Кряшены — крещеные татары России: факты о народности
Кряшены – этноконфессиональная группа, история которой длинна и полна противоречий. О ее происхождении выработаны две точки зрения. Согласно одной, это христиане, появление которых восходит к Булгарскому царству. По другой версии, это часть татарской народности, насильственно обращенная в христианство после 1552 года. Такой точки зрения придерживается большинство татар. Доказательства правоты есть у каждой из сторон. Поэтому спор то разгорается, то затихает, без видимого результата для спорящих.
Проблемы идентификации этносов
Кряшены – православные тюрки. До 1926 года о них упоминали в литературе как о самостоятельном этносе. Такими они указывались в переписи 1897 года, проведенной в Российской империи и во Всероссийской переписи 1926 года. Тогда на территории СССР насчитали 101 тысячу кряшен.
Иосиф Сталин создавал из народов, населявших республики, единую нацию с названием «советский народ» по принципу «американского народа». Только переселение на новые территории часто было насильственным, а не добровольным. Кроме переселения, сталинская политика включала укрупнение этносов. Так, народность «кряшены» стала частью татарского народа с приоритетным указанием в паспортах новой национальности.
Результаты первых переписей и сталинская политика – главные аргументы тех, кто видит кряшен отдельным этносом. Их оппоненты, считающие их крещеными татарами, апеллируют к созвучности слов «крещение, крещеный» и «кряшен».
Откуда происходят
Процесс христианизации в Азии проходил волнообразно. Кряшены считают себя потомками тюркских племен, принявших православие в период Булгарского царства (X–XIII век). Советско-российский историк Максим Глухов, уроженец Казани, пишет, что их предки – племя керчин, относившееся к союзу кереитов. В трактате арабского ученого Абу-аль-Фарадж бин Харуна записана легенда об их крещении.
Хан кереитов просил несторианского митрополита из города Мерва принять его людей в христианство. Митрополит согласился и крестил 200 тысяч ханских подданных. Произошло это в 1007 году. Через 200 лет кереитов покорил Чингисхан, но в ислам они не перешли, продолжая исповедовать христианство.
Вторая волна христианизации в Азии началась в 1552 году после взятия Казани войском Ивана Грозного. Третья приходится на царствование династии Романовых. Начинается с Анны Иоанновны и продолжается при последующих императорах. Это и есть предмет спора. Кряшены считают, что их предки не имеют отношения ко II и III волнам христианизации.
Их оппоненты указывают на то, что в некоторых деревнях сохранились воспоминания об исламском прошлом предков. Так, в деревнях молькеевских кряшен есть мусульманские кладбища. Культовыми объектами стали захоронения мусульманских деятелей: Ходжи Хасана, Мяльки-бабая.
Генетические связи
История Булгарского царства относится к дохристианскому периоду. Письменных источников этого времени мало. К тому же в них описываются войны, завоевания, а не происхождение народов.
Исследователи предполагают, что ранние булгары появились в Казахстане и Предкавказье. Затем в ходе естественной миграции они вышли в Понтийско-Каспийскую степь, где столкнулись с гуннами. Основали Великую Булгарию, павшую под натиском хазар. После разгрома часть племен ушла на север и обосновалась на берегах Волги и Камы, образовав Волжскую Булгарию. Ее жители – предки татар и чувашей.
Как появились кряшены – неизвестно. Влияние на их язык и обычаи оказывало несколько этносов, живших по соседству. Это финно-угорские, тюркские (ногайско-кипчакские) племена.
Генетически они связаны с казанскими татарами. Всех поволжских татар объединяет 60% общих гаплогрупп. Эти же гены делают их родственниками народам, живущим на севере Восточной Европы. Доля гаплогрупп, принесенных племенами, шедшими с юга, у кряшен составляет 29%, а у казанских татар – 15%. Следовательно, это родственные народы, но не идентичные, различающиеся только вероисповеданием.
Территория проживания
Кряшены живут в Татарстане, в Закамье, Предволжье. Отдельные деревни есть в Башкортостане и в Удмуртской Республике. Всего в Татарстане насчитываются 152 кряшенских села, расположенных в 23 из 43 районов республики.
По данным из переписи населения за 2010 год, в Татарстане насчитывается 29,9 тыс. представителей этноса. В общей численности населения их менее 1%. Всего в России зарегистрировано 34,8 тыс. кряшен. Местом проживания небольших групп кряшен также стали Самарская, Кировская области.
