Сунь Ятсен — Гоминьдан, Синьхайская революция и другие факты о китайском политике
Сунь Ятсен — один из тех политиков, кого одинаково высоко почитают как в Китае, так и на Тайване. До Великого кормчего Мао Цзэдуна и ярого антикоммуниста Чана Кайши этот человек заронил важную идею: превратить отсталую аграрную страну в преуспевающее государство. Сунь стал для китайцев кем-то вроде Джорджа Вашингтона для американцев. Факты из биографии Отца нации — в материале 24СМИ.
«Китайский Лас-Вегас»
Ятсен родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн, в которой к моменту его появления на свет жили пять поколений его предков. Село расположено в дельте Жемчужной реки и в 20 км южнее Макао — ныне специального административного района КНР, который называют «китайским Лас-Вегасом».
Семейство Суня принадлежало к субэтнической группе китайцев под названием хакка, чей язык близок к кантонскому диалекту. Однако кантонцы — ловкие и богатые торговцы, а хакка — консерваторы и патриархальные домоседы. Эти две подгруппы китайцев долго конфликтовали, устраивая клановые войны за земли. Противостояние завершилось кровавой резней в 1855–1867 годах.
Семья Ятсена была крестьянской и имела низкий доход, поэтому с малых лет мальчик приобщился к физическому труду. Парень помогал по хозяйству и искал подработку, внося лепту в пополнение семейного бюджета. Отцу от родственников досталось поле, площадь которого не позволяла выращивать рис, что приносило бы более высокий доход. Поэтому глава семейства брался за сезонную работу в Макао. Здесь он постепенно вырос из носильщика до портного.
Мать Ятсена стала жертвой старинной китайской традиции. В детстве она прошла через обряд бинтования ног. Суть заключалась в том, чтобы сломать кости ступни, а затем полоской ткани привязать к ступне все пальцы ног, кроме большого. Это уменьшало размер обуви миниатюрных китаянок, что свидетельствовало о высоком статусе женщины. Однако мать будущего политика с деформированными ногами работала в поле и была обычной крестьянкой.
Под солнцем Гавайев
Несколько родственников Ятсена покинули Китай в поисках лучшей жизни и богатства. Двое дядей в эпоху золотой лихорадки отправились в Калифорнию, где без вести пропали. Старший брат Мэй сделал выбор в пользу Гавайев. Позже в королевство приехал и Ятсен, который поступил в миссионерскую начальную школу, где преподавание вели на английском языке. Мальчик жил в имении брата в Гонолулу и завершил учебу с отличием. На Гавайях Ятсен познакомился с будущим революционером Лу Хаодуном, который придумал эмблему партии Гоминьдан — белое солнце на фоне синего неба.
После получения начального образования Сунь поступил в школу Иолани, где изучал историю Великобритании, математику, христианскую религию, совершенствовал английский. За выдающиеся успехи в учебе Ятсен заработал награду от гавайского правителя Калакауа. В королевстве китаец получил хорошее образование, но Мэй переживал, что брат сильно увлекся христианством и отходит от китайских традиций.
Поэтому Ятсена отправили домой, но это не помогло. Молодой человек учился в Гонконге, где был крещен миссионером из США. Впоследствии он стал крестным отцом американского разведчика и писателя Пола Лайнбарджера, который носил псевдоним Кордвейнер Смит.
«Четыре бандита»
Во второй половине 1880-х Сунь не думал, что станет крупной политической фигурой. Тогда он поступил в медицинскую школу, а затем перешел в колледж, который окончил с отличием и получил степень бакалавра. Годы учебы сильно изменили как взгляды, так и социальные связи молодого человека.
Среди друзей Ятсена появились выходцы из влиятельных китайских семей, которые тяготели к революционным идеям. С товарищами Сунь основал группу под названием «Четыре бандита». В рамках сообщества единомышленники обсуждали революцию и свержение правившей в Китае маньчжурской династии Цин. С этого момента медицина отошла на второй план, уступив место политике.
В 1894-м Ятсен составил петицию, в которой описал идеи модернизации страны. Сунь отправил ее крупному чиновнику Ли Хунчжану, который фактически курировал внешнюю политику и стал одним из самых богатых людей Китая. Политик многие предложения проигнорировал и дал уклончивое обещание помочь с созданием ассоциации фермеров. Ятсен пытался лично встретиться с Ли, но не добился аудиенции.
«Китайский пирог»
В середине 1890-х в биографии Ятсена сложились все составляющие, сформировавшие его неординарную личность. Христианство и наставления миссионеров вдохновили молодого человека на борьбу с режимом, на возрождение былого величия страны. Сунь восхищался Джорджем Вашингтоном и Наполеоном Бонапартом. Отказ Ли обсудить его петицию тоже повлиял на Ятсена, который бросил медицинскую практику, полностью ушел в политику и сильнее укрепил веру в революцию.
