Терри Гиллиам

Терри Гиллиам
Имя:Терри Гиллиам ( Терренс Вэнс Гиллиам )
Дата рождения: 22 ноября 1940 г.
Знак зодиака: Скорпион
Возраст: 78 лет
Место рождения: Миннеаполис, США
Деятельность: режиссер, сценарист, актер, мультипликатор
Семейное положение: женат
    5,0/5 (1 голос)

    Терри Гиллиам: биография

    После 5-летнего затишья критики вновь заговорили об американо-британском режиссере, сценаристе, продюсере и актере, «великом и ужасном» Терри Гиллиаме. Его трогательный и непонятный фильм «Человек, который убил Дон Кихота», вышедший в 2018 году, спустя долгое время после рождения идеи, наделал много шума на Каннском кинофестивале и, несмотря на противоречивые отзывы, привлек толпы поклонников.

    Терри Гиллиам
    Терри Гиллиам

    Эта трагикомедия стала новым погружением в хаотичный мир человеческих фантазий, в очередной раз удивившим зрителя тонким английским юмором и неожиданной концовкой.

    Детство и юность

    Терренс Вэнс Гиллиам родился 22 ноября 1940 года в американском городе Миннеаполис, штат Миннесота. Его отец Джеймс Холл Гиллиам сначала работал торговым представителем кофейной компании Folgers, а затем переквалифицировался в плотника. В связи с этим в 1952 году семья вместе с тремя детьми переехала в Калифорнию, в пригород Лос-Анджелеса под названием Панорама Сити.

    Режиссер и сценарист Терри Гиллиам
    Режиссер и сценарист Терри Гиллиам

    Там мальчик пошел в Бирмингемскую среднюю школу, где вскоре отличился и стал президентом класса. Воспитанный на классических американских мультфильмах, среди которых были «Остров сокровищ» и «Пиноккио», Терри увлекся рисованием и подавал большие надежды как художник.

    В старших классах юноша увлеченно читал сатирический журнал MAD и восхищался карикатурами и пародиями, созданными Доном Мартином и Антонио Прохиасом. Это издание повлияло на мировоззрение Терри, и он в душе стал скептиком и бунтарем, тем не менее выбранным королем выпускного бала.

    Терри Гиллиам в детстве
    Терри Гиллиам в детстве

    По окончании школы Гиллиам получил степень бакалавра политологии в Западном колледже Лос-Анджелеса. В студенческие годы молодой человек продолжал рисовать и публиковаться в молодежной газете. Вскоре некоторые из его работ появились в нью-йоркском издании Help! благодаря содействию бывшего редактора MAD Харви Куртзмана.

    Терри в течение 3 лет работал иллюстратором в любимом журнале и получал опыт, окончательно сформировавший его взгляды на мир. Кроме того, юноша познакомился с английским репортером Джоном Клизом, который позже пригласил товарища в комик-труппу «Монти-Пайтон».

    Терри Гиллиам в молодости
    Терри Гиллиам в молодости

    В молодости Гиллиам столкнулся с перегибами американской полицейской системы и неоднократно подвергался арестам в ходе гражданских беспорядков, связанных с противостоянием властей и темнокожих эмигрантов. В одном из интервью режиссер признался, что в то время испытывал невероятную агрессию и был готов «бросать бомбы» на родную страну.

    Чувствуя, что надо выбираться из создавшейся ситуации, Терри покинул Соединенные Штаты, переехал в Англию по приглашению своего друга Джона Клиза и в 1968 году официально стал подданным британской королевы.

    Терри Гиллиам
    Терри Гиллиам

    Гиллиам поселился в Лондоне и первое время работал аниматором в юмористической программе «Не крутите ручку настройки». На съемочной площадке художник познакомился с актерами Терри Джонсом, Майклом Пейлином и Эриком Айдлом, с которыми после закрытия проекта организовал комедийное шоу «Летающий цирк Монти Пайтона».

    В то время изобразительное искусство Гиллиама характеризовалось сочетанием фигур с луковичными формами и мягких градиентов, являвшихся фоном для движущихся вырезок из старинных фотографий.

    Терри Гиллиам в начале карьеры
    Терри Гиллиам в начале карьеры

    В 1978 году Терри описал эти приемы в книге «Animations of Mortality», ставшей частичной автобиографией аниматора и руководством по использованию языка визуализации.

    Фильмы

    Кинобиография Гиллиама началась в 1974 году, когда он появился на экране в скетчах «Монти Пайтон», «Ночь выборов» и «Самая ужасная семья в Британии». Его пригласили сниматься, потому что «очкастого комментатора» и «кричащего сопляка на диване» никто не хотел играть. Сам Терри получал удовольствие от перевоплощения и уморительно изображал персонажей, загримированных до неузнаваемости и одетых в неудобные костюмы.

    Терри Гиллиам и «Летающий цирк Монти Пайтона»
    Терри Гиллиам и «Летающий цирк Монти Пайтона»

    Когда британская комик-труппа распалась, Гиллиам занялся самостоятельным творчеством и написал сценарий к фантастической черной комедии «Бармаглот», вышедшей на экраны в 1977 году.

    После этого автор задумал создать «трилогию воображения», посвященную бегству из сумасшедшего, нелепо организованного общества. Эту идею режиссер воплотил в фильмах «Бандиты времени», «Бразилия» и «Приключения барона Мюнхгаузена», которые показали проблему глазами ребенка, 30-летнего мужчины и пожилого человека.

