История персонажа
В 1956 году на советские экраны вышел первый художественный фильм, который режиссер Эльдар Рязанов снял самостоятельно. Это музыкальная комедия «Карнавальная ночь», давно ставшая неотъемлемой частью новогодних праздников. К числу центральных персонажей относится юная Леночка Крылова.
Создание персонажа
История создания фильма связана со сложностями в подборе актеров. Когда кинематографисты принялись искать исполнительницу главной женской роли в «Карнавальной ночи», Людмила Гурченко еще училась во ВГИКе. Юная артистка пришла на пробы, но провалила их.
Считается, что Рязанову претендентка не понравилась по вине неопытного оператора — он неграмотно выставил свет, поэтому актриса выглядела в кадре крайне неудачно. Сама она позже рассказывала, что главной причиной стала ее чрезмерно подвижная мимика — из-за этих «кривляний» ее и забраковали.
После неудачно пройденных проб Гурченко смирилась с провалом, но неожиданно попала на повторный подбор актеров. К тому моменту на худсовете уже успели раскритиковать ряд претенденток, среди которых были Валерия Бескова, Ирина Скобцева, Лилия Юдина. Наконец, остановились на кандидатуре Людмилы Касьяновой. Но прошла пара съемочных дней, как стало очевидно: она не годится на эту роль.
Гурченко на пробы привел лично Иван Пырьев. Известный советский кинорежиссер случайно встретил ее на «Мосфильме» и решил, что никто лучше не подойдет. Только посоветовал начинающей актрисе быть посдержаннее, а также дал важные наставления оператору.
Людмилу Марковну утвердили — молодой артистке досталась роль, о которой она давно мечтала. Так появился образ Леночки Крыловой.
Для Гурченко это была уже вторая киноработа. До этого она появилась в фильме «Дорога правды», но известность получила после сотрудничества с Эльдаром Рязановым. В «Карнавальной ночи» ее героиня вышла на первый план, хотя изначально по сценарию предполагалось, что это будет просто привлекательная барышня.
Биография и карьера Леночки Крыловой
О деталях биографии героини ничего не известно, поскольку эти моменты первоначально не прописывались. Но в фильме Леночка Крылова предстает перед зрителем молодым организатором новогоднего концерта в Доме культуры.
Она вместе с группой активистов готовит костюмированный бал, всей душой желая превратить его в яркое незабываемое действо, насыщенное веселыми цирковыми номерами, музыкальными выступлениями, танцами и пр.
При этом официально управляет процессом вовсе не Крылова, а товарищ Серафим Иванович Огурцов (Игорь Ильинский). Но это недалекий персонаж, ничего не смыслящий в искусстве и развлечениях. Начинания молодого творческого коллектива бракует на корню, поэтому Леночка распоряжается за его спиной.
Внешность и характер Леночки Крыловой из фильма «Карнавальная ночь»
Леночка Крылова показана в картине настоящей модницей. Юная красавица несколько раз по действию фильма меняет наряды, один другого краше. Среди прочего появляется в кадре облаченной в черное платье от самого Кристиана Диора. Для 1956-го это выглядело потрясающе — как раз благодаря героине Гурченко в моду вошел женский силуэт в форме песочных часов. Объем талии актрисы тогда составлял всего 48 см. И мало кто догадывался, что это последствие голодных военных и послевоенных лет.
Лена в ярких нарядах заставила миллионы советских девушек восхищаться ее внешностью. То они видят ее в кадре в пышной юбке до щиколотки, то в чулках из нейлона, то в платье в горошек. А белая меховая муфта и вовсе тогда стала пределом мечтаний среди зрительниц.
По сюжету Лена Крылова всем сердцем болеет за дело коллектива — организацию веселого праздника. Для нее это чуть ли не важнейший жизненный вопрос. Только никаких полномочий руководителя у нее нет. А исполняющий обязанности директора Огурцов бракует любые предложения.
Героиня Гурченко понимает, что так дальше продолжаться не может, поэтому проявляет такие характеристики, как смелость, решительность и умение пойти на риск ради общего блага. Леночка разворачивает в ДК своеобразную «подпольную деятельность»: вместе с товарищами начинает лишь создавать видимость, что следует указаниям Серафима Ивановича, а на самом деле оставляет уже заготовленные сценические номера в программе.
