Биография
Зиновий Высоковский был выдающимся деятелем культуры. Комик, сыгравший десятки ролей в театре, являлся любимцем советской публики. Он запомнился людям как маленький человек с сильным характером, непревзойденным чувством юмора и широчайшим диапазоном творческих возможностей.
Детство и юность
Зиновий Моисеевич Высоковский родился в конце ноября 1932 года Таганроге в образованной интеллигентной семье со средним достатком. Предки были представителями еврейской национальности, выросшими на территории Советского Союза.
Отец, приверженец традиций собственного народа, работал бухгалтером на строительном предприятии. Мужчина вместе с законной супругой занимался воспитанием сына и следил за его разносторонним развитием. Вечерами дружная ячейка общества читала книги, а по выходным посещала филармонию, театры и музеи.
Мальчику нравилось такое времяпрепровождение, он с раннего детства был искренне заинтересован во всем, что входило в понятие искусства. В раннем возрасте в Зиновии, знавшем наизусть монологи из пьес русских классиков, проснулся актерский талант.
В школе, носившей имя писателя Антона Павловича Чехова, Высоковский заслужил уважение одноклассников и педагогов. Несмотря на то, что подросток не любил делать уроки, учеба давалась ему легко.
Получив аттестат и золотую медаль за успеваемость, отличник собрался подавать документы в театральный вуз. Отец, до глубины души возмущенный таким необдуманным решением, назвал сына «босяком». Несмотря на протест родителя, юноша в 1952 году отправился в столицу Советского Союза в надежде стать студентом легендарной «Щуки». Этому помешала запись в пятой графе паспорта, свидетельствовавшая о том, что абитуриент был евреем.
Разочарованный неудачей, Зиновий вернулся на родину в Таганрог. Чтобы не терять время, он поступил в институт, сейчас известный как Инженерно-технологическая академия ЮФУ, и стал специалистом в сфере автоматики и телемеханики.
Работа на градообразующем предприятии не привлекала молодого человека артистического склада. Переступая через собственное представление о будущей биографии, он исполнял волю расчетливого отца и вечно беспокоившейся за его судьбу матери.
В 1957 году терпение Высоковского лопнуло, и он снова поехал в Москву. На этот раз дипломированному инженеру удалось впечатлить приемную комиссию Щукинского училища. Радости Зиновия не было предела, когда его фамилия появилась в списках студентов актерского отделения.
Личная жизнь
В личной жизни Высоковского была единственная женщина — законная жена Любовь Ефимовна. Артист театра и эстрады дорожил семейным счастьем, длившимся более 50 лет.
Взаимные чувства супругов укрепила дочь Екатерина, ставшая радиоведущей и журналисткой, и внучка Софья — актриса кино и телевидения.
В интервью Зиновий Моисеевич рассказывал о том, что с возлюбленной он познакомился в молодости. Будучи артистом самодеятельности, он обратил внимание на привлекательную партнершу по сцене, бывшую уроженкой города Ростов-на-Дону.
Девушка, пытавшаяся стать студенткой местного медицинского института, хорошо запомнила эффектного темноволосого парня и подсознательно решила стать его женой. Так и случилось, когда Высоковский решился сделать предложение.
Фотографии супругов, обнимавшихся или нежно державшихся за руки, на протяжении десятилетий украшали страницы советских газет и журналов, посвященных искусству.
Творчество
В начале 1960-х Высоковский окончил Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина. Путевку в жизнь студенту-отличнику выдал мэтр советского кинематографа Владимир Абрамович Этуш. Первым местом работы молодого талантливого актера стал Московский театр миниатюр, созданный сценаристом и драматургом Владимиром Соломоновичем Поляковым.
Параллельно с участием в постановках по мотивам пьес русских писателей, Зиновий Моисеевич снимался в художественных фильмах. Кинодебют состоялся в двухсерийной экранизации романа Константина Симонова «Живые и мертвые». Режиссер Александр Стоппер доверил уроженцу Таганрога роль военкора Миши, и новичок, сразу сообразивший, как вести себя перед камерой, блестяще воплотил характер персонажа.
В 1967 году представитель еврейской национальности перебрался в знаменитый Театр сатиры. Зрители с удовольствием ходили на спектакли «Безумный день, Или женитьба Фигаро», «Швейк во Второй мировой войне», «Ревизор» и «Маленькие комедии большого дома», где актер выступал как главное или второстепенное действующее лицо.
