Биография
Евгений Ташков внес вклад в развитие советского и российского кинематографа, стал автором десятка выдающихся художественных работ. Мастерство сценариста и режиссера в 60–90-е годы покорило сотни любителей искусства, достигнув невероятных высот.
Детство и юность
Евгений Ташков появился на свет в волгоградской деревне Быково, его творческий путь и биография начались в 1926 году. Родители мальчика поженились в страшные времена голодомора, поэтому в семье с уважением относились к общественно-полезному труду.
По непонятному стечению обстоятельств в документах будущего режиссера были указаны неверные данные, и это сохранило ему жизнь. Когда сверстников отправили в воюющую Советскую армию, ему удалось остаться дома и строить советский социализм.
Когда Женя был маленьким, отца обвинили в измене родине, для семьи репрессированного мужчины настала пора тяжелых дней. К счастью, отзывчивые сельские жители не оставили мать и сына и позволили продолжить существование в обществе обычных людей.
Ташков учился в общеобразовательной школе, по выходным работал в колхозе, подавая пример одноклассникам перевыполнением плановых норм. Он таскал воду для полива, перебирал семена для посадки и помогал взрослым грузчикам на ближайшей из железнодорожных платформ.
Русская актриса, каким-то образом оказавшаяся в волгоградской области, при поддержке председателя сельсовета создала детский драмкружок. Евгений стал посещать занятия и со временем пристрастился к театру, он воспринимал каждую репетицию как дополнительный школьный урок.
Дебют Ташкова состоялся в пьесе «Медведь» Антона Чехова, он блестяще справился с задачей, продемонстрировав природный талант. В качестве подарка за выступление актер получил альбом с надписью, который поставил на почетное место.
После успешного спектакля мальчик стал мечтать о славном будущем, но из практических соображений поступил в железнодорожный вуз. Вскоре он понял, что выбранная профессия не принесет удовлетворения, и начал думать, как присоединиться к миру театральных искусств.
В 40-х годах уроженец Быково вступил в ряды студентов ВГИКа и обосновался в центре столицы в семье малознакомых людей. На актерском отделении института он познакомился со звездами кинематографа и в их лице обрел покровителей и грамотных учителей.
На курсе Бориса Владимировича Бибикова и Ольги Ивановны Пыжовой Евгений получил необходимые знания для последующей работы в кино. Наставники, бывшие супругами, наблюдали за успехами подопечного и были уверены, что его благополучие после выпуска предрешено.
Личная жизнь
Личная жизнь советского режиссера не была секретом для поклонников: многие знали, что создатель фильмов дважды вступал в законный брак. Однако в молодости, во время учебы в Государственном институте кинематографии, друзья считали, что Евгений — убежденный отшельник и холостяк.
В начале 1960-х Ташков познакомился с Екатериной Савиновой, актрисой, участвовавшей в съемках знаменитых художественных картин. Девушка, ставшая лауреатом международного Каннского кинофестиваля, в те годы не знала, куда деться от ухаживаний мужчин.
Евгений смог очаровать избранницу мягким интеллигентным подходом, и после недолгого периода дружбы она стала первой женой режиссера. С появлением сына Андрея, продолжившего творческое дело родителей, Ташков и Савинова представлялись полноценной счастливой семьей.
К сожалению, у Екатерины появились проблемы со здоровьем, и после приступа шизофрении женщина трагически умерла. Автор десятка советских фильмов тяжело переживал утрату, но смог справиться с эмоциями и наладить личную жизнь.
Отойдя от потрясений, Ташков познакомился с начинающей актрисой Татьяной Васильевой. Девушка была младше режиссера, но это не стало препятствием для любви. Ребенок, которого назвали Алексеем, родился вскоре после тихой свадьбы. Он стал психологом и, к отцовскому разочарованию, нарушил традиции звездной семьи.
Фильмы
В середине 1950-х Ташков, недавно получивший диплом актерского факультета, снялся в фильме Владимира Брауна под названием «Командир корабля». Он сыграл рядового матроса военного эсминца «Державный», подчиненного Андрея Высотина, находившегося у руля.
