репетиции, оставил положительный отзыв, назвав постановку «слишком великолепной» и «роскошной». Сам композитор также поделился впечатлениями после просмотра балета «Щелкунчик», рассказав, что наблюдать за происходящим на сцене ему было тяжело: мешали чересчур яркие костюмы.
Классическая постановка Григоровича
За годы существования балет «Щелкунчик» не раз менялся и обновлялся. В 1919-м на сцене Большого театра в Москве зрители увидели постановку в новаторской версии Александра Горского, которая, по мнению критиков, во многом уступила «классической». В 1923-м балет в тех же декорациях был представлен в Петербурге Федором Лопуховым и Александром Ширяевым, которые придерживались традиций авангарда. Изменено было и имя главной героини: девочку назвали Машей. Новая редакция балета 1929 года недолго оставалась востребованной, а в 1934-м постановка под руководством Василия Вайнонена снова оказалась на сцене Мариинского театра.
Публика увидела кукол в ярких костюмах, сверкающую новогоднюю лесную красавицу, а также выступление с фокусами. Роль Маши получила Галина Уланова, а в образе Щелкунчика появился Константин Сергеев. В 1966-м балетмейстер Юрий Григорович представил свою вариацию знаменитой сказки, написав либретто, основанное на первоисточнике – сказке Гофмана, а также опираясь на труд своего предшественника Мариуса Петипа. Сюжет нового творения приобрел философский смысл, заставил публику задуматься на тему счастья.
Позднее версию Григоровича, в которой на сцене в образах ключевых персонажей появились Екатерина Максимова, Владимир Левашев, Владимир Васильев и Герман Ситников, стали считать самой близкой к канону. Именно эту вариацию постановки увидели посетители Большого театра в сезоне 2024/2025. В 2001-м «Щелкунчиком» занялся балетмейстер Кирилл Симонов, а костюмы создавал художник Михаил Шемякин. В новой трактовке зрителям предстояло погрузиться в мир гротеска и фантасмагории: на сцене появились новые предметы и действующие лица, а костюмы снежинок были выполнены в черном цвете.
Сюжет балета «Щелкунчик»
Действие происходит в канун рождества в доме доктора Штальбаума, где к празднику собираются гости. Дети главы семейства, Мари и Фриц, как и другие мальчики и девочки, с нетерпением ожидают подарков. Ребят пугает умение Дроссельмейера оживлять игрушки. Вскоре дети узнают, что под маской скрывается их крестный. По сюжету мужчина дарит девочке Щелкунчика, однако брат случайно ломает куклу, которую Мари уже успела полюбить. Девочка жалеет несчастную игрушку, а Фриц с другими ребятами дразнят сестру, надев маски мышей. В конце вечера гости покидают дом, дети укладываются спать. Ночью комната с рождественской елкой озаряется светом луны.
Мари приходит, чтобы увидеть и обнять Щелкунчика, на сцене снова появляется Дроссельмейер, перевоплотившийся в доброго волшебника. Начинаются чудеса: елочные игрушки оживают и становятся солдатиками, которых Щелкунчик ведет в бой с мышами. Их армию возглавляет Мышиный Король. Битва оказывается неравной, Мари бросает в Мышиного Короля туфельку, после чего солдатики побеждают. В конце 1-го акта Щелкунчик становится принцем, действующие лица в окружении снежинок танцуют под звездным небом вокруг елки.
Во 2-м действии куклы радуются победе над армией мышей и благодарят девочку за спасение. На сцене вновь появляется Дроссельмейер, начинается подготовка к свадьбе Мари и принца. Дивертисмент состоит из нескольких танцев: испанского, арабского, китайского, русского трепака и других, также во 2-м акте персонажи исполняют вальс цветов. В финале зрители видят, что девочка просыпается в знакомой комнате: все чудесные превращения, герои и события оказались только ее сновидением.
Череда танцоров
В 1892-м на сцену театра вышли Сергей Легат, Тимофей Стуколкин, Павел Гердт, Антониетта Дель-Эра (в роли феи Драже). В премьерном показе балета также участвовали юные воспитанники театральной школы императорской труппы. В последующие годы в постановке принимали участие такие знаменитости из мира балета, как Елизавета Гердт, Михаил Дудко, Николай Солянников. Роль Маши в разных версиях балета «Щелкунчик» исполняли Ольга Мунгалова, Галина Уланова, Наталья Сологуб и Марина Семенова. В образе главного героя перед публикой появлялись Петр Гусев, Константин Сергеев, Александр Сергеев и Алексей Ермолаев.
Других персонажей играли Светлана Захарова, Николай Цискаридзе, Ольга Лепешинская, Владимир Рябцев. К слову, Цискаридзе, изначально выступавший в балете в роли одной из кукол, перевоплощался в Щелкунчика больше сотни раз. Зрители видели звезду российского балета в этой постановке на протяжении 18 лет. Артист, который в 2023 году отметил свой 50-летний юбилей, выходил на сцену даже в свой день рождения, 31 декабря.
В интервью звезда говорит, что для него отмечать личный праздник в образе любимого публикой сказочного героя стало доброй традицией: он испытывал радость, создавая новогоднее настроение и даря веру в чудо взрослым и детям.
Ажиотаж последних лет
Балет «Щелкунчик» не теряет популярности в последние годы и продолжает оставаться востребованным у театральной публики. Перед новогодними датами взрослые и дети спешат в очередной раз увидеть легендарную постановку на сцене Большого театра. Выступление уже удалось посмотреть таким знаменитостям, как Ольга Бузова, Мария Погребняк, Николай Цискаридзе, Надежда Стрелец и Виктория Лопырева.
Несмотря на внушительную стоимость билетов, их раскупают в считанные часы после старта. В сезоне 2024/2025 цена за возможность насладиться ярким сказочным зрелищем варьируется от 25 тыс. до 50 тыс. руб. Любопытно, что в этом году Большой театр решил провести аукцион по продаже билетов.
Вырученные средства планируется направить на «поддержку артистов». СМИ сообщали, что спустя 15 минут после старта аукциона были сделаны первые минимальные ставки, при которых цена увеличилась на 5 тыс. руб. А через несколько дней стоимость лота, включающего комплект из 4 билетов, выросла от стартовых 200 тыс. до 1,2 млн руб. Также в Сети стало известно, что постановку увидят посетители кинотеатров по всей стране, а еще 31 декабря знаменитый балет Чайковского будет показан на Первом канале в онлайн-трансляции, которую бесплатно посмотрят жители даже самых удаленных уголков России.
Читайте также по теме:
- Сказка Гофмана «Щелкунчик»: характеристика главных и второстепенных героев
- Балет за миллион: ажиотаж вокруг «Щелкунчика» в Большом театре побил ценовые рекорды
- Владимир Спиваков прокомментировал истерию вокруг билетов на «Щелкунчика»
- «Безумно приятно»: Цискаридзе злорадствует над провалом «Щелкунчика»
- Цискаридзе: зрителей балета «Щелкунчик» обманули