Биография
«Легенда», «мастер сценического перевоплощения», «скромный и великий», «всегда разный» — это только немногие характеристики, которые дали Юрию Померанцеву. Коллеги артиста восхищались его необычным подходом к профессии. Он искал острые углы и новые решения и эмоции, каждую роль оттачивал и доводил до идеала, дотошно изучал своих персонажей и тонко чувствовал их переживания. К себе маэстро был неизменно строг и требовал полной отдачи от других.
Детство и юность
11 февраля 1923 года в Киеве у Бориса Померанцева родился сын Юра. В 30-х годах отца перевели на ответственный пост в «Карагандашахтстрой» в Караганду, где он был арестован в 1938-м и пропал без вести в лагерях. Вместе с матерью мальчик ненадолго перебрался в Москву, поселившись на Петровке, и поступил в столичную школу. Учился подросток из рук вон плохо и однажды остался на второй год, потому что все его время поглощали театры: Вахтанговский, Малый, имени Моссовета и МХАТ.
Юный зритель провожал в последний путь Константина Станиславского и вживую видел игру Ольги Книппер-Чеховой, Михаила Жарова, Бориса Ливанова и другой «бриллиантовой россыпи талантов». За Аллой Тарасовой и Иваном Москвиным он не только наблюдал на сцене, но и сидел рядом в зрительном зале, сразу потеряв интерес к происходящему вокруг, а Василию Качалову даже написал «обычное юношеское восторженное» письмо, на которое, к изумлению, пришел ответ.
Мечту выучиться на актера разрушила начавшаяся Великая Отечественная война. В октябре 1941-го 18-летний парень прошел в Казани краткий курс молодого бойца, дослужившись до звания ефрейтора, а через несколько месяцев стал помощником командира отделения 269-го отдельного лыжного батальона 1-й ударной армии (Северо-Западный фронт).
Красноармеец участвовал в Демянской наступательной операции, где 11 марта 1942 года получил тяжелое ранение, и до мая пролежал в госпитале в городе Горьком. В 1943-м после продолжительного лечения в Ярославле солдат приехал в Алма-Ату, где в эвакуации находилась мать, и положил начало успешной творческой биографии, чему не помешало отсутствие специального образования.
Театр
Театральный путь Померанцев начал в 1943-м как артист хора Казахского государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета имени Абая.
Сюда племянника, занятого в «Евгении Онегине», «Царской невесте» и «Тоске», устроил дядя Александр Матвеевич Курганов — известный артист, драматический тенор, работавший в Америке и Франции и учивший Розу Джаманову и братьев Ришата и Муслима Абдуллиных.
Через пару лет Юрий перешел в театр для детей и юношества Казахстана, где задержался почти на десятилетие и учился тонкостям профессии, жизни и даже цирковому искусству у Натальи Сац.
Год отдав саратовскому ТЮЗу, в 1954-м актер-фронтовик по приглашению Якова Штейна поступил на службу в Русский театр драмы в Алма-Ате, через 10 лет получивший имя Михаила Лермонтова, где пробыл до конца своих дней.
За долгую актерскую карьеру, продолжавшуюся 79 лет, титулованный артист успел сыграть больше 300 ролей. Среди них — Ваня в «Униженных и оскорбленных», Феликс Дзержинский в «Шестом июля», Шут в «Короле Лире», Дон Кихот в «Человеке из Ламанчи», Князь К. в «Дядюшкином сне», Леонид Гаев в «Вишневом саде» и Евгений Дорн в «Чайке».
Несмотря на отточенное мастерство, признание критиков и любовь публики, Юрий Борисович, который попробовал себя и в режиссуре («Собака на сене», «Старые друзья», «Живой портрет»), каждый раз испытывал страх перед выходом на сцену:
«Всякий раз, как и при получении роли, у меня ощущение, будто я начинаю все с белого листа. Особенно явно оно проявилось в работе над чеховским “Ивановым”, где мне была поручена одна из ведущих ролей. И это при том, что Чехова я сыграл почти всего».
Фильмы
Впервые на съемочную площадку парень вышел еще в середине 40-х, засветившись в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна. Но великого режиссера дебютант тогда не запомнил, ведь все внимание перетянул на себя кумир Николай Черкасов, перевоплотившийся в царя.
Спустя десятилетие будущему мастеру доверили маленький эпизод в чайной в «Березах в степи», где ему предстояло сыграть изрядно выпившего человека. После этого актер попал на заседание худсовета, где его появление на экране назвали «неубедительным и вымученным» и даже хотели вырезать.