Во второй раз выпускник ВГИКа появился на большом экране в киноленте «Капитан “Старой черепахи”» в 1956 году. В компании коллег Натальи Фатеевой, Анатолия Игнатьева и Юрия Саранцева молодой человек полностью отдался нелегкому творческому труду.
Глядя на работу авторов фильмов, актер решил двигаться дальше и попробовал себя в роли режиссера в начале 1960-х годов. Комедийная лента «Приходите завтра…» с участием супруги Екатерины Савиновой была удостоена хвалебных рецензий и теплых слов.
«Майор Вихрь», показанный зрителям в середине 1967 года, укрепил позиции Евгения Ивановича в советских творческих кругах. Экранизация произведения писателя Юлиана Семенова завоевала интерес граждан и нашла отклик в людских сердцах.
Потом, опираясь на традиции, заложенные кинематографистом Иваном Пырьевым, Ташков взялся за картину о событиях Гражданской войны. Многосерийная эпопея «Адъютант его превосходительства» стала одним из культовых проектов в золотом фонде страны.
В дальнейшем режиссерская фильмография пополнилась такими работами, как «Дети Ванюшина», «Уроки французского», «Подросток», «Клан» и «Ловкачи». Сначала громкие премьеры увидели руководители государства, а после этого в кинотеатры пришли заинтересованные зрители.
В первом десятилетии XXI века Ташков сбавил творческие обороты, и о его предыдущих творениях некоторые начали забывать. В последней работе под названием «Три женщины Достоевского» режиссер попытался вернуться к зрителю и наверстать упущенное.
Смерть
В 2000-е годы здоровье Евгения Ивановича ослабло и заметно ухудшилось, он оставался дома с Татьяной Ташковой и наиболее близкими людьми. Режиссер редко общался с коллегами, не давал интервью журналистам, посвящая все свободное время двум членам любимой семьи.
Судя по последним фотографиям, опубликованным в тематических журналах, кинематографист страдал от болезней, съедавших пожилой организм. Когда стало известно, что Евгений Иванович работает над новым художественным фильмом, коллеги и сотни неравнодушных поклонников восприняли это как сюрприз.
К сожалению, после творческого подъема силы покинули режиссера, и причиной его смерти стало кровоизлияние в мозг. На похоронах возле могилы, расположенной на Троекуровском кладбище, собралось большое количество поклонников и российских кинозвезд.
Фильмография
- 1957 — «Страницы былого»
- 1959 — «Жажда»
- 1963 — «Приходите завтра…»
- 1966 — «Я родом из детства»
- 1967 — «Майор Вихрь»
- 1969 — «Адъютант его превосходительства»
- 1973 — «Дети Ванюшина»
- 1978 — «Уроки французского»
- 1983 — «Подросток»
- 1990 — «Мальчики»
- 1994 — «Рысь идет по следу»
- 2005 — «Там, где кончается детство»
- 2011 — «Три женщины Достоевского»
Интересные факты
- Работая над картинами, Евгений Иванович погружался в характер героев, и это способствовало успеху и всегда приносило плоды. Премия имени братьев Васильевых и звание народного артиста стали высшей степенью признания и лучшей наградой за труды.
- На протяжении долгой жизни Ташков искал единомышленников и в итоге в культурном обществе приобрел немало друзей. Он был близок с известным писателем Валентином Григорьевичем Распутиным, поэтому познакомил с его рассказами нечитающих людей.
- Личная жизнь Евгения Ивановича интересовала сотни поклонников, трагедия, произошедшая с Екатериной Савиновой, широко освещалась в СМИ. Общество жаждало подробностей о буднях автора кинофильмов и искало фотографии с родителями, женами и детьми.
- В обществе ходили слухи о романе режиссера с Валентиной Шарыкиной, но мимолетные отношения ни к чему серьезному не привели. Елену Валюшкину некоторые также считали любовницей мэтра кинематографа, но никакого подтверждения домыслы не нашли.