Евдокия Лопухина — из царских палат в монастырь: история первой жены Петра Великого
Евдокия Лопухина – последняя царица старой России. Она как витязь на распутье с картины Виктора Васнецова, выбравший не ту дорогу и проживший долгую, но несчастливую жизнь. Подробнее о правительнице – в материале 24СМИ.
Кто такая Евдокия Лопухина
Евдокия – первая жена Петра I. После развода место рядом с ее мужем займет Марта Скавронская. Она войдет в историю России под именем императрицы Екатерины I. Петр I – царь. Его венчали на царство в 1682 году вместе с братом Иваном.
В 1721-м он принимает титул императора. С этого момента «должность» царицы останется в прошлом и в сказках. Поэтому Евдокию Лопухину называют последней царицей России и последней русской правительницей. После нее женами Романовых чаще всего становятся дочери немецких герцогов и курфюрстов.
Происхождение
Лопухины – род средней знатности.
Отец девушки впервые упоминается в документах эпохи в чине стряпчего. Так называлась должность знатного слуги при царском дворе. Стряпчий с платьем – это человек в свите, который несет царские вещи. В боярских книгах были еще хлебный стряпчий, сытный стряпчий. Илларион Лопухин – военный стряпчий. Он один из охранников стен Московского Кремля, хоть и в чине полковника. Вероятно, мужчина пользовался популярностью в войске.
Царская невеста
Власть в России наследовалась по мужской линии. После смерти царя Алексея Михайловича на царство венчали двух его сыновей от разных жен. Петр I – сын Натальи Кирилловны, Иван V – сын Марии Ильиничны. Регентшей при них стала родная сестра Ивана, царевна Софья.
Наталья Кирилловна искала поддержку в войске, чтобы в будущем сделать сына единоличным правителем. Популярный среди солдат Лопухин подходил для ее планов. Тогда царица-мать решила устроить брак сына с дочерью Иллариона.
Воспитание девушки
Когда биографы описывают конфликт Петра с молодой женой, то упор делают на несходство взглядов. Петр, настроенный проевропейски, выступает врагом старой России с теремами, мамками да няньками и прочими изысками. Его жена, воспитанная во взглядах «Домостроя», не понимает новшеств мужа и не разделяет идеи. Супруг «огорчается» и отправляется искать утешения на стороне – в объятиях Анны Монс.
«Домострой» – книга, содержащая правила поведения для христианина в разных ситуациях: дома, в храме, в миру. Написана в XVI веке. Автор неизвестен, но работа приписывается протопопу Сильвестру. По этим правилам каждого вышестоящего в иерархии надлежало слушаться и почитать. Дети слушают родителей, жена – мужа, подданные – царя.
Если Лопухина следует правилам «Домостроя», то конфликт не должен возникнуть. Петр воспитывался в той же системе. Однако конфликт не просто был, но и стал причиной ненависти мужа, а значит, их семейная проблема глубже, чем несходство взглядов.
Описание царского двора для потомков оставил друг и соратник Петра I, князь Борис Куракин. Сохранился его архив: мемуары, письма и «Гистория о царе Петре Алексеевиче и ближних к нему людях». О царской невесте князь пишет: «И была принцесса лицом изрядна, токмо ума посреднего». Дальше отмечает, что любовь Петра и Евдокии длилась около года. Потом началось охлаждение из-за недалекости девушки.
О ее родственниках в «Гистории» тоже упоминается: «Люди злые, скупые, ябедники, умов самых низких». Подоплекой для конфликта супругов стала не эпохальная битва прогресса со старыми обычаями, а кумовство и жадность.
Царице Наталье требовался авторитет отца невесты. Лопухины увидели в браке возможность продвижения по иерархической лестнице. Интригами и кляузами они начали теснить тех, кто уже стоял близко к царю. В ответ противники начинали отстаивать собственные интересы. Вероятно, Лопухины пытались влиять на Петра через жену. Невеста поддерживала и продвигала родню. За это Куракин и называет ее недалекой женщиной, которая «счастие свое потеряла и весь род сгубила».
В какой-то момент Наталья Кирилловна начинает дистанцироваться от невестки, но полный разрыв Петра с женой происходит только после смерти матери. Родственники Евдокии попадают в опалу.
Традиции и обычаи при дворе
Стиль жизни при дворе московского царя был помесью язычества с христианством. Неудивительно, что царю захотелось перемен.
