«Песняры» — история знаменитого советского ВИА
Факты
10 апреля 2023 г. 11:55
Время чтения: 10 минут

«Песняры» — история знаменитого советского ВИА

Ансамбль «Песняры» популяризировал фольклорную музыку не только в СССР, но и на зарубежной сцене. В 1970–1980-х группа под руководством Владимира Мулявина была на пике славы – каждая новая песня становилась хитом, а концерт – важным событием. «Олеся», «Беловежская пуща», «Косил Ясь конюшину», «Вологда», «Белоруссия» – композиции, которые знают даже те, кто не застал «Песняров» на вершине славы.

«Золотого» состава группы давно нет, зато есть песни, которые по-прежнему восхищают тысячи людей, дарят теплую душевную тоску по дням былой молодости. Интересные факты о вокально-инструментальном ансамбле Мулявина – в материале 24СМИ.

Основатели

1960-е стали зарей космической эры. Космонавтов узнавали в лицо не хуже, чем именитых певцов. Поэтому термины, связанные с популярной темой, становились названием для музыкальных групп. Примером служит «Орбита-67», основанная в Минске. После неполного года работы в этом коллективе 27-летний Владимир Мулявин решил создать свой коллектив.

К гитаристу и вокалисту присоединился флейтист Владислав Мисевич. С Валерием Яшкиным и Леонидом Тышко Мулявин играл еще в армейском квартете. Кроме них, в первый состав вошли жена основателя Лидия Кармальская и его старший брат Валерий. Мисевич сказал, что отличным барабанщиком для группы станет Александр Демешко.

Первыми слушателями молодого, но амбициозного коллектива были работники колхозов. Мулявин и компания не сразу стали ансамблем. Тогда коллектив был частью эстрадной солянки под названием «Лявоніха». Ревю колесило по Белорусской ССР и другим республикам и приносило неплохой доход минской филармонии. С первого года существования артисты начали бороться за самостоятельность, устраивали скандалы, но добились малого – Мулявина лишь утвердили музыкальным руководителем.

Новое название

Первые два года группа была известна под названием «Лявоны». Для группы из БССР – отличный вариант, но в 1970-м коллектив собрался на Всесоюзный конкурс артистов эстрады в Москве. Начальство настояло на смене названия: якобы слишком просторечно. По другой версии, чиновники боялись ассоциаций с главой государства: «Лявоны» – Леонид Ильич. В филармонии объявили конкурс с призовым фондом 30 руб. Деньги обещали тому, кто придумает новое название для группы.

Коллектив Мулявина могли назвать «Полесскими зубрами», «Орлами», «Веселыми голосами». Конкурс объявили, когда группа находилась в Пинске. Музыкальный руководитель отправил Мисевича и Тышко в местную библиотеку, где артисты черпали вдохновение у классиков белорусской литературы. Сегодня сложно сказать, кто именно «подсказал» музыкантам слово «пясняр». Тышко говорил, что помогло произведение Якуба Коласа, а Мисевич ссылался на Янку Купалу. В итоге было предложено название «Песняры», которое устроило и коллектив, и чиновников, но деньги так никто и не получил.

Первый альбом

Отправляя «Песняров» в Москву, начальство считало артистов «темными лошадками»: мол, съездят на пару дней и вернутся ни с чем. Но коллектив Мулявина не только прошел первый тур, но и разделил второе место со Львом Лещенко – первое в 1970-м не присуждалось.

Одним из призов конкурса была запись пластинки на студии «Мелодия». Музыканты и здесь отличились – уложились в 2 рабочих дня. Альбом состоит из 9 песен, которые записывали с 1–2 дублей. Почти через четверть века группа вновь удивила скоростью работы: на нидерландской студии «Филипс» первый диск был готов через 2–3 дня.

Тяжелая утрата

В середине лета 1973 года «Песняры» приехали в Ялту с серией концертов. Так совпало, что за день до выступления праздновал именины звукорежиссер Николай Пучинский. В группе коллегиально решили, что перед концертом не стоит много пить. Устроили небольшие посиделки, после которых Валерий Мулявин собирался перебраться в гостиницу получше, где остановился его младший брат. Артист ушел за вещами, а дальнейшие события окутаны завесой тайны.

Ночью Владимира на ноги подняла милиция: старший брат найден мертвым. Основная версия – несчастный случай. Валерий присел на парапет, но по неосторожности сорвался с него. Неофициальные версии гласят, что Мулявина якобы убили криминальные авторитеты или некий мужчина, приревновавший возлюбленную. Следствие приняло версию о несчастном случае, а родственники остались уверены, что речь идет об убийстве.

Концерт не отменили. Артисты не хотели разочаровывать публику и сеять панику, поэтому достойно выступили, а затем отправились в морг за телом Валерия. Говорят, Владимир во время концерта в какой-то момент отвернулся от зала – вокалиста душили слезы.

