Биография
Сегодня многие воспринимают Лидию Кармальскую прежде всего как первую жену руководителя вокально-инструментального ансамбля «Песняры» Владимира Мулявина. Вместе с тем артистка была не менее известна: на всей советской эстраде насвистывать сложнейшие мелодии могли только двое — она и еще один заслуженный артист в годах.
Детство и юность
О ранних годах жизни Кармальской известно очень мало. Будущая артистка появилась на свет в 1939-м. Точное место рождения до сих пор не установлено, но в одном из многочисленных интервью дочь Лидии Алексеевны Марина Мулявина рассказывала, что корни ее уходят в Литву. Там в городе Новая Вильня (сейчас район Вильнюса) родилась и выросла мать Кармальской. Еще известно, что родители уже взрослой знаменитости жили в Барнауле.
Из рассказов Мулявиной следует, что у будущей звезды советской эстрады было счастливое детство. Маленькая Лида воспитывалась в атмосфере глубокой нежности и привязанности. Родители сильно любили дочь и старались сделать все, чтобы она ни в чем не нуждалась. И даже перенесенный в детстве полиомиелит, после которого у нее на всю жизнь осталась едва заметная хромота, не повлиял на мечты девочки о сцене.
«У нее была колоссальнейшая семья — душевный багаж маминых родителей был теплым и огромным», — писала Марина Владимировна в книге «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное…».
Творчество
Кармальская работала в необычном жанре художественного свиста, поэтому быстро превратилась в востребованную артистку по всему Советскому Союзу. Она обладала уникальной одаренностью, и ей практически не было равных на советской эстраде. Основу ее репертуара составляла серьезная академическая музыка: «Ларго» Иоганна Себастьяна Баха, «Танец Анитры» Эдварда Грига, сложнейшие произведения Иоганна Штрауса, Исаака Дунаевского.
Лидия Алексеевна рано добилась огромного успеха. Ее повсюду приглашали выступать, от Томска до Калининграда, от Кемерова до Минска, и везде слушатели жадно внимали каждому звуку, покрываясь гусиной кожей от восторга.
Некоторое время Кармальская выходила на одну сцену с Иосифом Кобзоном, а потом, уже будучи в браке с Владимиром Мулявиным, выступала как конферансье с «Песнярами» и даже выходила с тремя сольными номерами под аккомпанемент ансамбля.
По воспоминаниям коллег и близких Лидии Алексеевны, она всегда была центром притяжения в любом коллективе, опекала мужа и его музыкантов. Артисты даже в шутку называли ее «матерью» и «матушкой».
Марина Мулявина рассказывала, что Кармальская полностью реализовалась как артистка. Всю жизнь она зарабатывала больше супруга, даже во времена бешеной популярности «Песняров».
Личная жизнь
С будущим мужем, тогда еще 18-летним Володей Мулявиным, Кармальская познакомилась в Томске. Она была старше на три года и сначала не обратила внимания на скромного гитариста, который в нее страстно влюбился. К тому же Кармальская уже считалась популярной артисткой, а Мулявин на тот момент был никому не известным музыкантом.
«Ради нее папа переехал из Томска в Калининград, продолжал мотаться вслед за мамой по сценам всего Советского Союза, куда бы ее ни приглашали. А приглашали много, такой редкий талант был очень востребован. И повсюду с ней этот мальчишка, почти ребенок — 18 лет», — вспоминала Марина Мулявина.
Пылкие слова влюбленный юноша подкреплял поступками, на свиданиях пел девушке песни, и вскоре сердце ее растаяло. Пара тихо расписалась в Калининграде, куда Кармальскую приняли на работу в филармонию. Спустя год, в марте 1961-го, у супругов родилась дочь Марина. А еще через два года артисты перебрались в Минск — их пригласили работать в Белорусскую государственную филармонию.