    Терри Гиллиам в составе комик труппы «Пайтонов»
    Терри Гиллиам в составе комик-труппы «Пайтонов»

    Затратив огромное количество денег на производство этих картин, переполненных звездными актерами, сложными декорациями и невероятными костюмами, Гиллиам поругался с продюсерами Universal Studios и Columbia Pictures из-за убытков. С тех пор режиссера начала преследовать слава эксцентрика, негодяя и скандалиста.

    В 1990-х годах Терри сделал следующий шаг в творческой карьере и снял киноленты «Король-рыбак», «12 обезьян» и «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», которые были объединены территориально и получили название «Тrilogy of Americana». На этот раз сюжеты были менее фантастичными, но по-прежнему запутанными и сюрреалистичными.

    Трейлер киноленты «Король-рыбак»

    Публика не понимала глубину таланта Гиллиама и считала его работы нелепым, ярко раскрашенным хаосом, вплетенным в поток сознания «законченных психов». Критики и продюсеры поддерживали общее мнение и всячески препятствовали деятельности режиссера.

    Несмотря на это, Терри справился с общественным мнением и в 2005 году пополнил фильмографию «Братьями Гримм» и «Страной приливов». Последняя картина стала самой эпатажной работой Гиллиама из-за обилия сцен с педо- и некрофильским подтекстом и завоевала приз Международной федерации кинопрессы на фестивале игрового кино в Сан-Себастьяне.

    Терри Гиллиам и Робин Уильямс
    Терри Гиллиам и Робин Уильямс

    После этого режиссер снова ушел в подполье и спустя 4 года вернулся с очередным шедевром под названием «Воображариум доктора Парнаса». Впервые показанный вне конкурсной программы Каннского кинофестиваля, фильм стал первым коммерческим успехом Гиллиама и был номинирован на 2 премии Empire Awards.

    Впрочем, и с этой картиной не обошлось без скандала. После того как исполнитель главной роли Хит Леджер умер во время съемок от передозировки наркотиков, злые языки начали говорить, что работа с Гиллиамом кого угодно доведет до смерти.

    Трейлер фильма «Воображариум доктора Парнаса»

    В 2012 году пошли слухи, что австрийский актер Кристоф Вальц ведет переговоры с режиссером об участии в его новом проекте. Вскоре стало известно, что фильм будет называться «Теорема Зеро» и впервые его покажут на Венецианском фестивале в 2013 году.

    Картина вновь получилась запутанной и неоднозначной. Кроме киберпанковских костюмов и декораций, Терри использовал игру древнееврейских терминов в имени главного героя и призвал эти средства для поиска воображаемого, но несуществующего смысла жизни.

    Терри Гиллиам на съемках фильма «Человек, который убил Дон Кихота»
    Терри Гиллиам на съемках фильма «Человек, который убил Дон Кихота»

    Параллельно с «Теоремой» Гиллиам продумывал сюжет «Человека, который убил Дон Кихота» и воевал с продюсерами за авторство и бюджет. Когда фильм был почти закончен, режиссера лишили авторских прав по заявлению компаньона Пауло Бранко, однако Терри ответил, что это детище полностью принадлежит ему.

    Личная жизнь

    С 1973 года женой Гиллиама является британская костюмерша и визажист Мэгги Уэстон. Пара познакомилась на съемках «Монти Пайтона» и с тех пор не расставалась.

    Терри Гиллиам и его жена
    Терри Гиллиам и его жена

    С 1978 по 1988 годы в семье режиссера родились трое детей: девочки Холли и Эми и мальчик Гарри. Повзрослев, младшее поколение Гиллиамов участвовало в нескольких кинофильмах отца.

    Терри благоустроил личную жизнь в Великобритании и в 2006 году отказался от американского гражданства из-за несогласия с политикой президента Джорджа Буша-младшего. Сейчас режиссеру разрешено оставаться в США не более 30 дней в году.

    Терри Гиллиам с женой и дочками
    Терри Гиллиам с женой и дочками

    Увлеченный работой Гиллиам почти не тоскует по родине, он купил особняк в Италии и старается как можно больше времени проводить с семьей там.

    В 2015 и 2018 годах ходили слухи о смерти создателя «Воображариума». В первый раз еженедельник Variety ошибочно опубликовал некролог, в котором значилось имя Терри, а во втором СМИ заявили, что сценарист и режиссер скончался от инсульта.

    Терри Гиллиам сейчас

    В настоящее время Гиллиам занимается раскруткой фильма, который в начале 2019 года вышел в цифровом формате. Оставаясь загадкой для поклонников, он ничего не сообщает о творческих планах на будущее.

    Терри Гиллиам в 2019 году

    Находясь в бодром расположении духа, 17 января 2019 года в Twitter 78-летний режиссер напомнил, что он все еще жив, и представил новое музыкальное видео из картины «Человек, который убил Дон Кихота».

    Фильмография

    • 1975 – «Монти Пайтон и Священный Грааль»
    • 1977 – «Бармаглот»
    • 1981 – «Бандиты времени»
    • 1985 – «Бразилия»
    • 1988 – «Приключения барона Мюнхаузена»
    • 1991 – «Король-рыбак»
    • 1995 – «12 обезьян»
    • 1998 – «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»
    • 2005 – «Братья Гримм»
    • 2005 – «Страна приливов»
    • 2009 – «Воображариум доктора Парнаса»
    • 2013 – «Теорем Зеро»
    • 2018 – «Человек, который убил Дон Кихота»

    Фото

    Другие знаменитости