Биография
Вслед за Борисом Пастернаком Михаил Мамедов считал, что «не надо заводить архивы, над рукописями трястись». Театральный деятель в шутку говорил, что будет жить вечно, а потом, посерьезнев, добавлял:
«Каждому суждено сойти на своем полустанке, а поезд жизни пойдет дальше».
Детство и юность
Мамед Гашимович Мамедов (зачастую использовавший в качестве имени-отчества русский вариант Михаил Григорьевич) родился 19 октября 1951 года в Дербенте. О ранней биографии режиссера, ставившего спектакли в России, Латвии, Германии и других странах, известно мало. Отец Мамеда Гашим был офицером.
Режиссер, азербайджанец по национальности, с нежностью вспоминал абрикосовые деревья, под которыми спал в детстве, но своим утраченным раем называл Воронеж, в котором провел юность и дебютировал на театральных подмостках. В столицу Центрально-Черноземного района молодой джигит попал, прочитав в газете «Советская культура» объявление о том, что в Воронеже открылся институт искусств с театральным отделением.
В вуз Мамедов поступил с первой попытки, хотя признавал, что на вступительном конкурсе произведение читал тихо и невнятно, но мастера курса Ольга Старостина и Борис Кульнев разглядели в темноволосом юноше органику. Когда, став режиссером, Михаил Григорьевич слышал, что актеры, пришедшие на кастинг, — выпускники Воронежской академии искусств, обязательно задействовал их в проектах, хотя бы в эпизодических ролях.
Страстью Мамедова в молодости была учеба. Уже будучи артистом Воронежского драмтеатра имени А. В. Кольцова, Михаил поступил на заочное отделение филологического факультета Воронежского университета. В 80-х годах уроженец Дагестана дополнил образование режиссерским факультетом ГИТИСа, где его наставником был Андрей Гончаров, и Высшими режиссерскими курсами при Министерстве культуры СССР.
Творчество Михаила Мамедова
Впервые на экране уроженец Дербента появился во второй половине 70-х годов в эпизоде производственного мини-сериала Тофика Исмайлова «Иду на вулкан». В двухсерийной драме «Структура момента», также снятой на «Азербайджанфильме», Мамедов создал центральный образ Адхама; в актерский состав ленты вошли Владимир Этуш и Анна Каменкова.
В телефильме «Аккорды долгой жизни», рассказавшем о биографии Узеира Гаджибекова, Михаил перевоплотился в Муслима Магомаева, но не знаменитого певца, а его деда, имя которого сейчас носит Азербайджанская государственная филармония. Судя по фото, сын офицера был очень похож на композитора, учившегося вместе с Гаджибековым.
В середине 80-х Мамедов исполнил центральные роли в картинах «Серебристый фургон» и «Загородная прогулка», ленте для детей «Асиф, Васиф, Агасиф» и фильме-спектакле «Я пришел, чтобы назвать твое имя». Последнее появление Михаила Григорьевича на экране датируется 2008 годом, актер снялся в эпизоде второго сезона сериала «Паутина», поставленного им в качестве режиссера.
Кроме трех сезонов «Паутины», Мамедов приложил руку к производству восьмого сезона «Улиц разбитых фонарей», поставил сериалы «Такова жизнь», «Грибной царь» и второй сезон «Путейцев». Последней экранной работой режиссера стала военная драма «Неистовый, яростный, бешеный…».
Гораздо обширнее театральный опыт Мамедова. После воронежского театра Михаил по приглашению Петра Монастырского два года выходил на подмостки в Куйбышеве. В качестве театрального режиссера уроженец Дагестана в русском драматическом театре города Минска.
В конце 80-х годов Михаил Григорьевич участвовал в постановках Московского театра имени Владимира Маяковского, а в первой половине 90-х служил режиссером Брянского драмтеатра, где выпустил десять спектаклей, включая «Ребенка к ноябрю» Леонида Жуховицкого и «Новый Пигмалион» Аркадия Инина. Во второй половине последнего десятилетия XX века режиссер работал в Московском театре комедии, преобразованном в Театр Луны, а затем вернулся в Брянск в качестве главного режиссера Театра юного зрителя. В 2016–2019 годах Мамедов руководил Новгородским академическим театром драмы имени Ф. М. Достоевского.
Михаил Григорьевич предпочитал ставить комедии, любимым драматургом режиссера был Рэй Куни. Мамедов называл себя диктатором, а театральных зрителей ценил больше, чем критиков.
Личная жизнь
Мамед Гашимович предпочитал держать личную жизнь за занавесом. Жену режиссера звали Людмила.
В интервью воронежским журналистам, данном в 2012 году, Мамедов называл себя внутренне одиноким человеком, никого не подпускающим к себе, несмотря на внешнюю коммуникабельность и умение шутить. В беседе с корреспондентом программы даугавпилского телевидения «Добрый вечер!» в 2015 году режиссер отмечал, что во всех его спектаклях доминируют две темы — одиночество индивидуума и поиск счастья и цена, которую за него надо платить.
Смерть Михаила Мамедова
Михаил Григорьевич скончался 24 июля 2023 года. Пожилой режиссер в сопровождении жены пришел на прием к врачу в поликлинике на Рижском проезде. Внезапно ему стало плохо. Приехавшая скорая помощь констатировала, что пациент умер. Причиной скоропостижной смерти Мамедова стала острая сердечная недостаточность.
Фильмография
Актер:
- 1980 — «Структура момента»
- 1981 — «Аккорды долгой жизни»
- 1981 — «Перед закрытой дверью»
- 1982 — «Серебристый фургон»
- 1983 — «Асиф, Васиф, Агасиф»
- 1986 — «Загородная прогулка»
- 1986 — «Я пришел, чтобы назвать твое имя»
- 1989 — «Диверсия»
Режиссер:
- 2007 — «Улицы разбитых фонарей»
- 2007–2008 — «Паутина»
- 2009 — «Такова жизнь»
- 2010 — «Путейцы»
- 2011 — «Грибной царь»
- 2011 — «Неистовый, яростный, бешеный...»
Интересные факты
- Малая родина Михаила Григорьевича, Дербент, — древнейший город России, в 2015 году отпраздновавший 2000 лет со дня основания.
- В фильмах азербайджанской киностудии уроженец Дагестана снимался под своим настоящим именем Мамед Мамедов.
- Разница в возрасте между Александром Калягиным и Родионом Нахапетовым, сыгравшими отца и сына Дашдамировых в фильме Расима Оджагова «Перед закрытой дверью», в котором Мамедов предстал в образе водителя автобуса Салеха, всего два года.
- Роль Ларисы Гузеевой в сериале «Такова жизнь» Михаил Григорьевич называл актерским подвигом.