Биография
С творчеством Анны Каменковой знаком каждый любитель кино. Она не только талантливая актриса, чей пик карьеры пришелся на период существования СССР, но и крайне востребованная артистка озвучивания: ее голосом в русском дубляже говорили звезды Голливуда. Творческая карьера знаменитости охватывает не одно десятилетие, но даже со сменой конъюнктуры сферы кино для нее неизменно находятся роли в рейтинговых проектах.
Детство и юность
Анна Семеновна родилась 27 апреля 1953 года в семье советских интеллигентов в Москве. Ее родители Ольга Александровна Каменкова-Павлова и Семен Абрамович Гуревич были образованными людьми, преподавали русский язык и литературу и с раннего детства прививали дочери культуру общения.
Актерский талант у Анны стал проявляться с детства, волею случая уже в 6 лет она оказалась на съемочной площадке. Дебют юной артистки был успешным, но родители посчитали, что она еще слишком мала для подобной карьеры, и запретили ей сниматься в кино. Девочку отдали в студию художественного слова, где она играла на сцене в многочисленных спектаклях.
Жизнь Анны не обошли и печальные события. Ольга Александровна умерла, когда девочке было 9 лет. Аня переживала потерю и в тот период сблизилась со старшей сестрой Ольгой, заменившей ей маму. Позднее девушка связала свою жизнь с телевидением, преподавала в Высшей школе телевидения МГУ.
Воспитание дочерей легло на плечи отца Семена Гуревича. Он прививал им любовь к книгам, часто водил Анну в театр, чем окончательно подтолкнул ее к выбору профессии актрисы.
После школы Каменкова подала документы в театральные училища. В 1970 году она стала студенткой престижного Высшего театрального училища имени Михаила Щепкина, где ее руководителем был великий советский актер Михаил Иванович Царев. Учеба огранила талант актрисы и открыла двери в лучшие театры Москвы.
Театр
Впервые на театральную сцену Анна вышла в 12 лет, когда маленькую актрису позвали на детскую роль в спектакль «Русалка». Руководство Большого театра позаботилось о грандиозности спектакля и задействовало таких актеров, как Александр Ведерников и Иван Козловский.
Каменкова с восхищением наблюдала за работой мастеров своего дела, для нее все выглядело волшебством. Но больше всего ее поразило музыкальное сопровождение постановки, которое придавало действу чувство завершенности. Анна словно завороженная ходила по театру и с тех пор не могла представить жизни без него.
Артистка вновь оказалась на сцене спустя 10 лет, во время учебы в Щепкинском училище. Педагоги высоко оценили ее актерские способности и рекомендовали ее руководителю Малого театра, который и пригласил студентку сыграть в постановке «Средство Макропулоса».
После окончания училища ей поступил ряд предложений от разных театров, но Анна остановила выбор на Театре на Малой Бронной, что было продиктовано личностью художественного руководителя — режиссера Анатолия Эфроса, работами которого актриса всегда восхищалась.
Каменкова вскоре стала одной из ведущих артисток театра, но после ухода Эфроса она стала терять интерес к постановкам, пропало ощущение вечного праздника и новизны. Анне попросту стало скучно с новыми режиссерами, и в 1992 году актриса покинула театр.
Несколько лет Каменкова прожила вдали от подмостков, когда на дворе были годы кризиса. В конечном итоге она дождалась своего звездного часа, и ей стали поступать предложения от антрепризных театров. Одним из первых стал «Бенефис», который подарил актрисе главную роль в спектакле «Увлеченная ласточкой».
В 1998 году Каменкова сыграла знаковую для себя роль — Ханну Хейберг из постановки «Ханна». Анна была очарована сильным характером героини, благодаря которой некогда у Ганса Христиана Андерсена родился образ Снежной королевы. Но спектакль не снискал коммерческого успеха и вскоре был закрыт.
После этого артистка потеряла надежду получить подобную роль, но неожиданно художественный руководитель «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз предложил ей место в спектакле французского режиссера Франка Бертье. Работа оказалась нелегкой, что только придало Каменковой азарта. Анна вложила в нее душу, а после спектаклей ей приходилось отдыхать по 2 дня, чтобы восстановить силы.
С 2017-м Каменкова стала приглашенной артисткой театра «Модерн», где выходит на сцену в постановках «О дивный новый мир», «Человек с глазами Моцарта», «Ничего, что я Чехоff?». За воплощение образа легендарной актрисы и разведчицы Ольги Чеховой, жены племянника великого драматурга и тезки его супруги, в последней постановке Каменкова была удостоена награды за лучшую женскую роль от «МК» и получила специальный приз на Горьковском театральном фестивале. А постановщик Юрий Грымов называл это спектакль своей лучшей работой.
Советские фильмы с Анной Каменковой
Первая встреча артистки с миром кинематографа состоялась в юном возрасте, когда девочке шел 5-й год. И этот случай предопределил дальнейшую творческую биографию исполнительницы. В картину она попала совершенно случайно. Во время прогулки с матерью по площади Революции Каменковы заметили ассистента по актерам, который прямо там проводил кастинг среди детей. Ребятня читала стихи, и Анна тоже захотела попробовать.