Отношения Крыловой с окружающими
Черты характера Леночки проявляются в ее взаимоотношениях с другим колоритным персонажем комедии — Гришей Кольцовым (Юрий Белов). Это молодой человек, электрик, беззаветно влюбленный в Крылову. Он постоянно следует за ней тенью, старается услужить, но боится открыто признаться в чувствах. Девушка не глупа, поэтому все понимает, однако навстречу не идет. Напротив, ведет себя снисходительно и даже местами насмешливо.
Отношение Лены к Грише трудно назвать даже товарищеским. Ведь героиня не устает мучить парня. Пусть нечаянно, но заставляет его краснеть, когда обнародует записанное на пластинку признание.
Но все это время Леночка Крылова не забывает о главном деле — организации праздника. Когда героиня решает избавиться от назойливых распоряжений Огурцова, она не придумывает ничего лучше, чем шантажом заставить Кольцова помочь ей в этом.
Только к концу фильма герой Белова добивается внимания Леночки. Он доказывает, что ради любви способен на все. Девушка меняет к нему отношение.
Интересные факты
- Известно, что Эльдар Рязанов не любил фильм «Карнавальная ночь». Режиссер рассказывал, что Иван Пырьев, занимавший на тот момент кресло директора «Мосфильма», навязал ему сценарий новогодней комедии. Вдобавок следил за съемочным процессом: просматривал пленку и, если что-то не нравилось, заставлял переделывать до тех пор, пока не соглашался с результатом. Да и исполнителей главных ролей утверждал тоже этот советский мэтр — не только Гурченко, но и, например, Игоря Ильинского.
- Кстати, Ильинский, как принято считать, еще во время съемок предрекал Людмиле Марковне всесоюзную известность. Артист предупреждал начинающую коллегу, что после премьеры на нее обрушится слава. И оказался прав.
- Роль Леночки стала для Гурченко не только первой крупной в кинематографе, но и поистине звездной. Ее имя вскоре знал весь Советский Союз. Артистке полетели письма с признаниями в любви, восторгами поклонников. Ее поджидали на улицах, чтобы взять автограф. Девушки стали пытаться выглядеть как героиня музыкальной комедии, ее плакаты висели в миллионах квартир.
- Советские поклонницы бросились садиться на диеты, чтобы приблизиться к идеалу — осиной талии Гурченко. Но не только фигура стала для них эталоном — в моду тут же вошли прически под героиню.
- По факту Эльдар Рязанов снял мюзикл, хотя и не имел в этом деле ни малейшего опыта. Однако благодаря поддержке мастера Пырьева, собственному таланту и участию команды кинематографистов режиссер сумел создать шедевр. Во многом успех зависел как раз от музыки.
- Людмилу Гурченко утвердили на роль, среди прочего еще и потому, что кинематографистам понравился ее голос. Помимо того, что у нее тогда был приятный тембр, она, в отличие от иных претенденток, умела самостоятельно петь.
- Людмила Марковна рассказывала в интервью, что при работе над картиной с музыкальными номерами много экспериментировали. Например, для «Песенки о хорошем настроении» она записывала вокал отдельно от оркестра. Для той поры такой подход выглядел новаторским — вся съемочная группа стянулась понаблюдать за тем, как молодая артистка поет в тишине, пользуясь только микрофоном и наушником.
Цитаты Леночки Крыловой из фильма «Карнавальная ночь»
Подход к организации новогоднего карнавала проявляется в словах Леночки об Огурцове:
«Будем во всем с ним соглашаться, а все делать по-своему!»
По отношению к Грише героиня долгое время ведет себя не совсем порядочно. Когда просит его придумать что-то для нейтрализации Огурцова, обещает:
«Ну хорошо, я тогда тебя поцелую».
Но потом не делает этого.
Главные цитаты персонажа, разошедшиеся в народе, — это слова из ее песен. Например:
Бой часов раздастся вскоре!
Помиритесь те, кто в ссоре!
Не менее известны строки, которые Леночка Крылова поет в «Песенке о хорошем настроении»:
И улыбка, без сомненья, // Вдруг коснется ваших глаз...