Биография
Композитор Александр Колкер успел оставить яркий след в истории советской эстрады. Бесконечно преданный музыке, он написал множество хитов, на которых выросло не одно поколение слушателей. Его произведения, наполненные теплотой и самыми светлыми чувствами, проникали в самое сердце и оставались там надолго.
Детство и юность
Будущий композитор родился 28 июля 1933 года в Ленинграде. Никто из родителей не имел отношения к музыке. Отец Наум Иосифович, по национальности еврей, служил в Народном комиссариате внутренних дел СССР, мать Софья Григорьевна вела хозяйство и занималась воспитанием сына.
Несмотря на это, у маленького Саши рано обнаружился абсолютный слух. Талант мальчика явно нуждался в огранке, поэтому его отдали в музыкальную школу, где он с удовольствием обучался игре на скрипке. О том, что станет композитором, Александр Колкер в детстве даже не мечтал. После окончания школы он по настоянию отца поступил в Ленинградский электротехнический институт, из стен которого выпустился в 1956 году.
Творчество
Электротехнический уклон института не помешал Александру Колкеру продолжать заниматься любимым делом. В молодости он учился на композиторских курсах Иосифа Пустыльника, открытых при Союзе композиторов Ленинграда. Приобретенные знания молодой человек начал сразу применять на практике, сочиняя музыку к студенческим спектаклям. Тем временем талантливый композитор пополнил творческую копилку опереттой «Белая ворона», которая пользовалась большим успехом. В студенческие годы он также написал музыку для струнного квартета.
После окончания института выпускник ЛЭТИ начал трудовую биографию в лаборатории завода, куда получил распределение. Впрочем, надолго он там не задержался и уже через два года, в 1958-м, плотно занялся композиторской деятельностью.
К началу шестидесятых имя Александра Колкера было хорошо знакомо ленинградской интеллигенции, однако всесоюзную известность и огромную популярность ему принес творческий союз с женой Марией Пахоменко. В 1964 году увидела свет песня «Качает, качает», которую композитор написал для спектакля «Иду на грозу». Тонкое сплетение чувственной мелодии и невероятной красоты голоса дало композиции заслуженное звание шлягера. Через пару месяцев песня звучала отовсюду, а творческий дуэт, скрепленный семейными узами, прославился на весь Союз.
Талантливый композитор написал для жены 26 песен, в том числе обожаемые миллионами советских слушателей композиции «Стоят девчонки» и «Рябина».
Еще одним важным человеком в творческой судьбе Колкера, помимо Марии Пахоменко, стал поэт-песенник Ким Иванович Рыжов, написавший тексты к большинству хитов композитора. Помимо плодотворного сотрудничества, начавшегося в конце 1950-х, мужчин связывала искренняя и теплая дружба.
За годы творческой жизни Александр Колкер написал музыку к 17 мюзиклам. Среди самых известных — рок-опера «Овод». Премьера спектакля состоялась на сцене Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола в 1985 году. Постановка была создана режиссером Геннадием Егоровым по мотивам одноименного романа Этель Лилиан Войнич. Главную роль молодого революционера Ривареса (Овода) сыграл Михаил Боярский. Сочетание героико-романтической темы спектакля и жанра рок-мюзикла вызвало споры задолго до премьеры. Несмотря на это, постановка пользовалась бешеной популярностью: на каждом представлении зал был забит до отказа.
Любовь зрителей заслужила также музыкально-драматическая поэма «Жар-птица» на стихи Геннадия Алексеева. Спектакль неоднократно ставился на сцене ленинградских, а позже и санкт-петербургских театров.
Фильмы, к которым Александр Колкер написал музыку, вошли в золотой фонд советского кино. Среди них комедия «Завтра, третьего апреля…», в которой состоялся кинодебют Константина Райкина. Но наибольшую известность композитору принес комедийный мюзикл «Трое в лодке, не считая собаки» с Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным в главных ролях. Песни из него — «Нас вела сама любовь», «Сон Харриса», «XIX век» — согревали душу слушателей не одно десятилетие.
В 1981 году композитор стал заслуженным деятелем искусств РСФСР. Среди значимых наград в творческой биографии Колкера — национальная премия «Музыкальное сердце театра», которую ему вручили за музыку к спектаклю «Гадюка».
Личная жизнь
Устроить личную жизнь с первой попытки Александру Колкеру не удалось. После развода с Маргаритой Стрыгиной начинающий композитор открыл сердце для новой любви, и она не заставила себя долго ждать.