Тыква, Ювелир, Лорд и Главбух

Между собой артисты использовали прозвища, которые часто придумывали от имен или фамилий. Например, Мулявин – Муля, а Леонид Тышко – Лявон. Но были и другие варианты, в том числе непечатные. Что касается цензурных прозвищ, то старшего брата основателя группы звали Ювелиром из-за его ответа на критику со стороны Владимира: «Я по сравнению с вами ювелир!»

Тромбониста Октая Айвазова прозвали Главбухом, а у стажера ансамбля Николая Кудрина была страсть к белым шляпам, за что ему присвоили кличку Лорд. Аристократическое прозвище было у Леонида Борткевича, который звался Радзивиллом. Артист утверждал, что происходит из старинного рода. Задумчивого и молчаливого Тышко называли Хмурым, а любителя пантомим Владимира Николаева – Тараканом. Грузного ударника Демешко нарекли Тыквой.

Засветились в кино

На счету «Песняров» участие в нескольких фильмах. Например, в картине «Эта веселая планета» (1973) артисты выступили в камео. В образе скоморохов музыканты появились в киноленте «Горя бояться – счастья не видать» (1973). В фильме «Ясь и Янина» (1974) звезды перевоплотились в студентов, работающих в стройотряде.

«Охрана» канцлера ФРГ

Во время первой заграничной поездки «Песняры» побывали в Польше. Позже артисты ездили в Германию. В ФРГ проходила выставка, организованная властями БССР. «Песняров» пригласили выступить на мероприятии, которое посетил канцлер Вилли Брандт. Немецкого лидера встречала толпа протестующих. Как вспоминал Мисевич, сотрудники КГБ попросили «Песняров» не расходиться после выступления. Артистов задействовали для обеспечения дополнительной безопасности политика.

Спасались от землетрясения

В 1974-м белорусские музыканты приехали в главный город Таджикской ССР – Душанбе. Артисты исполняли песню «Ванька-встанька». В самый ответственный момент, когда пространство заполнили звуки барабанов и бас-гитары, сцена внезапно затряслась. Пианист Николаев про себя подумал: «Вот так эффект!» Но из-за кулис выскочил администратор, который объявил эвакуацию в связи с землетрясением. В этот момент артисты заметили, как после очередного толчка стену зала разорвала трещина. Музыкантов и зрителей эвакуировали, а концерт отменили.

Гонорары

На пике популярности артисты за один выход на сцену получали 66 руб., но в тех случаях, когда выступали для нескольких тысяч зрителей. Такая сумма получилась после хитрости с документами. «Песняров» оформили не как ВИА, потому что в таком случае выходило 20 руб. за концерт. Коллектив Мулявина носил статус исполнителей камерного сольного и хорового пения. В день артисты давали 3–4 концерта.

В среднем концертная деятельность позволяла музыкантам за один день заработать столько денег, сколько за месяц получал среднестатистический советский врач. Но так было, когда «Песняры» находились в зените славы. Позже им вернули эстрадный статус и за один выход они получали 20 руб.

Автографы

Однажды правоохранители задержали людей, которые прямо на концерте «Песняров» продавали поклонникам фото артистов с автографами. Предприимчивые граждане встретились с музыкантами, представившись журналистами. За ночь дельцы проявили снимки, а утром вернулись к артистам и выпросили автографы, а во время концерта приступили к реализации.

Правоохранители решили, что участники группы в доле с ушлыми гражданами, но в итоге историю замяли. Когда поклонники протягивали артистам снимок, чтобы получить автограф, звезды вежливо отказывали, помня о неприятном случае.

Читайте такжеНиколай Гришанин — дело о лотерейных билетах: история преступления

Внезапный успех «Вологды»

Мулявин не любил композицию «Вологда». Решение исполнить песню возникло, когда группа готовилась к творческому вечеру Михаила Матусовского. Составили список из самых популярных песен. Он включал «Московские окна», «Березовый сок», «Черное море мое». Владимиру Николаеву пришла идея дополнить перечень композицией о своей малой родине на стихи Матусовского. Предложение поддержали, но без энтузиазма. Мулявин и другие артисты думали, что Николаев сам охладеет к задумке, но пианист принес на репетицию баян и представил вариант вступления.

Песня вызвала смех, но из программы ее не убрали. Мулявин считал, что «Вологду» его команда исполнит лишь однажды. Но песня сорвала бурные аплодисменты и с тех пор вошла в репертуар «Песняров». В 1980-х артисты готовили крупные рок-оперы о войне, представляли цикл на стихотворения Владимира Маяковского, но даже в таких случаях из зала можно было услышать: «“Вологду” давай!»

Гастроли в США

В 1976 году коллектив отправился в США. Импресарио Сид Гаррис решил рискнуть и пригласил советскую группу, играющую в стиле фолк-рок. Коллектив из Белоруссии побывал в 13 американских городах, где выступал с местными кантри-музыкантами. За каждый выход на сцену артисты имели по $500. Но советские исполнители не получали сумму на руки – все шло на счет Госконцерта. «Песнярам» только давали суточные – $19 на человека. Гаррис не прогадал и заработал на советско-американском тандеме $1 млн.