Вместе с матерью Каменкова отправилась в Минск, где снимался фильм «Девочка ищет отца». За свою игру маленькая актриса получила первую в жизни награду на Международном детском фестивале, проходившем в Аргентине. Юную звезду еще сняли в эпизоде в картине «Прыжок на заре», но на этом детская фильмография завершилась.
Каменкова вновь попала на съемочную площадку только спустя 16 лет. К тому моменту она уже была выпускницей престижного училища, а также подающей надежды актрисой театра. Ее взрослым дебютом в кино стала картина «Лесные качели», где одну из главных ролей исполнил ее художественный руководитель Анатолий Эфрос.
Затем в фильмографии молодого дарования появилась главная роль в военно-патриотическом фильме «Весенний призыв», где ее коллегами по съемочной площадке стали Игорь Костолевский, Виктор Проскурин, Александр Фатюшин. Военную драму отметили призом Краснознаменного Прибалтийского военного округа и серебряной медалью имени Александра Довженко.
Стоит отметить участие Каменковой в таком рейтинговом проекте, как «Следствие ведут ЗнаТоКи». Актриса присоединилась к главному актерскому составу в фильме «Дело № 13 “До третьего выстрела”» (1978) — именно в этой части сериал из телеспектакля превратился в полноценный телефильм.
В следующем году критики отметили игру Анны Семеновны в мелодраме Леонида Менакера «Молодая жена». Роль главной героини принесла артистке первую премию Всесоюзного кинофестиваля, а сама картина стала лучшим фильмом 1979-го по итогам опроса читателей «Советского экрана», где печатались фото восходящей кинозвезды.
Одной из наиболее ярких и запоминающихся ролей Каменковой стал образ Софьи Петровны из одноименного фильма режиссера Аркадия Сиренко. Этот персонаж нелегко дался актрисе, которая сильно переживала за события из жизни героини. Более того, ей пришлось играть женщину на 20 лет старше себя. Тогда же она перекрасилась в блондинку, чтобы почувствовать себя моложе после возрастной роли.
Современный кинематограф
В период кризиса, который охватил все сферы жизни после развала Союза, перед актрисой остро встал денежный вопрос. Анна была категорически против участия в низкопробных сериалах и съемок в рекламе. Тогда она вспомнила о студенческом увлечении и стала актрисой дубляжа, ведь ранее уже участвовала в радиопостановках и озвучивала героев мультфильмов.
Шикарный голос Анна подарила многим советским актерам и зарубежным звездам. Ей нравилось говорить за популярных актрис (Шэрон Стоун, Барбра Стрейзанд, Мэг Райан), она считала что работать с ними гораздо легче, чем с малоизвестными личностями. Многие уже и не представляют другого голоса у той или иной знаменитости, которая стала объектом дубляжа Каменковой, что для артистки является высшей степенью похвалы.
Тем не менее в 90-е годы актрисе удалось проявить себя на экране в ряде значимых проектов. За роль в картине Владимира Макеранца «Ты есть…», где она появилась вместе с Татьяной Лютаевой и Иваном Краско, артистка получила приз МКФ «Балтийская жемчужина».
В 1998-м Каменкова даже попала в каст совместного российско-британского проекта «Стрингер». Резонансным фильм стал благодаря тому факту, что прототипами главных героев стали российские политики Владимир Жириновский и Алексей Островский — на экране их воплотили Владимир Ильин и Сергей Бодров.
В конце 90-х актриса стала появляться в сериалах — ее фильмографию пополнили «Тесты для настоящих мужчин» и одна из первых российских многосерийных лент «Горячев и другие». Артистка одно время не соглашалась на долгоиграющие проекты, но, как потом рассказала в интервью в программе «Наедине со всеми», со временем почувствовала интерес к работе в таких картинах.
В 2009-м Анна Семеновна снялась еще в одном совместном фильме — музыкальном драмеди Раду Михайляну «Концерт». Лента, вышедшая и на русском, и на французском языках, получила «Сезар», премию Давида ди Донателло, а также номинацию на «Золотой глобус» и награду Европейской киноакадемии.
Немало призов собрала и драма с участием Каменковой «Ван Гоги» (2019) — в ее копилке несколько российских кинопремий «Ника» и британская награда «Золотой единорог». Картина участвовала в основном конкурсе фестиваля «Кинотавр», где получила от жюри специальный диплом имени Микаэла Таривердиева за саундтрек.
В конце 2010-х — начале 2020-х фильмографию актрисы пополнили постоянные роли в долгоиграющих проектах «Тест на беременность» и «Медиатор». Также она появилась во второстепенных образах в популярном остросюжетном детективе «Мосгаз. Последнее дело Черкасова» и мелодраме «Открытый брак».