Религия
Кряшены – христиане. Их обряды соответствуют всем традициям православной религии. У них есть собственные храмы. Богослужение в Казани проводится в Тихвинской церкви, которая относится к кряшенским приходам. Их религиозные тексты переведены на кряшенский разговорный язык. На этом же языке духовенство ведет богослужение.
Религиозная терминология в основном строится на тюркской лексике, но есть и заимствования из русского языка. Особенно много таких заимствований в названиях праздников, которые восходят к языческим временам:
- Питрау – Петров день;
- Элжин – Ильин день;
- Раштуа – Рождество.
В татарском языке религиозные термины происходят из мусульманской и арабской лексики.
Язык
Кряшенский язык считается диалектом татарского. Всего выделяют шесть кряшенских говоров, например, заказанский, чистопольский, молькеевский и другие.
Алфавит для них разработал российский ученый-востоковед Николай Ильинский в конце XIX века. Он основан на кириллице. Официально его не утверждали. В 1926 году ввели новый тюркский алфавит и предыдущим пользоваться при печати книг перестали.
Большая часть кряшенской лексики тюркского происхождения. Также сохранились архаичные лексические элементы из более древних периодов истории этноса. Например, в названиях элементов национальной одежды. Имена у кряшен – это модифицированные русизмы: Кәтернә – Екатерина, Марҗа – Мария, дәдә Унтун – дядя Антон.
Субэтносы и политика 90-х
В 1926 году языком, который преподавали в школе и на котором писали книги, стал татарский. Сегодня большая часть кряшен владеет татарским языком, но они не утратили самоидентификацию, и в 1995–2000-м это стало проблемой. В обществе возник запрос на развитие национального самосознания.
Татары, насильственно крещенные после 1552 года, переходили в ислам. В обществе декларировали «возвращение к корням» и этого же требовали от кряшен, которые отказывались от принятия ислама. Давление на субэтносы усиливалось критическими статьями в прессе, выступлениями местных политиков.
В настоящее время поток публикаций стал минимальным. О субэтносах не пишут ни в отрицательном, ни в положительном смысле. Нет и материалов исследований этногенеза этого народа, его языка или культурологических аспектов.
У кряшен есть легенда-шутка, объясняющая их уникальность. Когда Иисус Христос и Аллах начали делить народы, то кряшены в этот момент спали. Проснулись, когда все закончилось. Огорченные люди обратились к двум божествам с вопросом: что им теперь делать. Тогда каждый решил им дать что-то свое. Иисус подарил православную религию, а Аллах – общий с татарами язык. Вот с тех пор они и стали такими уникальными.
Внешность
Авторы монографии «Татары», которая входит в серию «Народы и культуры», С. Чешко и Р. Уразманова отмечают, что кряшены – обладатели европеоидной внешности. Они светловолосы и светлоглазы. Невысокого роста и коренастой комплекции. Есть среди них и люди с монголоидной внешностью (темными глазами и волосами). Другие варианты внешности появляются под влиянием соседних народов, в том числе монголоидов.
Хозяйство, быт и материальная культура
Культура кряшен во многом схожа с соседними народами. Они вели оседлый образ жизни и занимались пахотным земледелием. Выращивали рожь, овес, ячмень, горох. В степях Поволжья землю обрабатывали тяжелым деревянным плугом. В XIX веке его сменил плуг железный.
Народные обряды и календарь праздников соответствуют традициям аграрных цивилизаций. Крестьяне праздновали приход весны, отмечали праздник урожая. На праздник Покрова Богородицы пекли хлеб, пироги из зерна нового урожая и резали первого петуха. С этого дня начинался период свадеб. Выбор невест происходил в середине лета – 12 июля, на Петров день. Этот праздник делил лето пополам. С 12 июля крестьяне начинали косить сено, шли в лес за ягодами.
Кряшены держали коров, мелкий рогатый скот и домашнюю птицу. В пищу употребляли конину, баранину, мясо овец. Из молока делали масло, сыр, сметану. Готовили блюда из овощей. Лепили вареники с творогом и яйцами. Они считаются национальным блюдом.
Важным подспорьем в хозяйстве был промысел. Мужчины ходили на охоту, занимались рыболовством, бортничеством. Из традиционных занятий лучше всего развивалось гончарное производство. В хозяйстве требовалась посуда для приготовления пищи, а также для хранения и перевозки сыпучих продуктов.
Также практиковали такие народные промыслы, как работа по дереву, кузнечное дело, ювелирное. Для хозяйственных нужд изготавливались ножи, булавки. Делали много женских украшений: височные подвески, браслеты, бусы.
