Биография
В наследии младшего современника Ивана Айвазовского Поля Синьяка, как и у русского художника, множество морских пейзажей. Хотя на картинах француза преобладает штиль, стиль живописи пуантилизм, который он создал, и попытки проверить гармонию алгеброй вызывали в художественной среде бурные споры.
Детство и юность
Художник родился в 1863 году в зажиточной парижской семье. Отец Поля владел лавкой, в которой продавались седла, сбруи и другие изделия для коневодства. День рождения живописец праздновал 11-го числа 11-го месяца.
Глава семьи умер, когда Полю было 16 лет, а мать хотя и желала для единственного сына биографии архитектора, смирилась со страстью наследника к живописи. Кумирами парня были художники-импрессионисты. На четвертой выставке импрессионизма Поль попытался копировать картину Эдгара Дега, но был изгнан своим тезкой Гогеном. А уже на восьмой выставке экспонировались работы самого Синьяка и его друга Жоржа Сёра.
Личная жизнь
В 19 лет парень познакомился с дальней родственницей Писсарро Бертой Роблес, которую взял в жены 10 лет спустя. Перед Первой мировой войной Поль расстался с супругой и закрутил роман с художницей Жанной Семмельрсхайм-Дезранж. Несмотря на наличие трех детей от предыдущего брака с архитектором Пьером Семмельрсхаймом, женщина родила Синьяку дочь Джиннет.
В отличие от таких импрессионистов, как Эдуард Мане и Берта Моризо, Поль не запечатлевал фрагменты своей личной жизни на картинах. Зато в работах Синьяка отразилось увлечение автора парусным спортом и греблей.
Будучи руководителем Общества независимых художников, Поль поддерживал молодых коллег, в том числе фовистов, стремящихся к обобщению пространства, и представителей предтечи абстракционизма — кубизма. За 2 года до смерти Синьяк написал предисловие к каталогу выставки советских живописцев в Париже. Организаторы экспозиции неслучайно обратились к пожилому мэтру — еще в 1919 году Поль вместе с Анатолем Франсом и Анри Барбюсом подписал заявление в защиту советской России.
Живопись
Наиболее известными картинами Синьяка, в 1911 году ставшего кавалером ордена Почетного легиона, являются «Портрет Феликса Фенеона», «Во имя гармонии», «Миндальные деревья в цвету» и поздние акварели. Творчество живописца совпало с бурным развитием фото, и запечатлевать красоту природы и человека оказалось для художников недостаточным.
Синьяк разработал теорию пуантилизма — направления неоимпрессионизма, в котором картины создавались короткими (точечными) мазками. Если ранние импрессионисты полагались на интуицию, то пуантилисты строили искусство на основе достижений науки о цветовосприятии.
Работы Синьяка, девизом которого были слова «золотой век не в прошлом, а в будущем», имеют характерные особенности. Рисуя Париж, живописец предпочитал центру окраины и предместья. В отличие от Сёра Синьяк, создавая пейзажи, любил воспроизводить вид, открывающийся не с возвышения, а из лодки.
Современников живописец удивлял рисованием красот природы не с натуры, а в мастерской. В натюрмортах Поль уделял особое внимание передаче фактуры предметов.
Смерть
Живописец скончался в августе 1935 года. Причиной смерти Синьяка стал сепсис. Поль похоронен на крупнейшем кладбище французской столицы Пер-Лашез, на котором находятся могилы Жоржа Бизе и Фредерика Шопена.
Картины
- 1885-1886 - «Обед»
- 1890 - «Портрет Феликса Фенеона»
- 1892 - «Женщины у колодца»
- 1893 - «Женщина с зонтиком»
- 1893-1895 - «Во имя гармонии»
- 1895 - «Сен-Тропе. Фонтан де Лис»
- 1896 - «Миндальные деревья в цвету»
- 1898 - «Капо ди Ноли»
- 1900 - «Папский дворец в Авиньоне»
- 1905 - «Таможенная тропа»
- 1906 - «Гавань в Марселе»
- 1922 - «Вид на Монтобан под дождем»
- 1931 - «Старый порт Марселя»