В 2023-м Каменкова вернулась к кинороли, сыгранной в картине «Оффлайн» (2022) — сериальном дебюте Кирилла Плетнева. Проект выходил в онлайн-кинотеатрах и по результатам премьерных недель стал лучшим российским сериалом месяца. В каст сиквела «Оффлайн: 2.0» также вошли Никита Ефремов, Денис Шведов, Полина Максимова.
Личная жизнь
Личную жизнь Анна Каменкова устроила в молодости, познакомившись с будущим мужем на сцене Театра на Малой Бронной. Анатолий Спивак, тогда еще актер, блистал в спектакле «Золотая карета». Он был старше Анны на 15 лет — неосознанно она повторила судьбу своей матери, беззаветно влюбившейся в своего учителя, который был много старше ее. Молодая девушка была заворожена харизмой, элегантностью и шиком, которые источал ее избранник. Дома у него, несмотря на скромную зарплату, стояла антикварная мебель, была большая библиотека.
Позднее Анатолий занялся режиссурой. В 1980 году состоялась свадьба, а спустя 7 лет у них родился сын Сергей. Появление ребенка далось актрисе тяжело: из-за плотного рабочего графика Каменкова не сумела сохранить несколько беременностей, а ведь с Анатолием они задумывались о детях с начала совместной жизни.
Театром мальчик вовсе не интересовался, даже не смотрел постановки с участием матери и отца, а предпочел связать свою жизнь с юриспруденцией, что весьма порадовало актерское семейство. Для диплома Сергей выбрал тему защиты авторских прав. Сейчас он занимается театральным продюсированием.
Семейная жизнь выявила и жесткий, требовательный характер супруга, его нелюдимость, что для общительной Каменковой оказалось серьезным испытанием, но все перевешивал его талант. В интервью артистка призналась, что любовников у нее не было, хотя она и увлекалась другими мужчинами. Но ту черту, которая бы окончательно разрушила семью, актриса не переступала, и пара до сих пор вместе: сейчас Анна старается находиться рядом с мужем, который перенес несколько операций и нуждается в уходе.
Востребованность артистки не снижается с годами, а потому Анна Семеновна в апреле 2023 года стала желанной гостьей на ток-шоу Татьяны Устиновой «Мой герой». В интервью Каменкова рассказала о первом опыте в творческой карьере.
Анна Каменкова сейчас
В одном из интервью актриса, достигшая почтенного возраста, посетовала, что больше не вызывает живого интереса у режиссеров. Вопреки ее словам, в 2024 году она не только продолжала блистать на театральных подмостках — несколько ролей добавилось и в фильмографию Каменковой.
Так, в феврале зрители онлайн-кинотеатра START увидели знаменитость в 12-серийной семейной комедии «Многодетство». Вошла Каменкова и в актерский состав мелодрамы «Стюардесса», снимавшейся для телеканала «Россия-1».
Но самой главной работой года стала для Анны Семеновны главная роль в военной драме кинокомпании братьев Андреасян «Солдатская мать». Артистке доверили перевоплощение в жительницу Кубани, потерявшую на Великой Отечественной девятерых сыновей, к которой, по сюжету, приезжает для интервью столичный корреспондент, сам бывший фронтовой офицер. Основой картины стала реальная история Епистинии Степановой, сыновей которой всех до одного забрала война.
Сыгравший журналиста Михаил Тройник делился, что при работе над образом пытался понять, что пережили люди в то время и как в ходе беседы должен меняться его герой. А Анна Каменкова назвала эту актерскую задачу вызовом для себя, и отметила, что ради таких ролей и становятся артистами.
Фильмография
- 1959 — «Девочка ищет отца»
- 1979 — «Молодая жена»
- 1987 — «Визит к Минотавру»
- 1989 — «Софья Петровна»
- 1992–1994 — «Горячев и другие»
- 2012 — «Метод Фрейда»
- 2017 — «Три сестры»
- 2018 — «Ван Гоги»
- 2018 — «Без меня»
- 2018 — «Семейное дело»
- 2019–2022 — «Тест на беременность»
- 2019 — «Свадьбы и разводы»
- 2021 — «Медиатор»
- 2022 — «Оффлайн»
- 2022 — «Право на свободу»
- 2023 — «Оффлайн: 2.0»
- 2023 — «Мосгаз. Последнее дело Черкасова»
- 2023 — «Открытый брак»
- 2024 — «Многодетство»
Интересные факты
- Родители Анны Семеновны не были расписаны, поэтому после смерти матери отцу пришлось удочерять собственных детей. Когда 18-летняя Анна Каменкова делала паспорт, он посоветовал ей взять материнскую фамилию, чтобы дочь не столкнулась с проблемами из-за еврейских корней.
- Голосом Анны, которая при озвучивании была еще студенткой, говорит юная Джульетта в русской версии классической кинопостановки шекспировской трагедии, выполненной Франко Дзеффирелли.
- Сын пришел в театр на спектакль с участием Каменковой в первый раз в 20-летнем возрасте. Но со временем сцена тоже вошла в жизнь Спивака-младшего — он был задействован в антрепризе «Независимый театральный проект» (сейчас — театр «Ателье») вместе с мамой.