В дохристианском мире люди часто меняли имена. При рождении ребенок получал одно. После инициации, став взрослым, обретал другое. Тяжелая болезнь тоже сопровождалась сменой имени. Люди верили в то, что источник болезни – разумная, но не слишком сообразительная сущность. Она не найдет человека, если его переименовать.
Отголоски древних традиций продолжают жить в доме Романовых. Евдокия Лопухина родилась в имении родителей Серебрено, расположенном недалеко от города Иваново 30 июля (9 августа) 1669 года. Новорожденную девочку назвали Прасковьей. Но, вступив в брак с Петром, она стала Евдокией.
Илларион Лопухин стал Федором, а его дети – Федоровичами. По легенде, отчество невесты – это производное от названия родовой иконы – Феодоровской Божией Матери. Ею венчали на царство первого царя династии – Михаила Романова. В дальнейшем считалось, что икона покровительствовала невестам и помогала продлению рода.
Легенда объясняет, почему Прасковья Илларионовна стала Евдокией Федоровной. Но понять причину, по которой ее брат стал Авраамом Федоровичем, сложнее. В наши дни икона находится в костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре.
Внешность царицы
Самая известная парсуна (портрет) царицы создана неизвестным художником в конце XVII или начале XVIII века. Парсуны рисовали мастера Оружейной палаты. В то время традиций светского портрета в России не существовало, но была иконопись.
Поэтому парсуна – это не фотографическое изображение человека, а скорее клише: типичный царь, боярин. Парсуна Евдокии изображает милую женщину средних лет. Ее трудно назвать красавицей, но она полностью соответствует образу боярыни. Второй известный портрет относится к монастырскому периоду жизни правительницы и изображает типичную мать-настоятельницу в черных одеждах с молитвенником в руке.
Дети
Евдокия Лопухина родила мужу двоих сыновей. Алексея – в феврале 1690-го и Александра – в октябре 1691-го. Первый был предан суду и осужден на смерть отцом за злоумышление против родителя и монарха. Произошло это в 1718-м. Второй умер младенцем.
Жизнь затворницы
Единой нормы, регулирующей отношения супругов при разводе, на Руси не было, но появлялись традиции. Цари ссылали неугодных жен в монастырь. Заставляли принять постриг. Приобретали свободу и женились заново. О жизни цариц после развода известно мало.
В 1697 году царь, находясь в Англии, присылает к Евдокии посланника, который должен уговорить жену принять постриг. Женщина не соглашается, ссылаясь на малолетнего сына. Алексею в то время 7 лет. Когда Петр вернулся, уговоры повторились с отрицательным результатом. Затем Евдокия решила усилить свою позицию или просто найти заступничество и обратилась к московскому патриарху, чтобы тот ходатайствовал за жену перед мужем. Петр пришел в ярость, и царицу отвезли в монастырь в сопровождении конвоя.
23 сентября 1698 года она принимает постриг под именем Елена. Казна почти не выделяла денег на ее содержание. Поэтому сосланная жена посылает просьбы родственникам «одевать и кормить». Пишет, что вокруг все старое, гнилое, испорченное.
Вскоре после приезда царица начинает жить в поселении как мирянка, а не как монашка. Ее любовником становится Степан Глебов. Он приехал в Суздаль вместе с Алексеем Петровичем проводить набор рекрутов. Петр якобы узнал о связях жены во время допросов царевича. Глебова пытали и казнили.
Отцы и дети
Конфликт старого и нового мира – это конфликт сына и отца. Алексей видел, что родители ссорятся. Отец пренебрегает его матерью, отправил в монастырь, лишив ребенка самого близкого ему человека. Юношу обучают как наследника, но оказывается, что царевича интересует археология и экклезиология (часть богословия, изучающая природу и устройство Церкви). Петр требует от него другого: интересоваться флотом, землями, войнами. Даже жениться Алексей должен на иностранной принцессе.
Конфликт Петра с сыном не отличается от конфликтов в семьях, независимо от века. Петр воспитан по «Домострою», но пытается привить сыну более прогрессивный взгляд на мир, так сказать, развивает личность. Ребенок взрослеет и начинает указывать на ошибки родителя, не соглашаться и спорить. Однако ни один родитель не видит в этом результат воспитания. Вместо того, чтобы «преисполниться радости», начинается поиск скрытых врагов и тех, кто «деточку сбивает с пути истинного».
