Александр Полынников

Aleksandr Polynnikov
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
81 год
Дата смерти
8 сентября 2022 г.
Место рождения
Семейное положение
был женат на Анна Назарьева
Соцсети
    0,0 / 5 (0 голосов)

    Биография

    К трем проектам, за которые ему не стыдно как оператору, Александр Полынников отнес «Городской романс», «Д`Артаньяна и трех мушкетеров» и «Приключения Электроника». Причем если над первой лентой ему пришлось немало потрудиться, то ко второй у него с самого начала было несерьезное отношение. Спустя годы деятель искусства, на отлично справившийся с задачей просто «сделать картинку», признавался, что ему очень нравится цветовое решение фильма по роману Александра Дюма (отца).

    Детство и юность

    За пару недель до начала Великой Отечественной войны в семье Николая Полынникова случилось радостное событие: 3 июня 1941 года на свет появился сын Саша.

    Мальчик родился и вырос в селе Чистеньком Симферопольского района Крымской АССР. В памяти знаменитости навсегда остался просторный отчий дом и строгое, но доходчивое воспитание дедушки, бывшего кулака, в прошлом успевшего отбыть тюремный срок «за длинный язык». Внук описывал его как человека, умудренного жизнью, высококлассного плотника и мастера на все руки. Однажды первоклассник принес из школы единицу за кляксы в тетради, после чего дед доступно объяснил ребенку, что такое неприемлемо, выбросив тетради, учебники и карандаши в навозную кучу:

    «Дед говорит: “А зачем тебе в школу? Что тебе там делать? Ты кол принес! Значит, тебе учиться не надо. Выбросил я твои учебники. Иди вон коров почисти”. Я долго-долго чистил коров, весь перемазался и решил: “Нет! Лучше буду грызть гранит науки, чем вот так всю жизнь канителиться”. И, представьте, до десятого класса ни одной плохой отметки не получил!»

    Вспоминая деревенскую жизнь, талантливый кинооператор рассказывал, что все там приходилось делать самому. Поэтому вместе с дедушкой, научившим забивать гвозди с одного удара, он и стелил полы, и штукатурил стены, и клал печку, и мастерил табуретки.

    Александр Полынников в молодости
    Александр Полынников в молодости / Фото: Voice

    В тяжелом послевоенном детстве у будущего деятеля искусства не было никаких светлых пятен, кроме кино, которое привозили и показывали солдатам, жившим в землянках за околицей. Кинематограф сразу завладел сердцем школьника, занимавшегося в театральном кружке. Всерьез же интересоваться им подросток начал по мере взросления, рассуждая, что режиссерскую деятельность не потянет, потому что малокультурный, а с операторской попробовать стоит.

    Фильмы

    На знаменитой Одесской киностудии студент оказался в 1967-м, за год до выпуска из ВГИКа, где набирался знаний в мастерской Леонида Косматова.

    В этот вуз парень пошел потому, что хотел живьем снимать Наталью Фатееву, эту «красоту неземную», и его заветное желание в будущем сбылось. Мужчина уговорил Наталью Николаевну сняться в главной роли в рекламе, что тогда для знаменитых артистов считалось делом зазорным, убедив, что ее никто не увидит. Но вышло все наоборот, и, стыдясь того, что он подставил любимую актрису, больше Александр Николаевич за презентационные ролики не брался.

    В 1969-м Полынникова, успевшего поработать с Кирой Муратовой над «Короткими встречами», на съемках «Внимание, цунами!» судьба свела с Владимиром Высоцким, спасшим эту картину своими песнями. Помимо того, что лента являлась первым советским фильмом-катастрофой, она примечательна еще и тем, что именно с нее у кинооператора завязались откровенные творческо-дружеские отношения с Георгием Юнгвальд-Хилькевичем, продолжившиеся в «Дерзости», «Туфлях с золотыми пряжками» и «Д’Артаньяне и трех мушкетерах».

    В последнем проекте, который он окрестил «чистым мюзиклом», кинематографисту довелось всерьез потрудиться над музыкальными клипами, хотя тогда еще такого понятия и не существовало. В процессе работы над приключенческой комедией Полынникову пришлось горячо спорить с режиссером по поводу видеоряда на песню «Смерть Констанции», поконфликтовать с Алисой Фрейндлих и выиграть у нее в честном споре коньяк, пройти путь от ненависти до любви с Маргаритой Тереховой и совершенно замучить актеров в эпизоде, когда д`Артаньян играл с кардиналом в шахматы.

    После «Приключений Электроника», принесших ему Государственную премию СССР, Александр Николаевич до 2003-го завязал с операторством, переключившись на режиссуру. В новом амплуа он дебютировал на старте 80-х, познакомив публику с мелодрамой «Берегите женщин», а в начале следующего десятилетия первым в стране взялся за эротическое кино. В жанре «про это» он создал «Обнаженную в шляпе», «Идеальную пару», «Страсти по Анжелике», «Мужчину легкого поведения» и прочие, поставив цель приобщить зрителей к культуре секса.

    В середине нулевых талантливый выпускник института кинематографии пробовал себя в качестве продюсера («Женские истории», «Осенний детектив»), периодически возвращаясь к написанию сценариев («Чай с бергамотом»).