В 1964-м Мулявин отправился в армию, и следующие три года супруги провели порознь. Этот непростой период жизни нашел отражение в письмах, которые артисты писали друг другу. Пока музыкант служил, жена ездила по гастролям, а дочь жила у родителей Кармальской в Барнауле. Письма с признаниями в любви и упреками, страстью и подозрениями, нежностью и обидами частично сохранились и были опубликованы дочерью артистов в вышеупомянутой книге уже после их смерти.
После демобилизации Мулявин создал ансамбль «Лявоны», который через некоторое время переименовали в «Песняры». Во многом благодаря Кармальской музыкант добился всесоюзного успеха. Марина Владимировна вспоминала, что Лидия Алексеевна быстро выявила творческий потенциал мужа и всячески способствовала его развитию: усаживала за инструмент, могла и подзатыльник отвесить.
«Казалось, они дышат в унисон. Их магнитом тянуло друг к другу. Помню, в минутных перерывах между номерами отец вдруг хватал маму и начинал целовать, с хохотом закручиваясь в кулисы. Сколько счастья было в этих прищуренных, светящихся глазах», — вспоминала дочь артистов.
Неудивительно, что развод родителей прозвучал для нее как гром среди ясного неба. На тот момент в семье только появился второй ребенок — сын Владимир, о котором давно мечтал Мулявин. Когда руководитель «Песняров» ушел к Светлане Слизской, мальчику едва исполнилось три месяца.
Кармальская больше не пыталась устроить личную жизнь, растворившись в работе и заботе о детях. Во втором браке у Мулявина родилась дочь Ольга, в третьем — еще один сын, Валерий, которого он назвал в честь трагически погибшего брата. Однако, по словам Марины Мулявиной, главной женщиной в жизни отец всегда считал первую жену. Владимир Георгиевич часто навещал покинутую семью, нередко оставался у них на несколько недель со словами: «Лидуша, я отлежаться». А однажды признался дочери, что сильно раскаялся в поступке, и подчеркнул: «От таких женщин не уходят, и их не бросают».
Смерть
Лидия Алексеевна Кармальская скончалась в 1999 году. Причиной ее смерти стала продолжительная болезнь. Единственный муж пережил артистку всего на четыре года — Мулявин умер в начале 2003-го из-за последствий автомобильной аварии.
Память
По мотивам биографии Мулявина и ансамбля «Песняры» был снят сериал «За полчаса до весны». Главную роль в нем сыграли сразу три актера — Артем Волобуев, Глеб Калюжный и Даниил Васильев. Первую жену Мулявина в молодом возрасте воплотила Анна Демидова, которая, судя по фото, похожа на артистку в юности. Маленькую Марину сыграла правнучка Кармальской Лида, которую назвали в ее честь.
Анна Банщикова, представившая на экране Лидию во взрослом возрасте, отметила:
«Играть реального человека — большая ответственность, невозможно просто что-то придумать, здесь важна достоверность и простота! У Кармальской удивительная биография. Эта женщина полностью посвятила себя Мулявину. Ради него и семьи она бросила блестящую артистическую карьеру. Лидия была мощной опорой, надежным тылом и вдохновением. Она много сделала для Володи и для ансамбля. Нам важно донести до зрителя ту большую любовь, которая была между ними».
Интересные факты
- Последними словами Кармальской, обращенными к дочери, были: «Береги, позаботься о нем» (речь шла о Мулявине).
- Дома артистка называла мужа Летей, образовав ласковый вариант имени Володя.
- Кармальская на всю жизнь запомнила предсказание гадалки — артистки белорусской филармонии Анны Добарской. Та предупредила ее, что она разведется или останется вдовой и ослепнет, станет матерью сына, которого потеряет через 20 лет. Спустя полтора года у Лидии родился маленький Володя, чья судьба сложилась трагически: в молодости он чуть не погиб, но выжил и умер в тюрьме в возрасте 31 года.
- На вопрос дочери, как она научилась мастерски свистеть, артистка в шутку отвечала: «На шухере стояла!»