Фаддей Беллинсгаузен — жизнь и плавания первооткрывателя Антарктиды
Фаддей Беллинсгаузен известен прежде всего тем, что стоял во главе сложнейшей экспедиции из когда-либо совершенных до него. Но вдобавок с именем этого первопроходца связан ряд иных не менее любопытных фактов.
Происхождение и детство
Фаддей Беллинсгаузен родом с острова Эзель. Теперь он принадлежит Эстонии и носит название Сааремаа. Этот человек родился в 1778 году. День его рождения по старому стилю — 9 сентября, по новому — 20-е число.
Это выходец из дворянского немецкого рода. При рождении будущему прославленному моряку и первопроходцу дали непривычное для русского уха имя — Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен.
Детство его прошло в Пилгузе — родовом имении на морском берегу. С ранних лет ни о чем другом, кроме моря, мальчик и не помышлял. Ведь родился на побережье, и выбор профессии был предрешен уже тогда. Так и сложилось — Беллинсгаузен стал моряком.
Образование
Когда мальчику исполнилось 11 лет, он пошел учиться в военно-морское кадетское училище. Получал образование в Кронштадте. Кстати, в этот период жизни его имя русифицировали, а от фамилии отпала аристократическая немецкая приставка «фон».
Спустя 6 лет Беллинсгаузену присвоили первый флотский чин — молодой человек стал гардемарином. Еще через 2 года он завершил учебу, к этому моменту уже став мичманом и начав ходить по Балтийскому морю на судах из Ревельской эскадры. Командир порта обратил внимание на тягу Фаддея Фаддеевича к наукам, поэтому порекомендовал его Ивану Крузенштерну.
Первое путешествие
Крузенштерн взял Беллинсгаузена под крыло, при его непосредственном руководстве молодой человек отправился в первое в жизни кругосветное путешествие.
Служа на борту фрегата «Надежда», он успел проявить себя в качестве талантливого картографа — составил ряд карт, которые потом вошли в издание, посвященное плаванию Крузенштерна.
Вернувшись домой, Беллинсгаузен превратился в командира — стал командовать рядом кораблей не только на Балтийском, но и на Черном море, под его руководством проходили разнообразные гидрографические исследования.
К Антарктиде
К началу XIX столетия об Антарктиде уже ходили десятки легенд, начало которым было положено еще во времена путешествия Америго Веспуччи на заре XVI века. Однако точных сведений о таинственном южном материке не существовало.
Экспедицию Веспуччи остановили сильные холода — мореходы повернули за сотни миль до предполагаемой земли. Потом путешествовал Джеймс Кук, ему уже удалось подобраться куда ближе португальских предшественников, но и на этот раз морозы не дали дойти до цели.
Идея совершить морское путешествие к Южному полюсу давно витала в воздухе, но до начала XIX века никто на такой смелый шаг не решался. Наконец, в 1819 году план экспедиции представили российские моряки. Энтузиасты обратились к правительству и получили одобрение.
В итоге Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев исследовали эти неизведанные южные территории первыми. Михаила Петровича назначили вторым капитаном, он возглавил шлюп под названием «Мирный». Беллинсгаузен тем временем шел на шлюпе «Восток».
Вместе они провели в плавании 751 день, преодолев за это время до 50 тыс. миль, достигнув цели и благополучно вернувшись обратно.
Любопытно, что по сей день продолжаются споры по поводу того, кто на самом деле стал первопроходцем. В Англии считают, что таковым был Эдвард Брансфилд — их капитан. Американцы называют имя Натаниеля Палмера, охотника на тюленей. Но официально признано, что именно Фаддей Беллинсгаузен открыл Антарктиду в 1820 году. Кстати, в 1982-м неожиданно для западного мира это подтвердили исследования английского историка Эйджа Джонса.
Неожиданная встреча
Когда экспедиция почти уже добралась до Антарктиды, русские моряки дошли до Южной Атлантики. Они полагали, что на эти земли давно не ступала нога человека. Но неожиданно на горизонте заметили бот, на мачте которого развевался английский флаг.
Британцы спустились в шлюпку и подошли к «Востоку». Иностранцы на русском языке поприветствовали мореходов и рассказали, что они здесь стоят неподалеку в заливе. Объяснили, что у них 2 зверобойных судна, что они уже несколько месяцев занимаются ловлей тюленей и китов в островных бухтах.