    Личная жизнь

    Знакомство Анны Назарьевой с Александром Полынниковым произошло на съемочной площадке комедии «Просто ужас!». Актриса, которой на тот момент исполнилось 11 лет, пробовалась на роль, однако режиссер не утвердил ее из-за слишком взрослых грустных глаз. Лет до 15 девушка ничего не слышала о том, кто впоследствии стал ее единственным мужем, но в итоге он лично пригласил ее в картины «Дорога к дому» и «Поживем — увидим». На съемках последней мужчина как-то сразу расположился к молодой коллеге, по-отечески укрыв ее полушубком от ветра и обняв:

    «Вся съемочная группа загоготала: “Что вы делаете!”, а я возьми и пошути: “Вот исполнится 18 — женюсь!” После этих съемок года три мы не виделись. Потом Аня приехала ко мне на пробы “Приморского бульвара” и снялась в главной роли. После чего кокетливо сообщила: “А мне уже 18!” И я, помня свое обещание, как честный человек, повел ее в загс».
    Александр Полынников и Анна Назарьева с Ольгой Кабо и Александром Кузнецовым
    Александр Полынников и Анна Назарьева с Ольгой Кабо и Александром Кузнецовым / Фото: «Культурология»

    Александр Николаевич думал, что за месяц до регистрации его избранница десять раз передумает, но она заявление не забрала, и супруги прожили в счастливом браке 35 лет. Конечно, в личной жизни не обходилось без ссор и сцен ревности, но пара быстро находила пути примирения и компромиссы. К сожалению, у четы не было общих детей, а делать процедуру ЭКО «русская Эммануэль» не захотела. У кинооператора же имелся сын Дмитрий от первой жены, родившийся 18 августа 1971-го. На его страницах в социальных сетях и сейчас найдутся фотографии со знаменитым отцом.

    Смерть

    8 сентября 2022-го в возрасте 81 года создателя культовых советских картин не стало. По словам его верной спутницы, причиной смерти послужило онкологическое заболевание:

    «Мы с онкологией года два боролись, а потом стало хуже, не помогало лечение. Ему стало не очень хорошо, вызывали скорую, его положили в реанимацию. И буквально на третий день в реанимации он ушел. Мы его повезем в Крым. Так как он завещал, мы развеем прах над всеми могилами его родных, которые ему очень близки и помогли в жизни».

    С 2016-го Александр Полынников не появлялся на съемочной площадке — последним проектом в его кинематографической биографии значился мелодраматический сериал «Крестная». После него в кино не снималась и Анна Назарьева, которая, впрочем, не оставляет надежды вернуться на экраны.

    Фильмография

    Оператор:

    • 1967 — «У моря, где мы играли»
    • 1969 — «Внимание, цунами!»
    • 1970 — «Городской романс»
    • 1971 — «Дерзость»
    • 1972 — «Юлька»
    • 1973 — «Ринг»
    • 1974 — «Ответная мера»
    • 1975 — «Ар-хи-ме-ды!»
    • 1976 — «Туфли с золотыми пряжками»
    • 1977 — «Свидетельство о бедности»
    • 1978 — «Д'Артаньян и три мушкетёра»
    • 1979 — «Приключения Электроника»
    • 2009 — «Кармелита»

    Режиссер:

    • 1981 — «Берегите женщин»
    • 1982 — «Просто ужас!»
    • 1985 — «Поживём — увидим»
    • 1986 — «Повод»
    • 1988 — «Приморский бульвар»
    • 1989 — «Возьми меня с собой»
    • 1990 — «День любви»
    • 1991 — «Обнажённая в шляпе»
    • 1992 — «Идеальная пара»
    • 1993 — «Кумпарсита»
    • 1993 — «Страсти по Анжелике»
    • 1994 — «Мужчина лёгкого поведения»
    • 1996 — «Клюква в сахаре»
    • 1997 — «Грешная любовь»
    • 1999 — «Тонкая штучка»
    • 2000 — «Салон красоты»
    • 2002 — «Комедийный коктейль»
    • 2002 — «Дружная семейка»
    • 2003 — «Возвращение Мухтара»
    • 2005 — «Мальчишник, или Большой секс в маленьком городе»
    • 2013 — «Везёт же людям»
    • 2016 — «Крёстная»

    Интересные факты

    1. Полынников часто снимал жену в своих фильмах («Обнаженная в шляпе», «День любви», «Идеальная пара»), при этом совершенно не ревнуя к тому, что любимая женщина работала с другими режиссерами. Кинематографист называл то, что супруга была хорошей актрисой, дополнительной сложностью, ведь ему приходилось предъявлять к ней повышенные требования.
    2. В звездной паре в кулинарном плане царило разделение обязанностей: Анна Назарьева отвечала за рыбу и щи из квашеной капусты, а Александр Полынников — за мясо, борщ и плов.
    3. У старшего товарища Георгия Юнгвальд-Хилькевича кинооператор научился многому, но в первую очередь — смотреть на мир через рамки видоискателя, снимать натурные съемки и выбирать кадр.
    4. В 2011-м деятель искусства говорил, что не прочь снять красивую эротическую комедию о русалке, для которой уже готов сценарий: «Мужики поймали русалку и начинают шурупать, что с ней дальше делать, конструкция-то непонятная. Позже выясняется: все это подстава была».
    5. Александр Николаевич описывал домашний уют и порядок как возможность найти вещи на своем месте. Например, когда ночью, в полной темноте, можно встать с кровати, пройти в гостиную и взять очки с полки или открыть на кухне шкаф и достать стакан.