Биография
Российская группа «Поп-механика» была феноменом рок-культуры, она состояла из участников топовых прогрессивных команд. Местом дислокации музыкантов, настроенных на эксперименты в области джаза и авангарда, являлся Ленинград.
История создания и состав
В 1980-х в мире советского искусства появились такие рок-группы, как «Кино», «Аквариум» и «АукцЫон». Среди музыкантов, сочинявших песни для сборников и альбомов, были десятки эпатажных персон.
За развитием творческого процесса наблюдал композитор Сергей Курёхин, игравший в джазовом ансамбле, допускавшемся за рубеж. Тогда театрализованные шоу на территории Союза расценивались как вызов культуре и антиакадемический мятеж.
Встреча с Борисом Гребенщиковым стала поворотным моментом в биографии Курёхина. В период сотрудничества возникла мысль об экспериментальном проекте с участием профессиональных музыкантов и ярких талантливых людей.
Это положило начало истории создания коллектива, захватившего в XX веке внимание человеческих масс. «Поп-механика» появилась как команда профессионалов, игравших на разных инструментах арт-рок, психоделическую музыку, регги и джаз.
Концептуальные идеи были взяты из-за границы, у группы Devo, игравшей в жанрах пост-панка, электроника и синти-поп. Американцев из штата Огайо в 1980-х отличали мощное театральное шоу и оригинальный гардероб.
Для создания имиджа композитор привлек к ленинградскому проекту Тимура Новикова, бывшего знатоком в создании визуальных картин. Живописец, работавший в рок-клубе дизайнером и оформителем сцены, привлек в коллектив энтузиастов.
Костяк группы сформировали родоначальник Сергей Курёхин, Григорий и Виктор Сологубы, басист и электрогитарист. К «Поп-механике» присоединился Александр Борисович Кондрашкин — барабанщик нескольких коллективов и неисправимый оптимист.
В своеобразном рок-оркестре играли уборщики, кочегары, а также люди из мира искусства и околомузыкальных кругов. Профессионалами считались Игорь Бутман, Алексей Заливалов, Аркадий Шилклопер и Михаил Кордюков.
Концепция «Поп-механики» позволяла сотрудничать с обитавшими в рок-клубе «АукцЫоном», «Странными играми», Виктором Цоем и группой «Кино». Таланты Курёхина ценили выпускники консерваторий, причастные к деятельности ансамбля интуитивной музыки «Три “О”».
Музыка
О творчестве группы «Поп-механика» рассказывали члены рок-клубов, посещавших каждый перформанс в крупных советских городах. Первое выступление коллектива состоялось весной 1985 года, событие широко обсуждалось в культурных ленинградских кругах.
Курёхин, знакомый с механизмом организации гастролей, с коллегами по сцене представлял проект Советскому Союзу. Яркие неожиданные шоу на фоне света и декораций вызывали море эмоций.
Саксофонист Сергей Летов, брат лидера «Гражданской обороны», вспоминал, как готовился к концертам большой авангардный коллектив. Хорошее настроение «дирижера» из-за рабочих нестыковок могло перед выходом на сцену смениться на жесткий негатив.
Лидер, прозванный Капитаном, считался спонтанным человеком, «пьесы», представленные на сцене, создавались почти на ходу. Приглашенные звезды эстрады и андеграундной культуры заставляли визжать от восторга интеллигентную среду.
Иногда молодые люди, пришедшие на Виктора Цоя, за минуту до шоу узнавали, что Сергей выгнал с концерта «Кино». Такие эксцессы, регулярно происходившие за сценой, не мешали членам группы жить и действовать заодно.
Слухи о ленинградской команде быстро распространились в Союзе и с легкой руки журналистов вышли за пределы страны. Поездки по Европе для экспериментального оркестра в период общественного застоя были чрезвычайно важными.
Отказ от цензуры позволил группе попасть в телевизионные программы, в рамках «Музыкального ринга» прошел полномасштабный концерт. О песнях «Тибетское танго», «Стыпан да дывчина» и «Маршельеза» журналисты новой эпохи писали на страницах газет.
Курёхину было довольно сложно справиться с непрофессионализмом, некоторые участники состава не знали гитарных аккордов и нот. Это не огорчало Капитана, в молодости бывшего джазменом, к каждому самородку в рок-клубе он нашел подход.
Когда «Поп-механика» добилась невиданного для СССР успеха, все музыканты Ленинграда просились в концертный состав. У микрофона появлялись мэтры советского рока и представители иностранных держав.
В российской действительности команда с мятежным характером превратилась в профессиональный полукоммерческий проект. В шоу, свободном от запретов и пережитков старой эпохи, появились эстетика, пафос и малопонятный интеллект.
В дискографии коллектива не было традиционных альбомов, все записи производились на сцене — на глазах у людей. Пластинки «Концерт», «Народ гуляет» и «И***вый опоссум — концерт во Франции» считались реальным воплощением ярких авангардистских идей.
Распад
В 90-х в Советском Союзе появилось понятие «гласность», и андеграундная элита начала постепенно вымирать. После распада государства неформальные залы и клубы стали по воле новой власти переоборудовать и закрывать.
Сергей Курёхин по разным причинам потерял ряд членов команды, десятки видных рок-музыкантов не дожили до 40 лет. На фоне общественного упадка главный «поп-механик» России понял, что концовка процесса близка.
Капитан отгородился от экспериментального проекта, занялся сольной дискографией и антологиями хитов. Он появлялся на гастролях, организованных по знакомству, продолжавшихся до середины 1990-х годов.
Последний концерт коллектива состоялся в ДК им. Ленсовета, в специальных российских журналах был представлен фотоколлаж. Шоу № 418 (номер партбилета музыканта) вызвало у российских фанатов неподдельный ажиотаж.
Смерть Курёхина перечеркнула далеко идущие планы, команда распалась в 1996 году. Десятки участников коллектива собрались на кладбище в Комарово, люди плакали, провожая легендарную рок-звезду.
Памяти ленинградца посвятили международные фестивали, проходившие в странах Европы и крупных российских городах. Премию имени Капитана, лидера экспериментального проекта, вручали деятелям искусства в 2010-х годах.
Дискография
- 1985 — «Концерт»
- 1985 — «3-й Ленинградский рок-фестиваль»
- 1987 — «Народ гуляет»
- 1987 — «Насекомая культура»
- 1987 — «Отец и сын»
- 1987 — «Введение в Поп-механику»
- 1988 — Pop Mechanics No 17
- 1991 — «И***вый опоссум — концерт во Франции»
Интересные факты
- На концертах группы царил упорядоченный хаос, на сцене присутствовали обезьяна, лошадь, курица или осел. Музыканты в одежде из комиссионного магазина принимали странные позы, катались на мини-автомобилях и танцевали рок-н-ролл.
- Курёхин называл выступления театрализованными постановками, не требующими репетиций и распределения ролей. За минуту до выхода к фанатам художественный руководитель мог уволить почти любого из задействованных людей.
- «Поп-механику» называли культовым русским коллективом, королями подпольного рока и новой экспериментальной волны. Курёхина, Гребенщикова, Олега Гаркушу и Гарика Ассу увидеть вместе мечтала добрая половина страны.
- Репертуар авангардистов отличался смешением жанров, Курёхин сотрудничал с артистами из всех культурных слоев. Песни Колы Бельды прозвучали на незабываемом концерте, состоявшемся в Ленинграде в конце 80-х годов.