После смерти партнеров Анатолия Папанова и Андрея Миронова Высоковский, 20 лет жизни проведший в здании на Триумфальной площади, покинул сценическую труппу под руководством Валентина Плучека и стал эстрадным артистом разговорного жанра.
В сольных программах звучали отрывки из академических постановок, одесские анекдоты, а также одиночные интермедии и репризы, написанные знаменитыми авторами. Монолог «Звонок из вытрезвителя», где появился женский персонаж по имени Люлек, мгновенно стал классикой советского юмора.
Всесоюзное признание пришло к артисту после выхода телевизионной развлекательной программы «Кабачок "13 стульев "» о жизни сотрудников выдуманного польского треста, их родственников и друзей.
Когда шоу выпустили на телеэкраны, зрители не знали Высоковского. Чтобы завоевать любовь публики, артист долго и тщательно прорабатывал характер героя — писателя-графомана пана Зюзи. Он придумал имя, манеру речи, биографию и внешний вид.
Слава обитателей кафе, высмеивавших общественный строй и события, происходившие в СССР в 60-е–80-е годы, докатилась до Европы. Зиновий Моисеевич и партнеры получили звание заслуженных деятелей искусств Польши.
Вскоре после закрытия «телекабачка» по политическим причинам Высоковский представил зрителям Театра эстрады моноспектакль под названием «Пятая сторона света». Артист читал отрывки из юмористических рассказов Михаила Зощенко, а также стихи Расула Гамзатова, Константина Симонова и Владимира Высоцкого.
В 2000-х годах актер, выпустивший сборник анекдотов «Говорит Одесса», гастролировал и пополнял фильмографию. Зиновий Моисеевич снялся в таких кинолентах, как «Кышкин дом», «Смотрящий вниз», «Под небом Вероны» и «Парк советского периода».
Смерть
По словам близких друзей и родственников, Зиновий Моисеевич был человеком, обладавшим непомерным чувством юмора. Актер всегда старался улучшить настроение окружающих и рассмешить их еврейским анекдотом или эстрадным монологом на злобу дня.
Высоковский не имел привычки жаловаться на невзгоды и проблемы со здоровьем. Он неотступно следовал девизу:
«Плачь перед Богом, смейся перед людьми».
Пока оставались силы, выпускник Щукинского училища участвовал в театральных постановках и снимался в кино. Последним проектом стал фильм «Грязная работа», где заслуженный артист РСФСР сыграл роль антиквара Алексеева-Чижевского.
3 августа 2009 года звезда телекабачка «13 стульев» скончался в московской больнице им. С. П. Боткина. Причиной смерти стал приступ почечной недостаточности.
По распоряжению Министерства культуры России Зиновия Моисеевича похоронили на Ваганьковском кладбище. В день рождения на могилу актера приносят свежие цветы.
Фильмография
- 1964 — «Живые и мёртвые»
- 1965 — «Друзья и годы»
- 1968 — «Ещё раз про любовь»
- 1968 — «Шестое июля»
- 1969 — «Кабачок «13 стульев»
- 1969 — «Швейк во Второй мировой войне»
- 1974 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
- 1975 — «Маленькие комедии большого дома»
- 1981 — «Тайна, известная всем»
- 1982 — «Ревизор»
- 2002 — «Кышкин дом»
- 2002 — «Смотрящий вниз»
- 2006 — «Парк советского периода»
- 2009 — «Грязная работа»
Интересные факты
- Зиновий Высоковский является автором книги «Жизнь моя — анекдот: Автобиографическая проза», вышедшей в одном из российских издательств многотысячным тиражом.
- Высоковский любил образ «случайного человека». Монологи от его лица неоднократно звучали на передачах «С добрым утром!» и «Голубой огонек». Миниатюра «Звонок из вытрезвителя» в буквальном смысле слова побывала в космосе: Петр Климук и его коллеги вместе с аудиозаписями, где звучал голос пана Зюзи, переносили тяготы полета, продолжавшегося несколько десятков дней.
- В столице СССР уроженец Таганрога познакомился со многими знаменитостями. Особенно ценной он считал дружбу с Владимиром Семеновичем Высоцким. Несмотря на плотный съемочный и гастрольный графики, мужчины находили время на то, чтобы «плотно общаться, лихо пить, трудно работать…».