Биография
Степана Бурнашева называют якутским Квентином Тарантино. Кинематографист, продолжающий большую часть года жить в родном селе, не отрицает наличия сходных моментов между собой и лауреатом «Оскара» как в биографии, так и в творчестве, — в частности, они оба самоучки. Однако Бурнашев не пытается никого копировать, а его фильмография включает картины разных жанров, вплоть до комедий и мелодрам.
Детство и юность
Степан появился на свет 29 января 1983 года в Курбусахском наслеге Усть-Алданского района Якутской ССР. Ранние годы Бурнашева прошли в одном селе с другим будущим режиссером — Дмитрием Давыдовым. Парни учись в разных школах, но регулярно пересекались на олимпиадах по физике и математике. Бурнашев с детства был меломаном — запоем слушал музыку Иоганна Себастьяна Баха, Фридерика Шопена и Петра Чайковского.
Юный житель Якутии обожал смотреть кино, но о профессии режиссера не думал. Степа мечтал стать шофером и сейчас объясняет это желание малым количеством машин в его детстве в якутской глубинке. В 10 лет мальчика научил водить отец. Бурнашев шутит, что его детская мечта сбылась: он персональный водитель у жены и детей.
Высшее образование Степан получил по специальности «информатик-экономист»: сначала победитель олимпиад поступил в смоленский филиал Московского энергетического института, а затем перевелся в институт математики и информатики Якутского государственного университета (сейчас вуз называется Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова). В молодости Бурнашев профессионально занимался гиревым спортом.
Фильмы
Диплом о высшем образовании Степан получил в 23 года, но по полученной специальности не работал. В интервью Бурнашев шутит:
«Все вокруг снимали кино… и я решил тоже попробовать».
Непосредственным толчком к кинопроизводству в регионе стал успех у зрителей фильма якутского режиссера Сергея Потапова «Любовь моя». Однако стартовой точкой кинематографа Республики Саха Бурнашев считает картину Анатолия Васильева «Сайылык», вышедшую в 1992-м.
Творческим дебютом информатика стала любительская молодежная комедия «Хаhытыыр харчы» («Кричащие деньги»), снятая в 2009-м. Двоюродный брат Степана выступил в ленте оператором, а родной был задействован в качестве актера. Бурнашев понял, что снимать фильмы сложно, и думал не заниматься больше кинопроизводством, но в 2012-м вернулся к непростому ремеслу режиссера.
В 2013-м Степан выпустил мистический триллер «Последний день». В 2015-м увидели свет две картины Бурнашева: социальная драма «Другая жизнь», которая поведала о супружеской паре, выигравшей грин-карту и переехавшей из Якутска в США, и мелодрама «Первая любовь». На съемки первой из этих лент Бурнашев получил от государства 200 тыс. руб.
Для производства фильмов «Черный снег» и «Проклятая земля. Рок» Степан набрал долгов, но первая из лент — драма-притча о человеческой алчности — полностью окупилась в прокате. На съемки лирической драмы «Наша зима» государство предоставило режиссеру грант в 1 млн руб. На умение Бурнашева «делать картины за копейки» повлияла книга «Кино без бюджета», основанная на дневниках Роберта Родригеса, в которой он рассказал как снял «Музыканта» за $ 7 тыс. В фильмах якутского режиссера часто снимаются непрофессиональные артисты, которых Степан считает не менее одаренными и искушенными, чем многие из московских актеров, годами выступающих в одном амплуа.
Своей сверхспособностью Бурнашев считает умение снимать «монтажное кино», не создавая запасных вариантов сюжета и сцен. Этот навык Степан перенял у Александра Прошкина, побывав на его съемках в Оренбурге. Бурнашев не только пишет сценарии к своим фильмам, но и выступает сценаристом в чужих проектах, в частности в драме Инги Шепелевой «Белый пароход».
Личная жизнь
Режиссер не сразу обрел счастье в личной жизни, первый брак оказался неудачным. Сейчас он живет с актрисой Ириной Михайловой, исполнившей роль Лиды в его фильме «Наша зима». В творческой семье подрастают двое детей. Кинематографист не любит делиться личными фото.
Хобби Степана — спортивная стрельба, а в пятерку его любимых фильмов входят «Мимино» Георгия Данелии, «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино, «Малышка на миллион» Клинта Иствуда, «Терминатор - 2: Судный день» Джеймса Кэмерона и «Бёрдмэн» Алехандро Г. Иньярриту. Себя Бурнашев называет прежде всего зрителем, а уже потом режиссером и смотрит кино артхаусное, голливудское, болливудское, иранское и корейское.
Степан Бурнашев сейчас
24 марта 2023 года в кинотеатре «Каро Октябрь» состоялась премьера картины Бурнашева «Айта». В основу сюжета лег случай, рассказанный режиссеру троюродным братом, следователем. В широкий российский прокат детективный триллер якутского самородка, на кинофестивале «Зимний» получивший награды за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль, вышел 30 марта.
Бюджет «Айты» составил 4 млн руб., из которых 1 млн предоставил якутский бизнесмен Арсен Томский, поддерживающий кинематограф республики. Остальные 3 млн Степан получил от продажи автомобиля, подаренного ему администрацией района за успех фильма «Черный снег» на фестивале «Окно в Европу».
Интересно, что лента стала самым кассовым якутским проектом, только за первые 11 дней собрав 18,1 млн руб. Но через несколько месяцев РКН ограничил распространение «Айты» из-за демонстрации национализма. Это вызвало волну возмещения как в республике, так и у зрителей. Даже Айсен Николаев высказался в защиту картины, отметив, что смотрел ее и лично знаком с режиссером, который не мог снимать что-то про нетрадиционные ценности и национализм.
Фильмография
- 2012 — «Трясина»
- 2013 — «Последний день»
- 2014 — «Беглый»
- 2015 — «Другая жизнь»
- 2015 — «Первая любовь»
- 2020 — «Чёрный снег»
- 2021 — «Проклятая земля. Рок»
- 2021 — «Ыт»
- 2022 — «Проклятие. Мёртвая земля»
- 2022 — «Наша зима»
- 2023 — «Айта»
Интересные факты
- Тезка и однофамилец якутского режиссера и сценариста Степан Данилович Бурнашев в конце XVIII века был курским губернатором.
- Сюжет фильма ужасов Бурнашева «Республика Z», вышедшего в 2018 году, во многом оказался пророческим.
- За пару дней до выхода в прокат «Айты» выпуск программы «Малахов» был посвящен случаю, произошедшему в 2019 году в Нижнем Новгороде и словно воспроизводящему фабулу детектива Бурнашева с той разницей, что пропавшая после вечеринки Юлия Розова была взрослой девушкой, а не школьницей.