Биография
1 августа 2024 года состоялся крупнейший обмен заключенными между Россией и странами запада за последние десятилетия. В РФ помиловали и выслали за пределы страны 16 осужденных за шпионаж, госизмену и дискредитацию армии. В свою очередь, в странах НАТО освободили восьмерых россиян, в основном обвиняемых в незаконной разведывательной деятельности. Одним из освобожденных граждан стал российско-испанский журналист Павел Рубцов.
Детство и юность
Павел Рубцов родился 28 апреля 1982 года в Москве. Его мать - наследница испанских детей, вывезенных из Испании в Советский Союз в период военных действий в 1936–1939 годов. В начале 90-х его родители Павла развелись, и мальчик в 9-летнем возрасте вместе с мамой переехал в Испанию, где ему поменяли имя на Пабло Гонсалес Ягуэ. Сначала они жили в Бильбао, а затем осели в Каталонии. Другие подробности ранней биографии журналиста неизвестны.
Деятельность Павла Рубцова
Последние годы Павел работал для таких изданий, как Público, La Sexta и Gara, и, имея второй паспорт гражданина России, специализировался на странах Восточной Европы и бывшего СССР. За свою профессиональную карьеру Гонсалес получил признание за освещение таких тем как, война на территории Украины, вторая война в Нагорном Карабахе, а также мужчина писал докторскую диссертацию в области политологии о проблеме преследования ЛГБТ-движения в Грузии (Международное движение ЛГБТ признано в России экстремистской организацией, его деятельность запрещена). Также часто бывал в командировках в Донбассе.
Еще в 2016 году Павел познакомился с Жанной Немцовой, начал сотрудничать с ее фондом, участвовал в мероприятиях, вел мастер-классы в их школе журналистики, а также принимал у себя в Испании сотрудников фонда.
25 февраля журналист отправился на польско-украинскую границу, где освещал ситуацию с украинскими беженцами, публикуя посты, фото и видео в своем аккаунте в социальной сети X, а через два дня был задержан в приграничном польском городе Пшемысль. Репортера обвинили в том, что он российский шпион, работает на ГРУ и, прикрываясь журналисткой профессией, добывал и передавал информацию российским спецслужбам во время командировок по Восточной Европе.
С момента ареста Павел Рубцов оставался без связи с внешним миром, без возможности поговорить со своим адвокатом или семьей, что вызвало критику со стороны журналистов и политиков в вопросе защиты прав и свобод прессы. Дело привлекло внимание Комитета по защите журналистов, который призвал к справедливому и прозрачному процессу, а также на дело обратили внимание в Европейском парламенте.
Обвинения властей предусматривали наказание до 10 лет лишения свободы в соответствии с Уголовным кодексом Польши. Однако суд так и не состоялся, поскольку польское законодательство допускает предварительное заключение, которое может продлеваться каждые три месяца. По этой причине коллеги и близкие Гонсалеса представили свой доклад перед Европейским парламентом на конференции под названием «Журналистика – это не преступление», на которой присутствовал генеральный секретарь Международной федерации журналистов Энтони Белланджер.
По данным El País, Гонсалес содержался в камере без окон в блоке строгого режима тюрьмы Радом, в 70 км от Варшавы. Кроме того, отмечалось, что у него был всего час на прогулку на участке площадью 7 х 4 м.
Личная жизнь
О личной жизни журналиста известно, что он женат и имеет троих детей. Семью Павел создал в возрасте 23 лет, его жену зовут Охиана Гойриена. За все время содержания под стражей супруга Павла только трижды смогла навестить его, она и рассказала журналистам о неподобающих условиях содержания.
Павел Рубцов сейчас
1 августа 2024 года в рамках масштабного обмена пленными по инициативе Америки и России на свободу вышло 16 российских заключенных, граждан как РФ, так и США. Среди них оказались журналист Владимир Кара-Мурза* (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), Илья Яшин* (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), Дитер Воронин, обвиненный в госизмене, Андрей Пивоваров, глава политической организации «Открытая Россия» (признана в России нежелательной организацией), американский журналист Эван Гершкович, обвиненный в шпионаже, и другие оппозиционеры и иностранные шпионы.
Россия, в свою очередь, получила 10 своих граждан: семейную пару Артема и Анны Дульцевых, Вадима Красикова, Романа Селезнева, Вадима Конощенка, Михаила Микушина, Владислава Клюшина и Павла Рубцова. Обмен совершился на территории Турции в городе Анкаре. По прилету в Россию бывших заключенных ждал торжественный прием в лице президента Владимира Путина и других высокопоставленных чиновников.
Российский политолог Дмитрий Солонников прокомментировал, что данный обмен вполне справедлив:
«Потому что нужно смотреть не только на количество, но и на качество: из России отправились не только граждане зарубежных стран, <...> но и российские граждане, которые не находятся в юрисдикции Запада. <...> Эти граждане явно вели на территории нашей страны политику и преступную деятельность в пользу других государств», – заявил он.
Также политик считает, что вернувшиеся на родину граждане станут активно участвовать в политической жизни страны, чего нельзя сказать об оказавшихся сейчас за океаном.
Спустя пару недель после освобождения Польша предъявила обвинения Рубцову в шпионаже.
Интересные факты
- Один из освобожденных российских заключенных, Владимир Кара-Мурза*, в 2015 и 2017 годах попадал в реанимацию с признаками отравления. Для реабилитации он выехал за границу и обратился к французским медикам для экспертизы. В результате в анализах политика якобы было обнаружено превышение допустимых норм химических элементов, таких как марганец, цинк и ртуть.
- Другой вышедший на свободу оппозиционер, Олег Орлов* (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), в 1995-м в Буденновске принимал участие в переговорах с боевиками об освобождении захваченных людей, а также добровольно стал заложником террористов.
- Чета Дульцевых, осужденных за шпионаж, прилетела в Россию с двоими несовершеннолетними детьми, которые с момента задержания родителей с конца 2022 года проживали в приемной семье.
* Признан иноагентом на территории РФ по решению Минюста