Петр сразу нашел «виновных». Ими оказались бывшая жена, друзья сына, приближенные к царевичу бояре. Несмотря на следствие с пытками, доказательств заговора против царя, за исключением показаний пытаемых, получено не было. Домостроевец Петр казнил всех, кто подвернулся под руку, и теоретически мог мыслить иначе.
Царевич же Алексей, лишенный отцом возможности занять престол, попытался скрыться за границей, заручившись помощью иностранцев для исправления ситуации. Однако в итоге был возвращен домой, где при таинственных обстоятельствах скончался, находясь под арестом в Петропавловской крепости, еще до исполнения вынесенного судом приговора.
После Петра
По итогам следствия царицу сослали из монастыря в Суздале в Александровско-Успенский, а затем на Ладогу, где она проживет до смерти грозного супруга. В 1725 году Екатерина I, став единоличной правительницей, сослала Евдокию Лопухину в Шлиссельбургскую крепость, где держала соперницу в строгой тайне. Бывшая содержанка, ставшая аристократкой и императрицей благодаря браку, могла лишиться трона в любой момент. Лопухина, с точки зрения бояр, оставалась законной и почитаемой царицей.
В 1728 году на престол взошел внук Петра и Евдокии – Петр II. Он торжественно вернул арестантку в столицу. Некоторое время она будет жить в Вознесенском монастыре, а последним в ее биографии станет Новодевичий. Совет издает указ, которым восстанавливает бывшую правительницу в правах. Документы, которые могли бы компрометировать бабушку, внук уничтожает. Выделяет значительное содержание и назначает двор. Но царица уже не участвует в жизни светского общества.
После смерти Петра II вновь встал вопрос о наследнике престола. Среди кандидатур называлось и имя бывшей правительницы. Однако Евдокия «проголосовала» за племянницу мужа – Анну Иоанновну, дочь Ивана V, жену герцога курляндского Фридриха II Вильгельма. Анна благодеяние не забыла и старушку в правах не ущемляла.
Умерла инокиня Елена через год после воцарения племянницы, в 1731-м. По легенде, последние слова царицы: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Евдокия Лопухина похоронена в последнем из своих монастырей – Новодевичьем. Ее могила находится у южной стены монастырского собора.
Достопримечательности, связанные с царицей
Село Дунилово, расположенное в 39 км от города Иваново, пожаловано Федору Лопухину (Иллариону) в годы совместного правления братьев Петра I и Ивана V. В ряде источников говорится, что здесь в Покровском соборе хранится чудотворная икона. Ее передали в дар Петр и Евдокия. В наши дни собор не функционирует и представляет собой живописную «заброшку».
Суздальско-Покровский монастырь – место, куда доставили опальную царицу по приказу мужа. В XV–XVII веках сюда отправляли представительниц царских и боярских родов. Евдокия Лопухина – последняя представительница царского рода, помещенная в Суздальский монастырь, но она не самая знаменитая из инокинь. Василий III сослал сюда жену Соломонию Сабурову. По легенде, жена Василия родила в монастыре мальчика, который стал впоследствии былинным разбойником Кудеяром.
Крепость Орешек в Шлиссельбурге использовалась как тюрьма для политических преступников начиная с 1725 года. Заключенной под № 1 стала сестра Петра I Мария, а причиной ее заключения – сочувствие к царевне Софье. Через 4 года после смерти Марии в 1725-м сюда тайно привезли Евдокию Лопухину.
Легенды
Самая известная легенда – о проклятии Петербурга. На одном из допросов царевич Алексей рассказал, как общался с царевной Марией, сосланной братом в Шлиссельбург, и та произнесла пророчество. Якобы родители Алексея помирятся. Будет смута, царь заболеет тяжелой болезнью, приедет в монастырь, где в то время находилась Евдокия Лопухина. Он заберет ее с собой, смута уляжется, и у них в семье все будет хорошо. А проклятый город, поссоривший их, разрушится: «Быть-де ему пусту».
В дальнейшем этот эпизод из протоколов перекочевал в мемуары современников. Потом превратился в проклятие и начал жить собственной жизнью. Он кочует из произведения в произведение, где фраза произносится разными героями. У Алексея Толстого в «Хождении по мукам» ее сказал пьяный дьячок, увидевший кикимору. У Максимилиана Волошина фраза вкладывается в уста Евдокии.
Евдокия Лопухина прожила не слишком радостную жизнь, но точно так же жили другие женщины из боярских родов, без социальных и имущественных прав. Возможно, она защищала уклад старой России, но никакого другого женщина не знала и государственным мышлением не владела, в отличие от мужа.