Биография
Дирижера и скрипача Карла Элиасберга коллеги и меломаны называли музыкальным Дон Кихотом. Сам руководитель Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета шутил, что в его имени и отчестве — Карл Ильич — объединились основоположники марксизма-ленинизма — Карл Маркс и Владимир Ленин. Главным событием в биографии Элиасберга стало исполнение в августе 1942 года в блокадном Ленинграде Седьмой (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича.
Детство и юность
Будущий дирижер появился на свет 10 июня (28 мая по старому стилю) 1907 года в Минске. Родители, назвавшие сына в честь Маркса, наградили отпрыска весьма редкой комбинацией национальностей: Карл был наполовину евреем и наполовину немцем. Такой же коктейль присутствовал в крови другого советского музыканта, композитора и пианиста Альфреда Шнитке, родившегося на 27 лет позже Элиасберга.
Сведения о детстве и юности дирижера скупы. Начальное музыкальное образование Карл получил в Полтаве у будущего профессора Харьковской консерватории Иоахима Гольдберга. Одноклассником Элиасберга был Исаак Жук, будущая первая скрипка Квартета Большого театра.
С 1926 года уроженец Минска жил в городе на Неве в доме № 27 по Кронверкскому проспекту, расположенном напротив Александровского парка на Петроградской стороне. В 22 года Карл окончил Ленинградскую консерваторию по классу скрипки, параллельно овладев искусством дирижирования. Сменил место жительства Элиасберг только в 1940 году, переехав в дом № 50 на набережной Фонтанки.
Творчество
Трудовая биография Карла Ильича началась в 1929 году в оркестре Театра музыкальной комедии. В 1931 году Элиасберг перешел в концертный ансамбль Ленинградского радио, вскоре трансформировавшийся в симфонический оркестр, а в 1937 году возглавил коллектив.
До войны уроженец Минска дирижировал записью музыки ко многим советским кинофильма. В частности, именно оркестру Элиасберга Исаак Дунаевский доверил записать музыкальное сопровождение к картине «Концерт Бетховена», образы юных персонажей которой создали будущий чемпион СССР по шахматам Марк Тайманов и будущий композитор Исаак Шварц. Критики считают, что Карл Ильич в студийной записи интерпретировал «Еврейский танец» из музыки Дунаевского к фильму «Искатели счастья» интереснее и убедительнее, чем сам автор.
В годы блокады коллектив Элиасберга остался единственным оркестром в осажденном Ленинграде и выступил на концертных площадках и в эфире Ленинградского радио несколько сотен раз. 27 декабря 1941 года музыканты под управлением Карла Ильича дали концерт, транслировавшийся на Швецию, под названием «Ленинград живет и борется». Затем в концертной деятельности наступил трехмесячный перерыв. В январе 1942 года Элиасберг с женой получили от председателя Ленинградского радиокомитета Виктора Ходоренко путевки в стационар дистрофического госпиталя, в который превратилась гостиница «Астория».
Весной 1942 года руководство города на Неве выступило с идеей возродить оркестр и исполнить Седьмую симфонию Шостаковича. Выбор произведения обусловило то, что три из четырех частей композитор закончил в осажденном Ленинграде к сентябрю 1941 года и лишь четвертую дописал в эвакуации в Куйбышеве.
К весне 1942 года из 100 музыкантов оркестра в городе оставались только 27. Кто-то воевал с винтовкой в руках на фронтах, кто-то погиб, кто-то умер от истощения. Коллектив собирали по крупицам, возвращая музыкантов в том числе из действующей армии. Барабанщика Жавдета Айдарова, упавшего в голодный обморок, Элиасберг нашел уже в морге и вернул к жизни.
Первая репетиция длилась всего 15 минут. Но через несколько месяцев благодаря железной воле Карла Ильича и обедам, получаемым в столовой горсовета, музыканты репетировали уже по 5-6 часов.
Премьеру симфонии в Ленинграде наметили на 9 августа 1942 года. Именно в эту дату, как бахвалилось гитлеровское командование в 1941-м, в городе на Неве фашисты должны были отмечать свою победу концертами классической музыки.
На концерте в Ленинградской филармонии присутствовал командующий Ленинградским фронтом генерал-майор Леонид Говоров. Чтобы защитить музыкантов и слушателей от бомбежки, советская армия в день концерта начала операцию «Шквал». Исполнение симфонии Шостаковича коллективом Элиасберга, транслировавшееся по радио и через громкоговорители, показало: осажденный город не сломлен.
После войны Карл Ильич осуществил студийные записи произведений Сергея Танеева и Анатолия Лядова, Густава Малера и Йозефа Гайдна. Однако вернувшийся из эвакуации дирижер Евгений Мравинский сумел вытеснить Элиасберга на вторые роли в музыкальной жизни Ленинграда и отодвинуть соперника от активной концертной деятельности.
Личная жизнь
Личная жизнь дирижера была неразрывно связана с Надеждой Дмитриевной Бронниковой, на которой Карл Ильич женился в 25 лет. Будущие супруги познакомились во время совместной работы в симфоническом оркестре Ленинградского радио, где интеллигентная барышня дворянских кровей работала пианистом-концертмейстером. Жена была на четыре года старше Элиасберга.
Во время блокадного исполнения симфонии Шостаковича Бронникова не только играла в оркестре, но и накрахмалила белоснежную рубашку Карла Ильича для концерта при помощи специально выданной картофелины. Старший брат Надежды Михаил, в юности окончивший тот же лицей, что и Александр Пушкин, сгинул в сталинских лагерях. Пережитая трагедия наложила отпечаток на мнение Бронниковой о целесообразности обзаведения отпрысками в тоталитарном государстве. Поэтому, несмотря на любовь и нежность, царившую в отношениях супругов, которые отмечали в воспоминаниях все их знакомые и которая видна на совместных фото, детей у пары не родилось.
В последние годы жизни Элиасберга не приглашали в филармонию не только в качестве дирижера, но и в качестве почетного гостя, поэтому Карл Ильич зачастую покупал билет и приходил в любимый зал как рядовой зритель. Отрадой для музыканта и его жены была дача в Сортавале.
Смерть
Карл Ильич скончался в возрасте 70 лет 12 февраля 1978 года. Через три года не стало жены дирижера.
Урны с прахом Элиасберга и Бронниковой сначала были захоронены в колумбарии ленинградского крематория. Но в 1992 году благодаря усилиям мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака и музыканта Юрия Темирканова супруги нашли последний покой в могиле на втором по престижности некрополе города на Неве — Литераторских мостках Волковского кладбища.
Интересные факты
- Друзья семьи дирижера называли супругов Бронникову и Элиасберга Бронеасбергами.
- Исполнение оркестром Ленинградского радио Симфонии № 7 в начале второго года блокады стало центром сюжета романа новозеландской писательницы Сары Куигли «Дирижер», опубликованного в 2011 году.
- В сериале Александра Котта «Седьмая симфония», премьера которого состоялась 8 ноября 2021 года на телеканале «Россия-1», образ Карла Элиасберга создал Алексей Гуськов. Любопытно, что актер во время съемок был почти на 30 лет старше своего персонажа на момент исполнения произведения Шостаковича в осажденном Ленинграде. Для роли Гуськов похудел на 12 кг. Сыграть жену дирижера постановщик доверил Наталье Рогожкиной, а Виктория Толстоганова перевоплотилась в поэтессу Ольгу Берггольц.