Фолк-группу из БССР обсуждала американская пресса. Не преминули журналисты попытаться получить от музыкантов крамольные комментарии о жизни в Советском Союзе. Атаку прессы взял на себя Мулявин, который держался не хуже дипломата с 30-летним стажем. Корреспонденты попытались поставить в неловкое положение музыкантов вопросом о том, почему «Песняры» не используют советские инструменты. Мулявин парировал: и рад бы, но в американских магазинах их нет.

Отличиться попытался представитель «Голоса Америки». Эту станцию, обходя запрет и «глушилки», слушали некоторые советские радиолюбители. Журналист спросил у музыкантов, что они хотели бы передать из США фанатам в Советском Союзе. Мулявин на мгновение задумался, а затем коротко сказал: «Ничего. Приедем и сами все расскажем».

Провал на Бродвее

Импресарио Гаррис планировал повторить успех с «Песнярами» в 1977 году. Но Госконцерт спутал планы американцу, который в итоге отказался от организации гастролей. Советский коллектив отправили в США в составе творческой сборной «Эстрада-77» – от цирка до Нани Брегвадзе.

Артисты из СССР выступали на Бродвее, но программу, которую должны были показывать 2 месяца, сняли через неделю. Американцы неохотно покупали билеты. «Песнярам» в этом миксе выделили 3–4 номера, поэтому они просто затерялись среди других звезд Союза.

Змей и зеленый змий

Одной из проблем группы был вопрос употребления алкоголя. Изначально артисты договорились, что вечером и ночью каждый решает сам за себя. Но нельзя было заявиться на репетицию, а тем более концерт, в подпитии или с признаками похмелья. За порядком следил Мулявин, который устраивал взбучку всем, кто нарушал правило. Особенно беспощаден артист был к брату.

Однажды основатель коллектива поймал с поличным Мисевича. Лидер группы в качестве наказания возложил на того функции «полиции нравов». С особым усердием музыкант следил за трезвостью внутри ансамбля. Мисевич проводил рейды, в ходе которых находил припрятанные бутылки с алкоголем в бачках унитазов.

Из-за этого Мисевича в ансамбле прозвали Змеем. Но тот не обращал внимания и осекал всех товарищей, которые нарушали правило. В конце 1970-х к бутылке стал прикладываться Мулявин. У вокалиста случались алкогольные срывы, а Мисевич буквально выбивал спиртное из рук фронтмена. Со временем проблема обострилась, что сыграло не последнюю роль в расколе «Песняров».

Самиздат

Внутри коллектива выходила газета, в которой артисты, скрывшись за псевдонимами, проходились друг по другу едким словцом. Упражнялись и в стихах, и в прозе. Писали без оглядки на цензуру, потому что газета выходила в единственном экземпляре. Редактировал опусы композитор Игорь Паливода, который был не прочь набросать текст, подписавшись Просквиром Экскириным.

Внутри коллектива была еще одна традиция. Для новых исполнителей устраивали своеобразный тест на профпригодность. Новички пели «Беловежскую пущу», а внутренний худсовет давал оценку услышанному.

Раскол

В конце 1990-х группа переживала кризис. Во-первых, ушли годы Союза, где фолк-рок чувствовал себя комфортнее, чем в новой, стремительно меняющейся, реальности. Кризисы, политическая нестабильность, разгул бандитизма и перемены во вкусах публики – все это было на внешнем векторе. Внутри у артистов скопился огромный багаж творческих, кадровых и личных претензий к своему лидеру.

В 1998 году в группу вернулся Борткевич, но между ним и Мулявиным произошел конфликт. Владимир Георгиевич уже тогда жаловался на проблемы со здоровьем. Злые языки и некоторые коллеги солиста говорили, что мэтр расплачивается за тягу к спиртному. В группе произошел раскол. Ушедшие артисты основали коллектив «Белорусские песняры».

В 2002-м Мулявин попал в ДТП, после которого не смог восстановиться. Артиста парализовало, а в 2003 году 62-летний певец скончался. Так завершилась биография легендарного уроженца Свердловска, который построил блестящую карьеру в Белоруссии.

Читайте такжеОппенгеймер — разрушитель миров: факты о создателе атомной бомбы

«За полчаса до весны»

Мулявин в 1990-х был полон творческих планов. Проблемы с алкоголем, конфликты внутри группы не охладили интерес к ВИА. Например, Владимир Георгиевич планировал исполнение произведений белорусских авторов Максима Богдановича и Владимира Короткевича.

Интерес к творчеству «Песняров» не угасает и спустя 25 лет после распада коллектива. Исполнители заняли видное место в истории рока. В 2023 году произошел резкий рост интереса к музыке «Песняров». Это произошло из-за двух событий. В феврале вышла компьютерная игра Atomic Heart, в котором хиты ансамбля звучат в современной обработке, хотя действие в игре происходит в 1955-м.

А 10 апреля состоялась премьера российского сериала «За полчаса до весны», который рассказывает не только об основании ансамбля. Сериал затрагивает историю Мулявина как до основания коллектива, так и в период, когда «Песняры» представили публике рок-оперу «Песня о доле» – главное детище Владимира Георгиевича.

Читайте также