Брак с Марией Пахоменко
В Ленинградский музыкально-эстрадный ансамбль, где работал Александр Наумович, пришла молодая певица Мария Пахоменко. Однажды он заглянул в музыкальный класс и увидел, как девушка причесывала волосы: у нее была роскошная коса до щиколоток. Александра свели с ума ее красота, грация и нежность, поэтому он пообещал себе: «Эта девчонка обязательно будет моей!». Вокруг Пахоменко всегда вились толпы поклонников, но очарованный музыкант не отчаивался: каждый день приносил цветы и трепетно ухаживал. Окружающие, к слову, удивлялись, что же такого красавица нашла в невзрачном мужчине в очках, но Марию эти пересуды не волновали.
28 октября 1958 года Колкер и Пахоменко скромно расписались и сделали совместное фото на память. В крепком браке, продлившемся 54 года, родилась единственная дочь Наталья. Семейная пара всегда считалась образцовой: за все годы не было и намека на скандалы. Лишь после смерти Марии Пахоменко, страдавшей от болезни Альцгеймера, обнажились нелицеприятные факты семейной жизни.
После смерти жены
Дочь композитора заявила, что отец неоднократно поднимал руку на тяжелобольную мать. Оскорбленный Александр Наумович пошел в суд за защитой чести и достоинства, однако проиграл, поскольку десятки свидетелей рассказали о его жестоком обращении с женой. Несмотря на это, композитор продолжал отстаивать свою невиновность. В программе «Зеркало для героя» Александр Наумович рассказал Оксане Пушкиной о конфликтах с дочерью, которая даже не позволила ему проститься с «любимой Машенькой». Единственную внучку музыканта назвали в честь бабушки.
В последние годы жизни прославленный композитор вел уединенный образ жизни и редко давал интервью.
Нападение на актера
20 февраля 2022 года появилась информация о нападении на 88-летнего Александра Колкера. По данным полиции, инцидент произошел в лифте дома в Приморском районе Санкт-Петербурга. Неизвестный мужчина ударил композитора ножом, забрал сумку и скрылся. Александр Наумович смог самостоятельно добраться до квартиры и вызвать скорую помощь. К счастью, он серьезно не пострадал.
К нападению оказался причастен 46-летний житель Южно-Сахалинска, который познакомился с Александром Колкером в супермаркете, после чего вызвался проводить пенсионера домой. 21 февраля 2022 года Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту покушения на умышленное убийство.
Задержанный объяснил свой поступок личной неприязнью к актеру. Нападавший был поклонником творчества Марии Пахоменко и таким образом решил отомстить Александру Наумовичу за такое отношение к покойной супруге.
Смерть
В июле 2023 года появилась новость о госпитализации Колкера. По многочисленным сообщениям СМИ, композитор продолжительное время не выходил из квартиры и не открывал дверь. Знакомые забеспокоились о его состоянии. После взлома сотрудники полиции увидели Александра Наумовича в изможденном состоянии, самостоятельно передвигаться он не мог.
Музыканта отвезли в реанимацию, где врачи предположили, что у него перелом шейки бедра. А 1 августа, через 3 дня после наступления 90-летия, Александр Колкер умер. Причину смерти не называли.
Дискография
Песни:
- «Аэрофлот» (ВИА «Аккорд»)
- «Горожанка» (Эдуард Хиль)
- «Если б не было в мире влюблённых» (Лидия Клемент)
- «Журавль в небе» (Мария Пахоменко и Эдуард Хиль)
- «Ласточка» (Мария Пахоменко)
- «Луна и песня» (Георг Отс, Эдуард Хиль)
- «Ну, расстались» (Елена Дриацкая)
- «Песенка почтальона» (Лидия Клемент)
- «Стоят девчонки» (Мария Пахоменко)
- «Утро» (Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский)
Музыка к фильмам:
- 1969 — «Завтра, третьего апреля…»
- 1969 — «Поющие гитары»
- 1970 — «А людям песня так нужна…»
- 1971 — «Бой с тенью»
- 1972 — «Последние дни Помпеи»
- 1974 — «Свадьба Кречинского»
- 1976 — «Труффальдино из Бергамо»
- 1979 — «Путешествие в другой город»
- 1979 — «Трое в лодке, не считая собаки»
- 1980 — «Мелодия на два голоса»
- 1982 — «Никто не заменит тебя»
- 1989 — «Смерть Тарелкина»
Интересные факты
- Благодаря творческой активности студентов в годы учебы Колкера ЛЭТИ в шутку прозвали «Ленинградским эстрадно-театральным институтом с легким электротехническим уклоном».
- Талантливый композитор проявил себя и в других сферах. В 1998 году увидели свет его мемуары «Лифт вниз не поднимает!».