Гости получили от русских сухари и ром. Больше никого, кроме англичан, в этих местах путешественники не повстречали. Сегодня остров, где произошла встреча, принадлежит Британии.
Потери
Как известно, в прежние времена бичом моряков становилась цинга. Однако участников русских экспедиций это не касалось. Секрет в кухне. Не стали исключением и «Мирный» с «Востоком», на борту которых присутствовали запасы квашеной капусты. Так что люди не испытывали дефицита витамина C, соответственно, и цинга им не грозила.
Однако в долгих морских путешествиях люди гибнут не только от этой болезни. Опасностей хватает. Но за два с лишним года плавания Беллинсгаузена случились только две смерти. Несмотря на то, что это в любом случае грустно, такая статистика все же для тех лет стала беспрецедентной. Суровые условия холода, строгая дисциплина и прочие неудобства могли бы повлечь куда больше жертв.
После возвращения
После того как Фаддей Беллинсгаузен вернулся из путешествия к Антарктиде, он стал капитаном II ранга и капитан-командором. Вдобавок ему вручили награды в виде пары орденов, а также пожаловали в аренду земли Курляндии и назначили повышенную годовую пенсию.
С 1828 по 1829 год он руководил Гвардейским экипажем. Фаддею Фаддеевичу довелось поучаствовать в войне с турками, среди прочего — в осаде крепости Тульчин. Потом Беллинсгаузен вернулся в Петербург, где стал командиром дивизии во флоте, которая тогда была большим корабельным соединением на Балтике.
Маори
Помимо исследования Антарктиды, экспедиция Беллинсгаузена по пути заходился в иные места. Например, русские мореходы побывали на Новой Зеландии, о чем рассказывают уникальные записи, посвященные жизни народа маори.
Моряки сумели найти общий язык с аборигенами, так что судьба Кука их миновала. Команде удалось пополнить запасы пресной воды. Тем временем маори за простые подарки в виде бус и зеркал позволили русским ознакомиться со своим бытом, вождь представил путешественников дочери и жене. Мореплаватели благополучно покинули эти земли и продолжили поход.
Заблуждения Кука и Лаперуза
Фаддей Беллинсгаузен совершил путешествие, которое справедливо причисляют к списку труднейших и важнейших. Когда еще в XVIII столетии южнополярные моря бороздил Джеймс Кук, он, глядя на сплошные льды, решил, что дальше пройти невозможно. Капитан оказался столь убедителен, что в следующие 45 лет никто и не пытался сюда проникнуть.
Но Беллинсгаузен доказал, что англичанин заблуждался. Фаддей Фаддеевич сумел провести ряд полезных исследований этих суровых территорий, не побоявшись опасностей и трудностей. Кстати, пару шлюпов, на которых двигалась экспедиция, толком не приспособили к хождению по льдам.
Еще одна попытка опровергнуть чужое заблуждение Беллинсгаузену не поддалась. Дело в том, что Лаперуз утверждал: Сахалин является полуостровом. Беллинсгаузен хотел пройти на морских судах по Амуру, но найти фарватер не вышло, к тому же помешали погодные условия.
Озеленение Кронштадта
С 1839 года жизнь Беллинсгаузена окончательно связалась с Кронштадтом, в котором начиналась его морская биография. Он стал командиром порта и местным губернатором.
К моменту его вступления в должность город выглядел неустроенным в культурном и бытовом смысле. Кроме Романовского, Общественного и Инженерного садов, здесь не было никаких насаждений. Но Беллинсгаузен увлекался садоводством и перенес эту тягу на вверенный ему город.
Он продолжил работы по городскому озеленению, начатые его предшественником на посту главы. Фаддей Фаддеевич настолько увлекся этим делом, что вскоре Кронштадт оказался преображен. Появилось больше деревьев по улицам, уже имевшиеся сады были расширены.
Губернатор лично наблюдал за состоянием парков и садов, за счет чего они действительно процветали. Беллинсгаузен заложил традицию трепетного отношения к озеленению. Дальнейшие губернаторы продолжали идти по этому пути, за счет чего город на Котлине только улучшался.
