Биография
В 2020-м дебютный полнометражный фильм Филиппа Юрьева «Китобой» произвел настоящий фурор на Венецианском кинофестивале и увез несколько наград с «Кинотавра». От идеи приключенческой драмы до ее воплощения прошло около десятилетия, но это того стоило. По словам режиссера, за все время он сочинил один-единственный сценарий — однажды его внезапно посетила мысль, которую он записал на 4 листах формата А4 за полтора часа и постепенно развивал дальше.
Детство и юность
Филипп появился на свет 15 января 1990-го и уже со школьной скамьи «заболел» кинематографом. Любовь к нему привил мальчику одноклассник — личность яркая и харизматичная. Приятель рассказал о том, что существуют режиссер, сценарист, оператор, а также о том, как кино устроено изнутри.
Друзья снимали все подряд, монтировали смешные видео, где взрывались арбузы (этот ролик товарищи представили для экзамена по химии), делали забавную озвучку в стиле Гоблина и договорились вместе покорять ВГИК.
Но в итоге во Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова поступил только Юрьев. Единомышленнику запретила прерывать адвокатскую династию его семья. Впрочем, и родственники создателя триумфального «Китобоя» не были в восторге от такого решения.
Мать, в которой сын души не чает, не принадлежала творческой профессии, но в молодости дружила с некими режиссерами и пыталась донести до ребенка, что тот не имеет типичных качеств для овладения ремеслом.
«Дед у меня — писатель-фантаст Зиновий Юрьев, который писал про покорение планет, древние народы, разумных роботов, но при этом в жизни был очень строгий, такой советский дядька. И он меня тоже не поддержал. Мне помог только дядя. Он сказал, что режиссер — звучит необычно», — делился деятель искусства в интервью.
В вузе студент попал в мастерскую, совмещавшую игровое и документальное кино, где главными наставниками подопечных стали Сергей Соловьев и Алексей Учитель. Суровый подход последнего (скупая манера, жесткая программа, нервный климат, конкуренция) пришелся по душе парню, и уже с первого года обучения он с однокурсниками начал творить фестивальные проекты.
В фильмах москвича находит отражение то, что было пережито им самим. Например, на появление «Песни механической рыбы» отчасти повлияли сложные взаимоотношения с отцом (Филипп не разговаривал с ним 15 лет), а в «Китобое» дословно воспроизведены мужские диалоги на интимные темы.
Личная жизнь
На странице Юрьева на сайте креативного агентства Stereotactic, к которому знаменитость имеет непосредственное отношение, указаны краткая биография и перечислено то, что он любит (мать) и не любит (в рекламе — бессмысленную модность и фальшивый глянец, а также анаморфоты).
Без путешествий и экспедиций талантливый деятель кинематографического искусства просто не представляет себя. К слову, однажды увидев репортаж о китобоях, Филипп решил, что обязательно снимет фильм на Чукотке.
Личную жизнь мужчина не делает достоянием общественности, а его персональный аккаунт в «Инстаграме» наполнен фотографиями, отражающими рабочие моменты, или снимками из всевозможных поездок.
Фильмы
Еще во время учебы во ВГИКе Юрьев положил начало собственной фильмографии, сняв короткометражный «Видоизмененный ландшафт», повествующий о человеческом выборе.
Следующим проектом оказалась дипломная «Песня механической рыбы», участвовавшая в конкурсе короткого метра «Кинотавра» в Сочи, петербургского «Послания к человеку», фестивалей в Клермон-Ферран и «Сандэнс». Лента увезла специальный приз жюри с Rio de Janeiro International Short Film Festival, а также награды из Монреаля, Берлина, Токио и Сан-Паулу. Режиссер признавался, что сценарий к нему написал за одну ночь, а съемки проходили в крайне непростых условиях в Москве и на Крайнем Севере.
По окончании вуза студенческая амбициозность парня столкнулась с жесткими реалиями и невозможностью трудоустройства. Поэтому подопечный Алексея Учителя устроился режиссером монтажа, приложив руку к роликам для сети кофеен, документальному фильме об Олимпиаде, рекламе для ведомства ДОСААФ, отмеченной наградой Vimeo Staff Pick, Renault и т. д.
«Окружающие люди твердили: "Слушай, это все замечательно, молодец, но очнись, никогда в жизни этого не произойдет, ты никогда не снимешь. Это дорого, трудно, и вообще с такими историями невозможно получить деньги". Но историю я дописал, самые сильные изменения коснулись, наверное, только финала», — говорил Филипп о «Китобое».
История о влюбленном чукотском охотнике должна была заканчиваться печально, но в итоге ее создатель решил, что «жить нужно улыбаясь», и раскрасил финал в светлые тона.
Наряду с непрофессиональными актерами, получившими главные роли (Владимир Онохов и Владимир Любимцев), в кинокартине снялись и уже известные Арье Вортхальтер с Кристиной Асмус. Причем из-за шумихи, поднявшейся по поводу откровенных сцен в «Тексте», актриса хотела отказаться от работы, но в итоге дала добро.
Филипп Юрьев сейчас
В 2020-м «Китобой» Юрьева завоевал Гран-при программы авторского кино «Дни Венеции» на международном венецианском кинофестивале и получил приз за лучшую режиссуру и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков на «Кинотавре». Кроме того, из Сочи не с пустыми руками вернулся и исполнитель главной мужской роли Владимир Онохов.
Еще до триумфа на последнем массовом празднестве Филипп, трудящийся в Stereotactic, рассказал о дальнейших творческих планах:
«Идей очень много. Но учитывая то, как долго я делал свой первый фильм, от которого меня многие отговаривали, и насколько я бескомпромиссный, не знаю, когда смогу их реализовать. Что-то простое снимать нет желания, хочется снова «крестового похода» — возможно, в еще более отдаленное место».
Фильмография
- 2009 — «Видоизмененный ландшафт»
- 2011 — «Песня механической рыбы»
- 2020 — «Китобой»
Интересные факты
- «Финальная сцена — единственная, в которой вообще нет никакого сценария, поэтому она и хороша. Мы случайно взяли с собой Коляна, и я просто толкнул его в кадр. И дальше ребята говорили совершенно свое. Мой замысел выглядел так мелко по сравнению с тем, что передо мной происходило. Я понял, что этот замысел надо в себе просто растворить, уничтожить первым. И посмотреть, что вот это прямо сейчас с пацанами — интересней и важней», — говорил Филипп Юрьев в интервью.
- Дедушка режиссера, выступавший автором научно-фантастических произведений («Белое снадобье», «Полная переделка», «Быстрые сны», «Дарю вам память», «Бета семь при ближайшем рассмотрении», «Брат мой, ящер»), с 1952-го являлся сотрудником редакции журнала «Крокодил».
- Исполнителя главной роли Владимира Онохова создатели «Китобоя» нашли в реабилитационном центре, где тот временно пребывал (у него есть мать в селе Лаврентия), а о Владимире Любимцеве известно, что он сирота.
- Кинематографист признавался, что не пробовал китовое мясо — ему просто не хотелось есть существ, занесенных в Красную книгу.
- «Песня Джули Круз, текст к которой написал Дэвид Линч, а спродюсировал Анджело Бадаламенти, как ни странно, идеально вписалась в наш фильм. Естественно, возникли сложности с приобретением музыки для фильма, потому что набор был впечатляющий: там и Джонни Кэш, и Рой Орбисон, и голландский композитор Симеон тен Хольт с его органными треками. А еще здесь есть песни местной группы, играющей серф-рок, мотивами походящий на треки в картинах Тарантино», — сообщил создатель «Китобоя».