Биография
Заглавная роль в фильмографии актера Александра Трофимова – холодный, расчетливый, но не лишенный обаяния кардинал Ришелье из комедии Юнгвальда-Хилькевича «Три мушкетера». Куда меньше зрители знают и любят неистового Вальсингама из «Маленьких трагедий», ироничного Гоголя из «Мертвых душ», ранимого священнослужителя Лоренцо из «Ромео и Джульетты».
Образов, воплощенных Трофимовым на экране, немного, но каждый из них стал классикой советского кино. А вот вклад актера в театральное искусство несоизмеримо больше – почти 45 лет Александр Алексеевич отдал служению театру на Таганке.
Детство и юность
Александр Трофимов родился 18 марта 1952 года в Москве в семье, далекой от искусства. Конечно, о профессии актера мальчик и не думал. И даже вступив в пору юности, не мог определиться с будущей профессией.
В итоге выбрал техническое направление, 17-летним юношей поступил рабочим сцены в клуб Краснознаменной военной академии бронетанковых войск имени маршала Малиновского. Но что-то не удовлетворяло юного Трофимова в выборе, хотелось чего-то иного, нового.
Однажды судьба завела парня в самодеятельную театральную студию. Талант молодого человека заметил худрук, дав совет поступать в театральный. Трофимов раздумывать не стал и в этот же год был зачислен на первый курс Щукинского училища.
Театр
В 1974 году, став дипломированным актером, Трофимов пришел в театр на Таганке. Этот выбор актер сделал осознанно, когда на одном из таганковских спектаклей увидел невысокого человека в черном, надрывно, хриплым голосом исполняющего песню.
«У меня озноб пошел по коже от его голоса, его звука, его энергетики, хотя лето было, тепло… И я сказал: «Только в этот дом!», - вспоминает этот момент актер.
Спектакль этот назывался «Добрый человек из Сезуана», а исполнителем был Владимир Высоцкий.
Еще одной причиной прийти на Таганку стало для Трофимова желание работать в труппе великого Юрия Петровича Любимова. Их творческий тандем оказался на удивление слаженным и плодотворным. На первой же репетиции спектакля «Что делать?» по Чернышевскому, где Александр играл молодого бунтаря Рахметова, Любимов сказал ему:
«Саша, пусть все они играют, а вам – не надо! Говорите, как есть – и ничего больше».
Любимов, несмотря на властный нрав, часто соглашался с тем, как Трофимов видит роль, как интерпретирует образ. И актер ценил его за доверие, уважал за безграничный талант, всегда считал учителем в профессии.
Трофимов зарекомендовал себя как актер внутренней игры, персонажи, изображенные им, – люди сильные, волевые, острохарактерные. Раскольников, Фауст, Гоголь – это только часть галереи образов, воплощенных им на театральной сцене.
В 1977 году Любимов ставит спектакль «Мастер и Маргарита». И в этой работе Любимов вновь дает Трофимову свободу в понимании и трактовке роли. Возможно, поэтому она, по признанию самого актера, остается для него самой главной и дорогой.
«Я даже не могу назвать это ролью, это стало образом жизни», - признается Александр Алексеевич в интервью.
Фильмы
Конец 70-х в творческой биографии Трофимова отмечен знакомством с миром кино. В 1977 году сыграна роль в телеспектакле «Доходное место». А в 1978-м вся страна увидела молодого актера в роли кардинала Ришелье в музыкальной комедии Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Три мушкетера».
Предыстория успеха такова: первоначально Трофимова пробовали на эпизодическую роль англичанина Джона Фелтона – того, что по указанию Миледи отправляется на убийство герцога Бэкингема. Чтоб подыграть другу – актеру Борису Клюеву, сыгравшему Рошфора, Трофимов прочел монолог кардинала.
Впечатленный Юнгвальд-Хилькевич не стал приглашать на роль Ришелье возрастного актера, и ее блестяще сыграл 26-летний актер театра на Таганке. Правда, озвучить кардинала пригласили Михаила Козакова, чья манера говорить, по задумке режиссера, соответствовала этому персонажу.
Как и в театре, в кино Александру Трофимову тоже удалось встретить своего режиссера. Им стал Михаил Швейцер, впоследствии снявший актера в фильмах «Маленькие трагедии» (1979), «Мертвые души» (1984), «Крейцерова соната» (1987).
«Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с замечательнейшим режиссером Михаилом Швейцером. И работа в трех его картинах у меня в памяти останется на всю жизнь. Лучше этого и дороже у меня в кино ничего не было и вряд ли будет», - заявил он в интервью изданию «Вечерняя Москва» накануне 60-летнего юбилея в 2012 году.
Говоря о работе Трофимова в кино, нельзя не отметить плодотворный тандем актера с режиссером Анатолием Эфросом. В этом творческом дуэте родилась одна из ярких ролей Трофимова-актера – аббат Лоренцо в телеспектакле «Ромео и Джульетта» (1983).
Аристократичная внешность актера, скульптурный профиль, выдающийся рост (под 2 метра) давали карт-бланш в отношении ролей фактурных, ярких, выразительных, оттененных благородством, оттого так часто его приглашали в исторические картины.
А в 1987 году Трофимов неожиданно для поклонников сыграл роль капитана Крюка в детском фильме «Питер Пен» режиссера Леонида Нечаева. Этот образ, абсолютно отличный от предыдущих киноработ Трофимова, тоже стал ярким образцом фильмографии артиста, куда вошли свыше 30 кинолент.
Личная жизнь
Личную жизнь актер всегда оставлял закрытой темой в ходе интервью. О том, кто является женой актера, нет точной информации, в Сети нет ни одного семейного фото.
Известно, что у Александра Алексеевича есть сын Алексей 1988 года рождения. Он тоже выпускник знаменитой Вахтанговской актерской школы, окончил Театральный институт им. Б. Щукина и с 2012 года служит в театре им. Моссовета. Поклонники с удовольствием отмечают, что сын похож на отца в молодости и столь же талантлив.
Александр Трофимов сейчас
В 1992 году Александр Алексеевич стал Заслуженным артистом России, а в 2013 году актеру присуждено звание Народного артиста. Любимый поколениями актер Александр Трофимов продолжает радовать поклонников ролями в театре и кино.
Сегодня на сцену родного театра на Таганке актер выходит в спектаклях «Фауст» и «Владимир Высоцкий». В 2017 году Александр Трофимов сыграл роль Старика в одноименном спектакле Псковского театра драмы. Режиссером постановки выступила Анна Потапова.
В числе свежих работ Александра Алексеевича в кино – роль Барона в фильме «На дне» (2014) режиссера Владимира Котта по мотивам одноименной пьесы М. Горького.
Фильмография
- 1977 — «Доходное место»
- 1978 — «Д’Артаньян и три мушкетера»
- 1979 — «Маленькие трагедии»
- 1981 — «Женщина в белом»
- 1983 — «Ромео и Джульетта» (фильм-спектакль)
- 1984 — «Мертвые души»
- 1987 — «Крейцерова соната»
- 1987 — «Питер Пэн»
- 1990 — «Гамбринус»
- 1991 — «Женщина: вариант судьбы»
- 1991 — «Опознание»
- 1991 — «Откровение Иоанна Первопечатника»
- 1999 — «Борис Годунов»
- 2006 — «Завещание Ленина»
- 2008 — «Русичи»
- 2011 — «Треск»
- 2014 — «На дне»