Услышанного было достаточно, чтобы артист никогда не посмотрел этот фильм, но зато провал имел для него важные последствия. Померанцеву позвонил сам Шакен Айманов, пригласил на беседу, а затем — и на главную роль без проб в прославившую его музыкальную комедию «Наш милый доктор»:
«Это было поразительно. Тем более что он сказал: “Юра, вы же понимаете, я могу пригласить на эту роль даже Николая Черкасова или еще кого-нибудь”, и он нисколько не преувеличивал. Шакен Айманов был очень известен в Москве, в стране, его знали, любили, уважали. Работали мы не торопясь, с удовольствием, весело как-то. Все были молодые, красивые».
Юрий Борисович снялся еще в двух лентах этого деятеля искусств («Перекресток» и «Земля отцов»), которого считал необыкновенным человеком и святой для себя личностью, потому что тот первым поверил в него. А «потрясающая» фотография, где Юрий Борисович сидит рядом с бронзовой фигурой коллеги на открытии памятника, являлась одной из самых любимых в его архиве.
Среди заметных киноработ актера числится и «Освобождение» Юрия Озерова о грандиозной битве на Курской дуге, где его героем оказался генерал-лейтенант Андрей Власов.
Личная жизнь
Лауреат театральных и национальных премий, обладатель воинских и государственных наград не очень любил интервью, но все же соглашался на них.
Хозяин именной звезды на Аллее звезд казахского кино и сооснователь первого в мире детского театра, до конца дней обладавший крепким духом и блестящим умом, охотно рассказывал о творческом пути, но о личной жизни, будучи человеком закрытым, предпочитал не распространяться. Известно только, что в быту ему помогала друг семьи и правая рука Ольга Савельева.
Коллеги называли легендарного артиста самым читающим актером, всегда внимательно следившим за происходящим в мире, недоверчивым к себе и своим возможностям, все подвергавшим сомнению и никогда не боявшимся спорить с режиссерами. В свободное от съемок, спектаклей и репетиций время Юрий Борисович, несмотря на свой высокий статус, самостоятельно ходил с авоськой на базар.
Смерть
Утром 23 марта 2022-го в социальных сетях Русского театра драмы имени Михаила Лермонтова появилось печальное сообщение о том, что на самом рубеже личного века ушел из жизни Юрий Померанцев. Коллеги, назвавшие смерть великого артиста общей потерей для страны и мировой культуры, скорбели и плакали вместе со зрителем, которому любимый учитель отдавал всего себя без остатка.
Несмотря на преклонный возраст (в феврале ему исполнилось 99 лет), актер-фронтовик, поражавший бодростью духа и чувством юмора, продолжал выходить на сцену. Он был занят в спектаклях «Однажды в Глостере» и «Визиты к мистеру Грину» — билеты на постановки с его участием раскупались мгновенно.
Фильмография
- 1944 — «Иван Грозный»
- 1956 — «Берёзы в степи»
- 1957 — «Наш милый доктор»
- 1961 — «Сплав»
- 1962 — «Перекрёсток»
- 1966 — «Земля отцов»
- 1968 — «Орлята Чапая»
- 1968-1971 — «Освобождение»
- 1973 — «Четвёрка по пению»
- 1975 — «Родины солдат»
- 1977 — «Волшебный голос Джельсомино»
- 1978 — «Чужое счастье»
- 2014 — «Раз в неделю»
Интересные факты
- Ответное письмо Василия Качалова прошло с Померанцевым всю Великую Отечественную войну — он носил его в кармане гимнастерки на фронте. Уже в мирное время мужчина показывал его своим студентам, которые бережно передавали ценную бумагу из рук в руки и осторожно прикасались к ней губами: «Я воевал в пехоте, был минометчиком на Северо-Западном фронте. Что больше всего меня потрясло? Смерть товарища, с которым я переговаривался, лежа на снегу перед атакой. И вдруг в одно мгновение его убило. Шел снег, и над ним образовался снежный холм».
- Артист охотно сотрудничал с казахстанским радио и телевидением, председательствовал в Республиканской комиссии по культурно-шефской работе на селе, возглавлял драматическую студию при театре и избирался депутатом Верховного Совета КазССР.
- Самоучка, познавший актерское мастерство прямо на сцене, считал, что нет другого секрета успеха у артиста, кроме как днем и ночью работать над ролью.
- Юрий Борисович был единственным в Казахстане актером, игравшим на сцене в столь солидном возрасте.
- Шакен Айманов, снявший «Нашего милого доктора», не предвидел такого успеха своей картины. По словам Померанцева, воплотившего там главного героя вдвое старше себя, режиссер выиграл прежде всего потому, что привлек в проект местных казахстанских актеров.