Положение дел в Китае в 1890-х красноречиво описывают карикатуры европейских журналов. Например, француз Анри Мейер в 1898-м изобразил Поднебесную в виде пирога, над которым сидят главы ведущих стран. Королева Виктория и Николай II держат ножи, выбирая лакомый кусочек. Кайзер Германии Вильгельм II уже вогнал меч в «китайский пирог», но столкнулся с возмущением британской правительницы.
Пока они укоризненно смотрят друг на друга, российский царь внимательно рассматривает объект раздела и держит нож наготове у надписи Порт-Артур. Японский император Мэйдзи задумчиво чешет подбородок и держит подле себя катану. Позади стоит французская народная героиня Марианна, которая участливо положила руку на плечо Николая, но нет никакого намека, что она собирается принять участие в разделе сфер влияния. На заднем фоне китайский коррумпированный чиновник беспомощно возносит вверх руки.
Примерно таким Китай был, когда Ятсену исполнилось 28 лет. После ухода из медицины Сунь вернулся на Гавайи, где основал Союз возрождения Китая — прообраз Гоминьдана. Под флагом организации собирались секретные революционные группировки, главным над которыми впоследствии стал Ятсен. Первоначально ядром движения были крестьяне, ремесленники, мелкие чиновники. Затем организацию усилила интеллигенция из литературного общества Фурен.
100 дней реформ
В 1895-м Китай проиграл Японии в войне, что усилило кризис. В стране доминировали два мнения. Первые считали, что династия Цин способна восстановить величие Китая, нужны лишь талантливые чиновники и, как модно говорить сейчас, «дорожная карта» модернизации страны. Свержение правителя не рассматривали, потому что видели в этом путь к хаосу и усилению внешнего влияния. Сторонники тактики убедили императора встать на курс перемен. Период в истории Китая известен как «сто дней реформ».
Сунь поддержал второй лагерь, который видел выход в революции. Политик считал, что ликвидация династической системы и переход к современному национальному государству с республиканской формой правления принесет реальные результаты. План лоялистов провалился, поэтому Ятсен поднял восстание и хотел одержать победу к первой годовщине Союза возрождения Китая. Но вместо этого часть революционеров убили, 70 взяли в плен, а Сунь ушел в изгнание на 16 лет.
Господин из Сан-Франциско
После поражения восстания Сунь скрывался в США, Канаде и Европе. Первая попытка въехать на территорию Северной Америки прошла не без трудностей. Революционера арестовали на 17 дней из-за отсутствия визы. Пока Ятсен пытался привыкнуть к эмигрантской жизни, в Китае императрица Цы Си объявила охоту на сбежавшего активиста. Она отправила агентов по следам Суня и велела доставить его на родину, чтобы «зажарить с бобами». Найти беглеца было непросто: он постоянно менял имена, не было фото, поэтому опирались на письменные ориентировки.
Однако в Сан-Франциско Ятсен вышел из тени и дал интервью местной газете, которая опубликовала его снимок. Так сыщики вышли на след доктора Суня, который купил билет на пароход и осенью 1896 года ступил на английскую землю. В следующий раз для въезда в США Ятсен использовал новую биографию: родился на Гавайях в 1870 году, получил американское гражданство, в 4 года с родителями переехал в Китай, но через 10 лет вернулся в Гонолулу.
Инцидент в Англии
В Лондоне работало китайское посольство, которое представлял Гун Чаоюнь. Его советником был Сэмюэл Холлидей Маккартни, который вернулся в Англию из Китая, где выполнял дипломатическую миссию. Он порекомендовал Чаоюню обратиться в частное сыскное агентство Слэтера для поимки революционера. Гун принял предложение и дополнительно отправил следить за беглецом своих помощников.
Сунь Ятсен однажды решил навестить друзей — доктора Кэнтли и его жену, чей дом располагался рядом с посольством Китая. Здесь его и подкараулил один из помощников Чаоюня. Он предложил революционеру зайти в посольство на чай. Сунь не стал отказываться от потенциальной возможности завести знакомства среди дипломатов в Лондоне. Он представлялся именем Чень Цайши и был уверен, что враги не знают его в лицо.
Но в посольстве его задержали и стали искать варианты для депортации в Китай. Доктор Кэнтли, не дождавшись друга, забил тревогу. Поиски привели его в агентство Слэтера. Он заплатил директору больше денег, чем ему предложили китайцы, поэтому тот указал Кэнтли, где искать товарища.