Жилище кряшен до революции было типичной крестьянской избой с сенями. Иконы размещали в красном углу. Там же хранили религиозные книги. Вдоль боковой стены ставили лавку. Полати обустраивали над дверью.
Женские украшения и наряды
Кряшенский традиционный костюм похож на удмуртский. Женщина носила прямое красное платье с воротником-стойкой. Его подол мог украшаться оборками. Под платье надевали шаровары. Поверх него надевался фартук. Голову покрывали калфаком. Это головной убор из хлопковой ткани, с богатой вышивкой золотыми нитями. По форме он напоминает шапку с прикрепленным к ней шлейфом из ткани.
Женщины кряшен носят нашейные украшения, состоящие из большого количества монет (монисто). Металлические кругляши способны отражать лучи солнца. Поэтому в народе возникла вера в то, что они ограждают женщину от зла, сглаза и разных бедствий, а также привлекают в семью удачу и благополучие.
Девушки носили специальный вышитый головной убор – түгәрәк яулык. Это такое обрядовое покрывало, чья задача – защитить от сглаза молодую жену и ребенка, которого она понесет. Түгәрәк яулык девушка носила 9 месяцев.
В XIX веке одежду шили из фабричных тканей. Крестьянские платья были из ситца. Богатые заказывали наряды из шерсти, шелка. Одежда представителей татарской знати разных этносов была схожей.
О том, как выглядела одежда кереитов или древних булгар, ученым мало известно. Ее описаний или рисунков не сохранилось. В захоронениях находят только отдельные аксессуары и украшения. Но считается, что они могли предпочитать практичность внешней красоте.
Византийский философ и историк Георгий Пахимер приводит такой пример. Татарскому правителю хану Ногаю император Михаил Палеолог прислал в дар жемчуга и драгоценные камни. Тот дары не принял. Спросил у послов, может ли «это» защищать его от смерти, болезни или другой беды. Получив отрицательный ответ, отправил подарки обратно.
Традиции и обряды
Несмотря на то, что кряшены – христиане, на бытовом уровне они сохранили очень много языческих обрядов. Они заговаривают грозу, вызывают дождь и соблюдают другие обычаи. Так, для вызова дождя вся деревня собирается на берегу реки и читает молитву. Дождь приходит в тот же день.
На празднование Питрау они собирают лечебные травы. Из них вяжут венки и заваривают их в виде чая. Всего на празднество принято собирать 41 вид целебных растений.
На Крещение собирают снег, лежащий на стогах. Верят, что он дает девушке красоту и здоровье. В канун Рождества дом убирают. Застилают чистую скатерть и ужинают в полном молчании. Дети залезают под стол «цыкать», чтобы цыплята водились.
Имя Бога
Николай Ильинский – этнограф, занимавшийся изучением быта и традиций кряшен. Он создал алфавит и письменный язык. Занимался переводом Библии на кряшенский диалект. При переводе религиозных текстов перед ним встала дилемма, какое название Бога использовать. Кряшены называли его «Тенгре-бабай». Еще использовали «Алла», явно заимствованное из мусульманства. Иисусом его не называли. Тогда Ильинский решил, что правильнее использовать имя Алла.
Тенгре (Тенгри) – главное божество древних тюрок. Он правил миром. Рождался в самую долгую ночь года. В честь его рождения древние тюрки устраивали веселые празднества. Зима как сезон подчинялась другому божеству – Кыш-бабаю. Он «руководил» праздником в честь рождения Тенгре. Соблюдение в быту языческих обрядов и названий богов древних тюрок лишний раз подчеркивает аргументы тех, кто считает, что кряшен крестили после взятия Казани Иваном Грозным, а не в 1007 году. Их вера не простирается до кереитов.
Благодаря участию Ильинского в судьбе этноса было записано 128 кряшенских книг. Часть переводов сделал он сам, а часть – его ученики и последователи. Также Ильинский способствовал открытию 50 церквей и 114 школ.
Известные персоны
Генерал и Герой Советского Союза Дмитрий Карбышев – кряшен по национальности, родившийся в городе Омске. В знаменитом женском летном полку в годы Великой Отечественной войны служили мусульманка Магуба Сыртланова и кряшенка Ольга Санфирова. Среди других известных персон:
- участник обороны Брестской крепости, Герой Советского Союза майор Петр Гаврилов;
- участник войны в Испании генерал-майор Петр Новиков.
Кряшены – уникальный народ, географически оказавшийся на стыке интересов мусульманского Востока с христианским Западом. Их мало. Их история не вполне изучена и понята, но они продолжают сохранять свою самобытную культуру и традиции для будущих поколений.