Биография
Биография Алексея Кожевникова почти уникальна: мужчина, не имевший профессионального актерского образования, не только снялся в десятках картин, но и удостоился звания заслуженного артиста РСФСР. Образы, созданные Алексеем Александровичем на экране, были близки и понятны советским зрителям.
Детство и юность
Будущий актер появился на свет 28 января 1933 года в Ленинграде в семье школьной учительницы Лидии Петровны Кожевниковой (в девичестве Ерастовой). Через два месяца после рождения Алеши отец семейства Александр Васильевич, работавший на одном из промышленных предприятий города на Неве, скоропостижно скончался.
Поднимать младших детей, Алексея и Виктора, Лидии Петровне помог старший сын Михаил, родившийся в 1910 году и на момент семейной трагедии делавший успешную карьеру баяниста. К несчастью, талантливый музыкант погиб на фронте в первый год Великой Отечественной войны.
Лидия Петровна с младшими сыновьями пережила военное лихолетье у родственников в Мышкинском районе Ярославской области. После снятия блокады Ленинграда Кожевниковы вернулись в город на Неве. В 14 лет Алеша бросил школу и, чтобы не быть нахлебником в семье, устроился на завод «Электропульт» учеником механика. После работы юноша учился в вечерней школе.
Кожевников достиг на производстве серьезного служебного роста. Когда Алексей стал слесарем-механиком 3-го разряда и получил аттестат зрелости, предприятие направило способного парня на обучение в Ленинградский военно-механический институт. Поступив в 1951 году в кузницу инженерных кадров, Кожевников, не привыкший тратить вечера на выпивку и безделье, стал заниматься в самодеятельной театральной студии при Выборгском доме культуры.
По одной из версий, именно на репетиции этого коллектива студента приметила и пригласила сниматься в картину «Первый эшелон» ассистент режиссера Михаила Калатозова. По другой, Алексей пошел попробовать свои силы в массовке, увидев объявление.
Типаж Кожевникова пришелся по душе постановщикам. Ленинградца стали наперебой приглашать в фильмы о молодежи. Однако Алексей не бросил учебу в Военмехе, а после получения диплома еще два года отработал инженером-конструктором на ленинградском заводе № 7 Наркомата оборонной промышленности, впоследствии получившем название «Арсенал», и лишь затем сосредоточился на артистической деятельности.
Фильмы
В дебютном фильме «Первый эшелон» Кожевников сыграл не безымянного парня из массовки, а значимого персонажа Валю Солнцева. Для постановщика Калатозова лента стала переходным этапом от официозного творчества к созданию всемирно известной картины «Летят журавли», а для многих молодых артистов, включая Олега Ефремова, — отличным началом кинокарьеры.
С будущей звездой фильма «Любовь и голуби» Ниной Дорошиной, также дебютировавшей в «Первом эшелоне», Кожевников вновь пересекся на съемках мелодрамы «Они встретились в пути» режиссера Татьяны Лукашевич по сценарию бывшего ШКИДовца Леонида Пантелеева. Нине досталась роль Лены Крапивиной, а Алексею — Кости Вавилова.
Самые известные ленты в фильмографии актера с инженерным образованием — это комедии «Неподдающиеся», «Королева бензоколонки» и «Полосатый рейс», причем в первых двух Кожевников сыграл центральных персонажей, а в третьей довольствовался второстепенной ролью радиста.
В зрелые годы Алексей Александрович стал мастером эпизода. Оттепель сменилась застоем, и режиссеры не решались приглашать на главные роли человека без актерского образования. Приятное исключение — комедия Владимира Мотыля «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад». Режиссер, снимавший Кожевникова в картине «Звезда пленительного счастья» в крохотном образе Пафнутия, в альманахе по произведениям Антона Чехова доверил Кожевникову центральную роль Петра Петровича Стрижина в новелле «Неосторожность».
Последним, в кого Алексей Александрович перевоплотился на экране, стал поэт в мини-сериале Евгения Татарского «Джек Восьмеркин — “американец”». Лента вышла уже после смерти актера. Через 14 лет после кончины ленинградца образ мистера Мерея, созданный Кожевниковым в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова «реинкарнировался» в телесериале того же режиссера «Воспоминания о Шерлоке Холмсе».
Личная жизнь
Алексей Александрович сознательно не завел детей, поскольку боялся передать отпрыскам болезнь, доставшуюся в наследство от матери, — скрытую гипертонию. Кожевников тайно и безответно любил партнершу по картинам «Неподдающиеся» и «Королева бензоколонки» Надежду Румянцеву, но личную жизнь коренного ленинградца скрашивала другая актриса.
Фактической женой актера была Людмила Ксенофонтова. Людмила Петровна была на шесть лет старше Алексея Александровича и, несмотря на отсутствие штампа в паспорте, заботилась о талантливом, но болезненном спутнике жизни. В качестве совместного фото фактических супругов обычно приводят кадр из кинодрамы Валерия Гурьянова «Средь бела дня…», в которой Кожевников и Ксенофонтова снялись в 1983 году.
Смерть
Жизнь звезды «Неподдающихся» и «Королевы бензоколонки» оборвалась 6 сентября 1986 года. Причинами смерти Кожевникова стал резкий скачок артериального давления и то, что машина скорой помощи долго ехала к артисту, находившемуся на даче друзей.
Через пару лет после Алексея Александровича от обострения семейной болезни скончался его брат Виктор. Могила актера находится на крупнейшем некрополе в городской черте Санкт-Петербурга — Большеохтинском кладбище
Фильмография
- 1955 — «Первый эшелон»
- 1958 — «Они встретились в пути»
- 1959 — «Невские мелодии»
- 1959 — «Неподдающиеся»
- 1961 — «Полосатый рейс»
- 1963 — «Королева бензоколонки»
- 1964 — «Зайчик»
- 1975 — «Звезда пленительного счастья»
- 1977 — «Собака на сене»
- 1980 — «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
- 1984 — «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад»
Интересные факты
- Тезка и однофамилец актера — русский советский писатель, лауреат Сталинской премии второй степени Алексей Венедиктович Кожевников.
- Режиссер фильма «Первый эшелон» Михаил Калатозов перевел студента Военмеха из массовки на роль комсомольца Вали Солнцева после того, как парень легко сымпровизировал на предложенную Михаилом Константиновичем тему «Что чувствует петух, внезапно снесший яйцо».