Доктор обращался в Скотланд-Ярд и редакцию The Times, но ни констебли, ни корреспонденты не спешили вмешиваться в «китайские разборки». Зато в газете The Globe, которая конкурировала с The Times, распространили историю с арестом Ятсена. Шумиха в обществе заставила правоохранителей разобраться в ситуации. Подключился министр иностранных дел Великобритании, который добился освобождения революционера.
Японские покровители
В 1897 году Сунь через Канаду приехал в Японию. В Стране восходящего солнца он подружился с демократическим революционером и философом Тотеном Миядзаки, который помогал беглецу финансово. О Ятсене японец узнал после инцидента в Лондоне и с тех пор искал варианты, как помочь китайцу в его деле. Тотен познакомил товарища с влиятельными фигурами японской политики: премьер-министром, экс-главой министерства внутренних дел и будущим председателем правительства. В последующем все эти знакомства помогли Ятсену организовать новую революцию.
В эмиграции Сунь познакомился с Мариано Понсе, который боролся за независимость Филиппин и колонизаторскими амбициями США. Японцы пообещали китайцу и филиппинцу помощь, но тоже преследовали свои интересы в Тихоокеанском регионе.
Боксерское восстание
На рубеже XIX и XX столетий Китай охватило Ихэтуаньское восстание, прозванное западной прессой Боксерским из-за приемов, которые использовали мятежники. Сунь посчитал, что наступил удачный момент для первого этапа революции. Он заключил секретное соглашение с британским губернатором Гонконга Генри Блейком и видной фигурой в политике колонии — Хо Каем. Через посредников Сунь вышел на генерал-губернатора провинции Гуандун Ли Хунчжана, которому в 1894-м отправлял варианты модернизации страны.
На этот раз он предложил чиновнику объявить независимость Южного Китая. Переговоры не принесли результатов — Ли сохранил лояльность династии Цин. Ятсен связался с руководством революционных ячеек в Гуандуне и дал команду поднять восстание. После 12 дней боев мятежников разгромили. В сражении участвовал японец Тотен, который по тем событиям написал книгу «33 года снов».
Отовсюду гонимые
После Боксерского восстания внешняя зависимость Китая усилилась. Все больше жителей империи стали осознавать, что династия Цин ведет страну к краху. Фигура революционера была популярна среди интеллигенции и студентов, особенно тех, которые обучались за рубежом. В 1904 году Сунь представил политическую программу, которая состояла из трех пунктов: вытеснение маньчжуров, создание республики и равное разделение земли.
Поддержка Ятсена стремительно росла, поэтому политик трансформировал Союз возрождения Китая в Союзную лигу со штабом в Токио. В революционную коалицию вошли студенческие движения и другие объединения, цель которых заключалась в свержении династии Цин. Но организацию подвела рыхлая структура, отсутствие четкого плана и достаточного объема финансирования.
В 1907-м японские власти откупились от Ятсена крупной суммой денег и попросили Союзную лигу покинуть страну. Организация обосновалась на полуострове Индокитай, который контролировала Франция. Но и здесь деятельность Лиги привела к изгнанию и запрету на въезд.
Малайзия и Сингапур
После Японии и Индокитая революционную организацию Ятсена приняла Малайзия, где политический деятель пользовался популярностью в китайских общинах. В Сингапуре Сунь тоже нашел поддержку. Здесь он встретился с богатыми бизнесменами китайского происхождения. Предприниматели оказали финансовую помощь Союзной лиге и предоставили виллу площадью 3 тыс. кв. м. В особняк переехала штаб-квартира Лиги.
В Малайзии и Сингапуре открывали клубы, где проходили публичные чтения, распространялись революционные идеи среди малообразованных жителей китайских общин. В 1910 году Ятсен перенес штаб-квартиру на малайзийский остров Пинанг, где проходили финальные приготовления к новой революции в Китае.
Синьхайская революция
В 1910-м Сунь одобрил начало еще одного восстания в Китае, но повстанцев вновь разгромили правительственные силы. В следующем году власти национализировали железную дорогу, что вызвало недовольство китайских предпринимателей. Произошло Сычуаньское восстание, которое армия императора не смогла подавить.
Это сильно подорвало авторитет двора и правительства, поэтому в Ухане вспыхнул еще один мятеж. Стихийное выступление без четкой организации вскоре превратилось в скоординированную Синьхайскую революцию. По всему Китаю люди начали поднимать мятежи и отрекаться от подданства императору Пу И. Сунь Ятсен в этот момент был в США, поэтому вскоре вернулся на родину.
