Биография
Владимир Иванович Хотиненко — российский кинорежиссер, сценарист и актер. Сегодня кинематографист все больше углубляется в историю родины, пытаясь понять причины происходящих перемен. Мастер убежден, что образ будущего России необходимо искать в ее прошлом.
Детство и юность
Хотиненко родился 20 января 1952 года в Славгороде, расположенном в Алтайском крае, там же прошло его раннее детство. Но старшие классы Владимир оканчивал в Павлодаре (Казахская ССР), куда переехала семья.
В этом городе юноша стал членом молодежной патриотической организации «Гринабель», которой руководил Виталий Еремин. Также в школьные годы парень занимался легкой атлетикой и был чемпионом Казахской ССР среди школьников по прыжкам в высоту. Окончив общеобразовательное заведение, выпускник год проработал художником-конструктором Павлодарского тракторного завода.
Затем Владимир поехал в Свердловск и стал студентом архитектурного института, который окончил в 1976-м с красным дипломом. Интересно, что в молодости Хотиненко играл в студенческом ансамбле, который назывался «Машина времени». После выпуска из учреждения молодой человек отслужил в армии, во внутренних войсках МВД СССР.
Кинематограф
Однажды по счастливому стечению обстоятельств уроженец Алтайского края познакомился с Никитой Михалковым. В неформальной обстановке состоялась беседа, которая перевернула мировоззрение и всю биографию будущего режиссера. По совету мэтра протеже устроился в местную киностудию художником-постановщиком. Параллельно он учился на Высших курсах кинематографии.
Впоследствии коллеги стали работать вместе. Так, в 1981-м Михалков доверил Владимиру Хотиненко второстепенного персонажа Валерика в трагикомедии «Родня», сценарий которой Виктор Мережко написал специально для Нонны Мордюковой.
Первой самостоятельной режиссерской работой автора стал приключенческий боевик «Один и без оружия». Дебют был встречен одобрительно, но успех пришел к автору в 1987-м, когда тот снял фантастическую притчу «Зеркало для героя». Литературным синопсисом ленты стала одноименная повесть Святослава Рыбаса.
В дальнейшем Хотиненко представил на суд зрителей криминальную мелодраму «Макаров». Главную роль Владимир Иванович предоставил Сергею Маковецкому. За свои труды создатель удостоился ряда наград, в том числе премии «Ника» за «Лучший игровой фильм».
Еще один резонансный фильм мастера вышел в 1995-м. Социальная драма «Мусульманин» вызвала неоднозначную реакцию критиков из-за претензионного сравнения христианства и ислама. На самом деле подопечный Михалкова хотел подчеркнуть, что в религиях заповеди одинаковые, а законы нравственности стоят выше, чем условности церковных постулатов.
В 1999-м Владимир Хотиненко приступил к созданию драмы «Страстной бульвар» о жизни спившегося артиста, который спустя 10 лет решил вернуться к прежней жизни. Картина значилась в списках участников внеконкурсного показа Берлинского и Монреальского фестивалей, а также завоевала приз ФИПРЕССИ ММКФ.
Параллельно кинематографист стал преподавать на Высших курсах режиссеров и сценаристов игрового кино и в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино». Позднее он возглавил кафедру режиссуры во ВГИКе.
Затем Владимир Иванович выпустил триллер «По ту сторону волков» о послевоенном времени. Хотиненко пригласил в актерский состав Владислава Галкина и Валентина Гафта. Сериал создан по мотивам одноименного произведения Алексея Биргера.
Интерес у публики вызвала драма о гибели подводной лодки «72 метра», снятая по мотивам одноименного сборника рассказов писателя Александра Покровского. Критика проекта сводилась к техническим ошибкам, таким как незадраенные люки подлодки или невозможность потопить современное судно миной времен Второй мировой войны. Но к таланту мастеру кадра претензий не возникло.
В дальнейшем вышел многосерийный исторический фильм «Гибель империи», который Владимир Хотиненко создал по собственному сценарию. Лента повествовала о становлении советского контрразведывательного управления. Она получила 3 премии ТЭФИ и завоевала «Золотого орла».
Параллельно постановщик попробовал себя в документалистике. Он презентовал картину о столице Италии «Паломничество в Вечный город» — первый совместный кинопроект Ватикана и Русской православной церкви.
На последующие работы Хотиненко повлияло творчество писателя Федора Достоевского. Сначала Владимир Иванович поставил биографический сериал «Достоевский», а через 3 года снял драму «Бесы» по роману писателя. За последнюю автор удостоился Гран-при на XV международном телекинофоруме «Вместе».
Сюжет «Наследников» построен на обсуждении в студии популярного ток-шоу личности преподобного Сергия Радонежского. Изначально проект так и планировали назвать — «Преподобный Сергий Радонежский», однако в ходе съемок создатели поменяли решение.
Одновременно в Москве открылась Академия кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова, одним из преподавателей которой стал Владимир Хотиненко.
