История персонажа
К числу основных действующих лиц пьесы Антона Павловича Чехова «Дядя Ваня» относится Михаил Астров. Как и остальные персонажи, он важен для понимания главного авторского посыла в произведении.
Создание персонажа
История создания пьесы «Дядя Ваня» началась с попытки совместного написания комедии: Чехов работал в тандеме с известным под конец XIX века драматургом и театральным деятелем Алексеем Сувориным.
Их совместное детище называлось «Леший», но творческий союз не сложился. Антон Павлович, как приверженец поиска новых форм, остался в одиночестве и сам завершил начатое. А вскоре основательно переработал материал, представив публике итоговый вариант, именуемый «Дядей Ваней».
На страницах произведения драматург постарался показать российские реалии в глубинке, раскрыв особенности духовной жизни представителей тогдашней интеллигенции. Автор сумел блестяще справиться с поставленной задачей, ведь прорисованные образы до сих пор остаются актуальными.
Среди главных персонажей числится доктор Астров. К этой фигуре Чехов относится особенно, ведь он, как и Антон Павлович, врач по профессии. Михаил Львович показан представителем отдельной героической «касты».
Биография Михаила Львовича Астрова
Михаил Астров появляется в пьесе в начале 1-го действия. Сразу становится известно, что он приехал к профессору Александру Владимировичу Серебрякову. В беседе врача с местной нянькой Мариной раскрываются некоторые подробности его биографии — мужчина живет и занимается здесь медицинской практикой уже свыше 10 лет.
Он холост, хотя уже приблизился к 40-летию. Рядом с имением расположено небольшое лесничество, где доктор охотно заведует делами, ведь управляющий уже стар и немощен.
Михаил Львович обожает природу, любит лес и уверен, что тот нуждается в бережном сохранении. По его мнению, только безрассудные люди уничтожают то, что еще можно восстановить. Он верит, что насаждения в состоянии побудить человечество ценить прекрасное.
Будучи уездным врачом, Михаил Астров работает без отдыха — не припомнит ни единого дня, чтобы его не вызывали к очередному больному.
Характер и образ Михаила Астрова из пьесы Чехова «Дядя Ваня»
За прошедшие годы Михаил Астров изменился, это отмечает Марина. Она говорит, что врач утратил красоту и молодость, постарел. Антон Павлович уделяет внимание лишь одной детали его внешности — усам. Они у доктора длинные. Сам герой называет их громадными, глупыми.
Очевидно, что перемены в Астрове среди прочего спровоцировала водка. Герой любит выпить, по крайней мере, раз в месяц плотно прикладывается к бутылке. Впрочем, сам он уверен, что его облик и характеристики ухудшились из-за работы: дни напролет он проводит на ногах, а по ночам спит плохо, ожидая очередного вызова к больному.
Герой ощущает, как его жизнь затягивается, выглядит глупой и скучной. К себе он относится как к чудаку. Остальные персонажи тоже испытывают нечто похожее. Но, например, Илья Телегин старается смотреть на участь как на некое блаженство. Врач же таких иллюзий не питает.
Астров понимает, что его черты характера испортились. Он считает себя опошлившимся, утратившим способность чувствовать, погрязшим в обывательском болоте.
Отношения Астрова с окружающими
Михаил Астров с трудом находит общий язык с персонажами, которые выведены как хранители прежней жизни. Например, с Марией Васильевной Войницкой. Он никого не любит, ничего не требует от окружающих.
Впрочем, однажды в пьесе «Дядя Ваня» Чехов указывает на симпатию к доктору со стороны Елены Андреевны — новой жены Серебрякова. Астров и сам неравнодушен к героине — признается, что ради нее и приезжает в имение.
Михаил Львович даже пытается покорить сердце молодой женщины, но его ухаживания выглядят попыткой скрасить скуку. «От нечего делать» он ухлестывает за ней, но в этих шагах нет ни намека на внезапно вспыхнувшую страсть, зато явно прослеживается цинизм.
Тем временем дочь профессора — Софья Александровна — безответно влюблена в Астрова. До определенного момента врач этого не замечает, смотря на нее исключительно как на друга.
Когда Елена Андреевна сообщает Михаилу Львовичу о чувствах Сони, тот сразу расставляет все по местам — говорит, что Серебрякова-младшая не привлекает его как женщина.
Прямолинейный, но совестливый человек Астров рассказывает няне Марине о показательном случае из собственной профессиональной биографии. Однажды под хлороформом умер пациент, с тех пор совесть не позволяет герою забыть об этом.
Уезжая из имения, Михаил Астров ощущает тяжесть на душе. Но и оставаться здесь ему тоже невыносимо. Он понимает, что его присутствие терзает Соню и Ивана Петровича Войницкого. На прощание он все-таки сообщает, что те могут рассчитывать на его врачебную помощь в случае болезни.
Символизм персонажа
Пьеса «Дядя Ваня» наполнена атмосферой одиночества и усталости. Но при этом ее действующие лица стараются бороться с собственной участью, исповедуя идеалы романтизма.
Например, Софья Александровна с Иваном Петровичем верят, что служат науке, обеспечивая всем необходимым профессора Серебрякова. А Астров находит смысл жизни в составлении карты взаимоотношений человека с природой.
Он хочет, чтобы его деятельность приносила людям счастье, а алкоголизм и пессимизм — это только результат тяжелой работы и одиночества.
Астров на экране
В единственной зафиксированной на пленке российской постановке БДТ образ Михаила Львовича достался актеру Кириллу Лаврову. Публика знает народного артиста по таким киноролям, как Иван Синцов из «Живых и мертвых» или Понтий Пилат из «Мастера и Маргариты».
А вот в экранизации 1970 года, снятой Андроном Кончаловским, в роли уездного доктора предстал знаменитый советский актер и режиссер Сергей Бондарчук.
Интересные факты
- Все пьесы Чехова сначала показывали на сцене, а потом публиковали в печати. «Дядя Ваня» — исключение. После выхода текста в сборнике произведение сразу оказалось популярным. Но спектакли сначала ставили в провинции.
- Первым исполнителем роли Астрова на сцене оказался русский актер Павел Самойлов, вышедший в образе врача в театре Ростова-на-Дону. Впоследствии персонажа чеховской пьесы играли и другие маститые артисты, в том числе заграничные.
Цитаты Астрова из пьесы «Дядя Ваня»
Астров знает российскую глубинку не понаслышке. Врачебная практика заставляет доктора сталкиваться с ней каждый день. При этом он видит, как живет народ:
«Грязь, вонь, дым, телята на полу, с больными вместе…»
На сложившуюся жизнь герой смотрит трезво, скептически. Он осознает, что положение его безнадежно:
«Я для себя уже ничего не жду, не люблю людей…»
В финале пьесы «Дядя Ваня» доктор произносит слова
«А, должно быть, в этой самой Африке теперь жарища — страшное дело!».
Эта реплика возвращает его после недолгого отвлечения к реальности. Михаил Астров видит прежнюю безысходность и отсутствие будущего в личной жизни.