Гоминьдан
В 1912 году Союзная лига объединилась с рядом политических организаций либеральной буржуазии, в результате чего образовалась партия Гоминьдан, а ее лидер стал первым президентом Китая. Состоялись выборы в парламент, главными конкурентами гоминьдановцев были депутаты от Республиканской партии Юаня Шикая — крупного военачальника-монархиста с чертами авторитарного правителя. Депутаты Ятсена получили 49,7 % мест в нижней палате парламента и 45 % — в верхней.
Вражду между партиями посеяло убийство гоминьдановца Сун Цзяожэня. Это событие привело к борьбе двух политических сил. Произошел новый внутригосударственный конфликт, в результате которого Сунь пытался свергнуть режим Юаня. К тому моменту военачальник оттеснил Суня от власти и заставил его бежать из страны в Японию. Юань короновался и объявил о восстановлении монархии.
Синьхайская революция ввергла Китай в хаос. Началась война между гоминьдановцами и силами нового императора. Однако внезапная смерть Юаня привела к тому, что власть в провинциях захватили крупные военачальники, которые объявили себя губернаторами и установили на подконтрольных территориях свои законы. Сунь делал ставку на Японию, но Токио устраивала раздробленность Китая, где японские концессии контролировали львиную долю экономики, в обмен правители-милитаристы получали щедрые выплаты.
Ленин
Во второй половине 1910-х авторитет Ятсена упал. Но политик не сдавался. Он наладил отношения с китайскими коммунистами, надеясь получить финансовую помощь Коминтерна. Сунь до Октябрьской революции вел переписку с Владимиром Лениным. Лидер Гоминьдана восхищался основателем СССР и многое почерпнул из его учений. В Москве были заинтересованы в сотрудничестве с Китаем после провала революций в Европе. Но большевики негативно относились к Суню и его политике.
Мао Цзэдун советским властям казался лучшей кандидатурой, да и будущему Великому кормчему больше по душе пришелся коммунизм. Хотя в школьные годы он увлекался республиканскими идеями и написал письмо Ятсену с просьбой стать президентом Китая. Во время Синьхайской революции Мао был в числе добровольцев на стороне повстанцев, но в боях не участвовал.
Ближайшим соратником Суня был Чан Кайши, который считается ярым противником коммунизма. Поэтому у Гоминьдана не сложились отношения с СССР, что впоследствии привело к поражению от товарища Мао и бегству на Тайвань.
Три принципа
На основе программы 1904 года Сунь разработал концепцию «три народных принципа», которые стали политическим наследием Ятсена. Основу концепции составляли национализм, демократия и народное благосостояние. В разных трактовках их использовали гоминьдановцы, китайские коммунисты и коллаборационистское правительство времен японской оккупации Китая.
Хотя Сунь признавал, что сам не раскрыл в полной мере суть принципов, поэтому выражал надежду, что товарищи «заполнят пробелы». Политик рассматривал свою доктрину не как догму, а как идею, которая будет непрерывно развиваться, опираясь на обстановку в стране.
«Отец нации»
Сунь умер 12 марта 1925-го, когда звезда Мао Цзэдуна только загоралась на политическом небосводе. Ятсен на год пережил Ленина. Как и лидер российской революции, Сунь покоится в мавзолее. Идею о таком захоронении предложил сам политик незадолго до смерти от рака печени. Мемориал Ятсена расположен в городе Нанкине, на горе Цзыцзиньшань (Гора фиолетового золота).
Уникальность фигуры Суня в том, что его одинаково уважают в КНР и на Тайване. В 1940-м правительство Китая посмертно присвоило подвижнику титул «Отец нации». Его называют «Конфуцием в реальной политике». В честь революционера назван исследовательский университет в городе Гуанчжоу. Имя Суня Ятсена активно используют для налаживания диалога материкового Китая с Тайванем. Портреты «Отца нации» висят в школах, изображены на монетах и банкноте достоинством в 100 тайваньских долларов.
За пределами Китая Суня тоже помнят и уважают. В канадском Ванкувере сад носит имя доктора Суня Ятсена. Это самый большой сад в классическом китайском стиле за пределами Азии. В Торонто Ятсену установлен памятник. В СССР Иосиф Сталин оценил масштаб личности политика, поэтому его именем называли улицы в Астрахани, Владимире, Омске, Уфе. В Приморском крае есть Сунятсенское сельское поселение.
Сунь Ятсен запустил процесс, благодаря которому аграрная и контролируемая внешними силами страна превратилась в передовую сверхдержаву. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель в 2023 году назвал Китай «настоящим геополитическим игроком». Но в 1890–1900-х Сунь писал лишь пролог новой истории Китая, а 1911-й стал первой главой, за которой последовала борьба с японской оккупацией, противостояние Гоминьдана и КПК, основание КНР.