История персонажа
Фильмы о навигацких курсантах давно полюбились зрителю. Во многом так сложилось за счет того, что в них присутствует запоминающийся женский образ — Анастасия Ягужинская, благородная девушка, невольно оказавшаяся в политическом водовороте.
Создание персонажа
Когда Светлана Дружинина взялась за работу над картиной «Гардемарины, вперед!», режиссеру пришлось столкнуться с рядом трудностей, коснувшихся подбора исполнителей. Одни покидали проект, едва к нему примкнув, остальные не устраивали постановщика. При поиске актрисы на роль Анастасии Ягужинской возникли осложнения иного толка.
К кандидаткам предъявлялся ряд непростых требований. В артистке должны были гармонично сочетаться выдающаяся красота, внутренний аристократизм, неуловимая женская загадка. После мучительных поисков исполнительницей роли оказалась Татьяна Лютаева. Дружинина заметила девушку на сцене во время игры в дипломном спектакле.
Лютаева только что выпустилась из учебного заведения, поэтому профессионального опыта работы в кадре у нее еще не набралось. Тем лестнее было услышать предложение от уже состоявшегося мастера — Светланы Сергеевны.
Артистка многое постигала непосредственно в процессе работы над ролью. Приходилось трудно даже в физическом смысле. Но в итоге Анастасию Ягужинскую в первых фильмах играла Татьяна Лютаева, и справилась она с этим прекрасно.
Вчерашняя студентка сумела создать на экране образ восхитительной женщины со сложной судьбой и непростым характером. Персонаж недостижимой, блистательной, таинственной и манящей Анастасии Павловны удался.
Биография Анастасии Ягужинской
У ряда персонажей книги Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы» были реальные исторические прототипы. Но по поводу некоторых героев романа и снятых по нему фильмов до сих пор идут споры. К таковым относится Анастасия Ягужинская.
Установлено, что ближайшие родственники аристократки — реальные лица. Отец — Павел Ягужинский, мать — Анна Бестужева, отчим — брат вице-канцлера Михаил Бестужев. Но с самой Анастасией не все так просто.
Найдена единственная документальная запись, в которой фигурирует имя Анастасии Павловны. Речь идет об уголовном деле, посвященном госизмене с обвинением в адрес Анны Бестужевой. А дальше след Ягужинской пропадает навсегда.
Некоторые историки уверены, что такой женщины никогда не существовало. Их оппоненты считают, что потомки попросту постарались вымарать ее имя из семейных хроник, поскольку та в свое время дала показания против матери.
Третья гипотеза сводится к тому, что Ягужинская по собственной воле стерла свое имя из истории, укрывшись в монастыре либо бежав из России. Кстати, косвенно те или иные предположения затрагиваются в фильме.
По сюжету Анастасия Ягужинская в одночасье превращается в изгоя. Легкомысленное и неосторожное поведение Анны Бестужевой бросает тень и на ее дочь — молодая особа теряет все полномочия и привилегии, которые ей прежде достались по наследству. По факту девушка осталась одна, поэтому вынуждена искать спасения у случайных людей.
Внешность и образ Анастасии Ягужинской в фильмах
Ягужинская — красивая девушка на выданье. Она воспитывалась в роскоши и неге, поэтому привыкла тщательно следить за собственной внешностью. Анастасия одевается в дорогие модные наряды, носит роскошные драгоценности.
Аристократическое происхождение наложило отпечаток и на характер барышни. При первом знакомстве она кажется капризной, надменной и поверхностной. В любой ситуации сохраняет лицо, остается неприступной, как и полагается представительницам ее социального класса. Заносчивость и властность даже отпугивают. Но вместе с тем Анастасии присущи и иные характеристики. Она способна держаться просто и демократично, что видно при ее общении с гардемаринами.
В характере Ягужинской отчетливо просматривается склонность к приключениям и риску. Однако при этом, воспитанная в аристократических правилах русского дома, она демонстрирует явную тягу к традициям и наследию своих предков.
Несмотря на резкие повороты в биографии, Анастасия в душе остается исключительно русской, ей не хочется покидать родную страну вместе с французом. Да и помогает она Алексею Корсаку, Александру Белову и Никите Оленеву в выполнении тайного бестужевского задания не столько ради личного блага, сколько преследуя интересы России.
Личная жизнь
Впервые Анастасия Павловна появляется в кадре рядом с навигацкой школой. Холодная, но обворожительная красавица привлекает внимание юных курсантов. Среди них — Саша Белов. Увидев дворянку впервые, он влюбляется в этот чистый, легкий, неземной образ.
Молодой гардемарин больше не изменяет своему выбору. А со временем и Ягужинская проникается к нему ответным чувством. Однако на авансцене внезапно появляется соперник — шевалье де Брильи (Михаил Боярский).
Француз предлагает аристократке помощь в тот момент, когда все от нее отвернулись. Ягужинская находится под домашним арестом, гости боятся ее навещать, за помещением постоянно следят. С Сержем де Брильи Анастасия бежит прочь из Петербурга, но потом все встает на свои места.
Интересные факты
- Когда в 1987-м на экраны вышел фильм Светланы Дружининой, зрителей поразила красота Анастасии Павловны. Однако исследователи считают, что в середине 1740-х, когда царил стиль рококо, молодым особам полагалось иметь округлые формы поделикатнее. А очаровательный образ, который на экране воплотила Лютаева, в ту пору остался бы не понят.
- Не все артисты в картине говорили своими голосами. Например, в 1-й части Белова вместо Сергея Жигунова озвучил Олег Меньшиков, а в следующем фильме «Виват, гардемарины!» — Александр Домогаров. Что касается героини Лютаевой, Анастасию Ягужинскую озвучивала Анна Каменкова, а песни за нее исполняла Елена Камбурова. К тому же приему кинематографисты прибегли и при работе над 2-й частью. Кстати, на этот раз актриса обозначена в титрах уже под фамилией мужа — Дитковските.
- Еще на съемках 1-го фильма она вышла замуж и играла, нося под сердцем ребенка. Операторам приходилось подбирать специальные ракурсы, а костюмерам — особые наряды, чтобы скрыть этот факт. Например, в финальных кадрах картины «Гардемарины, вперед!» видно только лицо героини Лютаевой, которая выглядывает из кареты.
Фильмография
Анастасия Ягужинская — персонаж первых фильмов о курсантах навигацкой школы — «Гардемарины, вперед!» и «Виват, гардемарины!». В следующей серии «Гардемарины III» она уже не фигурирует, как и ее возлюбленный Александр Белов. В продолжении, состоящем из картин «Гардемарины 1787. Мир» и «Гардемарины 1787. Война», снятом после многолетнего перерыва и вышедшем на экраны осенью 2023-го, этой героини тоже нет.