Биография
В легендарном «Белом солнце пустыни», просмотр которого стал обязательным ритуалом отечественных космонавтов перед полетом, ярких женских персонажей немало. Наряду с восточными красавицами Гюльчатай, Лейлой и Зухрой зритель запомнил и русских. Конечно, это супруга товарища Сухова – разлюбезная Катерина Матвеевна и жена Павла Верещагина Настасья, по сюжету перенесшая смерть двух любимых мужчин – сначала сына, затем мужа. В образ последней блистательно вжилась Раиса Куркина.
Детство и юность
В 7-й день октября 1927-го в деревне Покровке в семье Куркиных родилась девочка Рая. Родители – простые рабочие на заводе. Так что тонкое понимание прекрасного и тяга к искусству передались ребенку от бабушки по отцовской линии и ее брата. Женщина считалась главной на селе певуньей, да такой, что с окрестных поселений приезжали послушать ее дивный голос. А мужчина и вовсе «сломал систему» и разрушил традиционные устои – взял и сбежал с бродячим театром.
Детство, проведенное в Москве, было по-настоящему счастливым. Раю никто никогда не обижал и не обманывал, не нашлось в нем места ни обидам, ни слезам, ни разочарованиям. Поэтому колоссальное доверие к людям сохранилось в ней на протяжении всей жизни. Яркое воспоминание ранних лет – дедушка нес ее, маленькую, закутанную по глаза в одеяло, а над головой мелькало голубое небо.
Война случилась, когда подростку еще не исполнилось 14 лет. И тогда же Раиса освоила свою первую профессию, устроившись в детсад. Проработав с дошкольниками 7 лет, девушка решила попробовать стать актрисой и поступить в знаменитую «Щуку».
На экзаменах она настолько глубоко «прожила» монолог несчастной Катерины из островской «Грозы», что из глаз, не переставая, лились слезы. Приемная комиссия дрогнула и пригласила абитуриентку назавтра на кафедру. Но Куркина не поняла, что это означало, да плюс вечером заглянул друг, принесший с собой книгу иероглифов. Девушке ужасно захотелось научиться разбираться в них, и наутро она уже несла документы в институт востоковедения.
При нем находился рабочий театр, где Рая играла на пару с Михаилом Ульяновым и Владимиром Этушем. Они-то, разглядев дарование, убедили вернуться в Щукинское училище. По окончании вуза в 1956-м Раиса связала свою творческую биографию с нынешним Театром киноактера.
Фильмы
Первую эпизодическую роль Куркина получила, еще будучи студенткой. В 1955-м она оказалась задействована в «Госте с Кубани», где предстала в образе комбайнерши. После дебюта актриса снималась практически каждый год.
В насыщенной фильмографии – экранизированное классическое произведение Федора Михайловича Достоевского «Идиот», мотылевские «Дети Памира», «Белорусский вокзал», «Звезда пленительного счастья» и «Афоня» с «Мимино». Но особое место, конечно, отведено легендарному «Белому солнцу пустыни», отметившему в 2019-м полувековой юбилей со дня премьерного показа для узкого круга зрителей.
Говоря о работе над кинолентой, артистка не жалела хвалебных комментариев, особенно – в сторону партнера Павла Луспекаева. Актер держался мужественно и отдавал все свое душевное тепло коллегам по съемочной площадке. И это несмотря на прогрессирующую болезнь, необходимые медикаменты, уменьшающие боль, и ампутированные пятку и пальцы на обеих ногах.
Чтобы помочь Раисе побороть стеснение в постельных сценах, «настоящее чудо» Луспекаев решился на гениальный психологический прием. Он подозвал к себе ее дочь Иру, усадил на колени и принялся развлекать историями. И вмиг стал родным.
«Сегодня модно говорить, что у «Белого солнца» трудная судьба, что картину запрещали, вырезали, и все разрешилось едва ли не по звонку Брежнева. Это все неправда. Фильм довольно легко случился и вышел на экраны», – подытожила легенда советского кино.
Также трепетна, искренна и аккуратна артистка в своих воспоминаниях и высказываниях о Нонне Мордюковой, с которой Куркина снялась в «Павлухе». Удивительно непохожие женщины не только смогли ужиться в одном номере, но и соприкоснуться внутренней свободой.
«Нонка Мордюкова – таланта неземного. Мы с ней очень разные, но не до дискомфорта. Она могла презирать нас, городских и интеллигентных, но меня не презирала. Как ни странно, нам даже было вместе комфортно, я ее принимала такой, какой она была. Она ко мне тоже относилась уважительно», – рассказывала она.
До конца 80-х советские режиссеры активно приглашали Куркину к сотрудничеству, а вот с российским кино вышло наоборот. Грустная статистика: одна работа в 1996-м и пара – в 2004-м.
Личная жизнь
Раиса Куркина дважды была замужем. Первый раз она приняла предложение руки и сердца еще в молодости, только поступив в институт. Избранником оказался театральный деятель и основатель ТЮЗа в Челябинске Борис Скомаровский. У пары родилась единственная дочь Ирина, но вскоре молодые развелись по причине неверности супруга.
То же самое ждало женщину и во втором браке с Владимиром Мотылем. Их романтические отношения завязались на съемках «Детей Памира». Режиссер решился на развод с женой (к которой позднее вернулся), но счастливой личной жизни не случилось.
Однажды Рая приехала к мужу в Чехословакию, где тот пребывал на гастролях, начала стирать одежду и обнаружила в кармане забытое письмо откровенного содержания. Мужчина стоял на коленях, умоляя не оставлять его – и актриса сдалась. Но через 2 месяца ему снова доставили телеграмму, и на этот раз она ушла насовсем.
«Дочь, зять и внучка сейчас находятся далеко, в Канаде. Но они часто звонят, зовут меня к себе. Но куда я поеду? Я привыкла в Москве, здесь все родное. Единственной подкормкой сил остаются воспоминания и возможность хотя бы мысленно общаться с близкими. У меня вся комната увешана их фотографиями», – призналась звезда советского кино.
Говоря о себе, артистка применяла фразу «идиотка со стажем». Выросшая в доверии, она могла легко предоставить ночлег вору и познакомить его со своей первой семьей. Свекровь угощала завтраками, муж водил в музеи. А гость, прожив неделю, исчез, прихватив с собой и вещи приютивших его людей. Уже из тюрьмы он писал письма Раисе и молил о прощении.
Раиса Куркина сейчас
Актриса, отметившая в 2017-м 90-летний юбилей, давно не снимается в кино, но охотно принимает приглашения в телепередачи.
В том же году Раиса Семеновна Куркина участвовала в программе «Сегодня вечером» на Первом канале, где встретилась не только с коллегами по «Белому солнцу», но и с канадскими родственниками. В 2018-м рассказала в «Пусть говорят» о высокой цене актерского успеха.
Фильмография
- 1955 – «Гость с Кубани»
- 1958 – «Идиот»
- 1962 – «Павлуха»
- 1962 – «Дети Памира»
- 1964 – «Живые и мертвые»
- 1968 – «Ташкент – город хлебный»
- 1970 – «Белое солнце пустыни»
- 1970 – «Возвращение «Святого Луки»
- 1971 – «Белорусский вокзал»
- 1975 – «Афоня»
- 1975 – «Звезда пленительного счастья»
- 1976 – «Два капитана»
- 1978 – «Мимино»
- 1984 – «Благие намерения»
- 2004 – «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант – 2»