Вскоре кинематографист приступил к работе над телевизионным шоу «Демон революции», действие которого происходит в 1915–1917 годах. В касте значились звезды кинематографа Евгений Миронов, Федор Бондарчук, Паулина Андреева и другие. Премьера ТВ-драмы состоялась накануне 100-летия Октябрьской революции.
В 2019-м Хотиненко выпустил исторический экшен «Ленин. Неизбежность», который представил на кинофестивале в Каннах. Вот что сказал автор в одном из интервью по поводу своей очередной работы:
«К глубокому сожалению, противоречивое отношение к фигуре Владимира Ленина отодвинуло в тень его значимость. Это все равно одна из самых важных фигур в истории человечества, мало кому удалось вот так перевернуть мир».
Позднее преподаватель академии Михалкова привез картину в Ульяновск, на международный фестиваль кино «От всей души». Помимо специальной премии губернатора Ульяновской области «Честь и достоинство», которую завоевала лента, на родине революционера также открыли звезду с именем мастера на местной «Аллее звезд».
Личная жизнь
Счастье в личной жизни Хотиненко обрел не сразу. С первой супругой Татьяной молодой человек познакомился, еще будучи студентом архитектурного института. Избранница Владимира слыла первой красавицей курса, и он долго добивался ее расположения. Молодожены поселились у родителей девушки, которые недолюбливали зятя — им он казался неперспективным. Вскоре у пары родился первенец — сын Илья Хотиненко. Позднее он пошел по стопам отца и стал режиссером.
Впоследствии кинематограф развел Хотиненко-старшего с первой женой: работа занимала все свободное время в жизни, не оставив времени на семью. Второй избранницей деятеля искусств стала знаменитая в Советском Союзе узбекская актриса Дилором Камбарова. Брак первое время был счастливым, и супруга произвела на свет дочь Полину. После развода с Хотиненко бывшая избранница вместе с наследницей эмигрировала в США.
Третий союз в личной жизни Владимира Ивановича оказался мимолетным. Возлюбленная Виолетта вращалась в театральных кругах, общих детей с Хотиненко им так и не довелось завести.
Четвертую жену — Татьяну Яковлеву — мастер кадра встретил в 1996-м на фестивале «Киношок» в тот момент, когда переживал кризис в семейной жизни. Первоначально отношения не складывались: в глазах Татьяны, которая тогда уже воспитывала сына Дениса Аларкон-Рамиреса от Себастьяна Аларкона, постановщик выглядел выскочкой. Но совместная поездка в творческую командировку сблизила их.
Роман продолжился в Москве, а в Париже, куда влюбленные опять отправились в деловую поездку, Хотиненко сделал избраннице предложение. После бракосочетания последовало венчание. Фото с таинства попало в интернет, хотя сам Владимир Иванович не ведет социальных сетей. С тех пор пара неразлучна.
Ко всему прочему, обладатель премии «Ника» уже давно стал счастливым дедушкой. В семье старшего сына подрастают трое внуков: Серафим, Иван и Фёкла.
В январе 2022-го режиссер отмечал юбилей. Его поздравил президент Владимир Путин, отметив вклад Хотиненко в киноискусство, а также заслуги в наставнической деятельности. Сам мэтр не стал отмечать 70-летие с широким размахом.
Владимир Хотиненко сейчас
Сейчас кинематографист, несмотря на солидный возраст, продолжает пополнять фильмографию новыми проектами. Автор приложил руку к документальной ленте «Баня, водка, гармонь, Голливуд», в которой рассказывается о том, как голливудская «фабрика грез» сделала кино своим главным оружием пропаганды против России. Премьера картины должна была состояться в начале июня 2023-го на Первом канале.
Фильмография
- 1984 — «Один и без оружия»
- 1995 — «Мусульманин»
- 2002 — «По ту сторону волков»
- 2003 — «Вечерний звон»
- 2003 — «72 метра»
- 2004 — «Гибель империи»
- 2007 — «1612»
- 2009 — «Поп»
- 2011 — «Достоевский»
- 2014 — «Бесы»
- 2015 — «Наследники»
- 2017 — «Демон революции»
- 2019 — «Ленин. Неизбежность»
Награды
- 1988 — Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации Специальный приз
- 1992 — Премия «Киношок» в номинации «Премия за режиссуру»
- 1993 — Премия «Киношок» в номинации «Главная премия»
- 1993 — Премия «НИКА» в номинации «Лучший игровой фильм»
- 1993 — Премия «НИКА» в номинации «Лучшая режиссёрская работа»
- 2001 — Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
- 2006 — Премия ТЭФИ
- 2006 — Премия ФСБ России
- 2010 — Народный артист Российской Федерации
- 2013 — Премия «Человек года-2013»
- 2016 — Орден «Содружество»
- 2019 — Орден Почёта
Интересные факты
- В 2018-м Владимир Иванович стал доверенным лицом кандидата в мэры Москвы Сергея Собянина.
- Любимый кинопостановщик мастера — Клинт Иствуд.
- Режиссер опубликовал книгу под названием «Зеркало для России», где размышляет о прошлом и будущем страны сквозь призму собственных воспоминаний.