Библиотекарь и строитель
Вклад в развитие Кронштадта Беллинсгаузен внес еще до вступления в должность губернатора. В 1832 году он собрал пожертвования, на которые основал здесь библиотеку. Сам же стал ее директором. При нем же возник библиотечный фонд, в основу которого легли лично им собранные книги.
Став командиром порта и губернатором, Фаддей Беллинсгаузен также возглавил комитет, в ведении которого значилось обустройство города. Под его прямым руководством здесь стали перестраивать старые военные форты и возводить новые, оборудовать гавани и доки. Кроме того, в этот период разработали планы возведения жилых домов, здания городской администрации, судового завода и воплотили иные проекты.
Наконец, Беллинсгаузен заботился о том, чтобы матросов лучше кормили, а также обеспечивали медицинским обслуживанием — с его подачи на кораблях стали оборудовать госпитали.
Многоконфессиональная семья
Сам Фаддей Фаддеевич оставался лютеранином, посещал кирху в Кронштадте. При этом его супруга — русская женщина Анна Дмитриевна — исповедовала православие.
Беллинсгаузен познакомился с ней еще в период подготовки к путешествию на Юг, а обвенчались они после возвращения, это было в 1826 году.
В браке появилось семеро детей, трое из них скончались еще в младенчестве. Остались четыре дочери. Жена благополучно занималась их воспитанием, параллельно ведя общественную деятельность. Она годами оставалась попечительницей в церковно-приходской школе Кронштадта, а еще по ее инициативе в городе открыли столовую для кормления детей погибших моряков нижних чинов.
Смерть
Фаддей Беллинсгаузен скончался, когда ему было 73 года. Это произошло в 1852 году. Об уходе адмирала быстро узнал весь город — Кронштадт искренне скорбел о потере.
Изначально Беллинсгаузена похоронили на лютеранском кладбище. Но впоследствии могила оказалась утраченной. Сегодня там можно найти лишь кенотаф, установленный в предполагаемом месте погребения.
Коралловые острова
В определенном смысле Фаддей Беллинсгаузен опередил Чарльза Дарвина. Он сумел объяснить природу образования коралловых островов. Путешественник заметил, из-за чего, собственно, образуются рифы, как получают питание, как разрастаются.
Мореход первым понял, что кораллы любят селиться на старых отмерших скелетах собственных предков, а потом годами создают массивные конструкции. Впрочем, точно и детально теорию образования коралловых рифов описал и доказал через десятки лет как раз Дарвин.
В памяти и культуре
Фаддей Беллинсгаузен давно признан великим русским мореплавателем, но по сей день не снято ни единой достойной кинокартины, посвященной его путешествию к Южному полюсу. Единственное — в 1972 году вышел мультфильм, герой которого повествует о плавании Беллинсгаузена с Лазаревым.
Зато написаны книги для детей об отважных путешественниках. Так что память о первопроходцах все-таки жива и передается новым поколениям.
Когда Беллинсгаузен путешествовал, он, будучи человеком скромным, ни одному из открытий на маршруте не присвоил собственного имени. Только потом уже новые мореплаватели и навигаторы исправили это упущение. И сегодня на географических картах присутствует море Беллинсгаузена, а также в его честь названы острова, атолл, исследовательская база. За пределами Земли его именем назвали один кратер на Луне и малую планету.
Памятник великому мореплавателю открыли в Кронштадте еще в 1870 году. Монумент создали на собранные сослуживцами и почитателями средства. В живописи образ адмирала увековечил художник Павел Михайлов, который участвовал в знаменитой экспедиции.
Экспонаты в Казани
Любопытно, что добытые в экспедиции Фаддея Беллинсгаузена с Михаилом Лазаревым экспонаты сегодня хранятся не в Москве и не в Петербурге. Коллекции из области этнографии, зоологии и геологии находятся в Казани, в местных музеях.
Дело в том, что научным руководителем плавания был Иван Симонов, а этот ученый родом из Казани. Он, будучи исследователем из физико-математической сферы, с удовольствием принялся изучать культуры народов, которые попадались мореплавателям во время кругосветки. Он же сохранил и передал музеям сотни ценнейших артефактов.
Фаддей Беллинсгаузен — личность, уникальная для русской науки и истории. Причина в том, что редкий человек сумел развернуть сравнимую по масштабам деятельность. А его достижения и географические открытия по значимости не уступают величайшим мировым успехам.