История персонажа
Иван Войницкий – персонаж пьесы в 4 действиях «Дядя Ваня». Произведение написано в молодые годы, когда Антон Чехов приобрел имение в Мелихове, погрузился в местный колорит и проблемы жителей. Будучи наблюдательным человеком, драматург подмечал особенности мышления людей и традиции провинции, а затем описывал их в новых произведениях, таких как пьесы «Дядя Ваня», «Вишневый сад».
Создание персонажа
История создания образов чеховских произведений строится на личных наблюдениях писателя за жизнью в провинции. Материал драматург собирал во время поездки в Таганрог летом 1888 года. Каждый из его персонажей пьесы тоскует о прошлом, сожалеет о потерянных возможностях, и никто из них не устремлен в земное будущее.
Пьеса оказалась более популярной в провинции, а столица признала ее интересной чуть позже. Это связано с тем, что далекая от столицы публика менее склонна к протесту против существующих устоев, чем жители Санкт-Петербурга или Москвы. Такими же пассивными оказались персонажи, в которых зрители легко узнавали себя и знакомых, включаясь в сопереживание чужой жизни.
Главные герои пьесы:
- дядя Ваня – сын тайного советника Петра Войницкого (персонажа нет в произведении) и его супруги Марии Васильевны; брат Веры, покойной первой жены Александра Владимировича Серебрякова; дядя постоянно проживает в имении и управляет им;
- профессор Серебряков;
- дочь профессора и Веры Войницкой Соня;
- вторая жена Серебрякова Елена;
- теща профессора и мать Веры и Вани;
- врач, который лечит Серебрякова, Михаил Астров;
- знакомый дворянин Илья Телегин.
Биография Ивана Петровича Войницкого из пьесы Чехова «Дядя Ваня»
Многие факты из биографии персонажей Чехов оставляет за кадром. Войницкий – представитель высшего дворянского сословия, получивший соответствующее образование и воспитание. Однако он живет жизнью мелкого дворянина, занимается управлением поместьем и получает за это жалование в 500 рублей. Прямо причину такой ситуации писатель не объясняет.
Историю семейства и проблему Чехов «срисовывает» с собственной семьи – это деспотизм и глупость старшего поколения, ломающего жизнь младшему. Поэтому персонаж, от которого отталкивается сюжет, – Мария Васильевна. Ее юность приходится на 50-е годы XIX столетия. Тогда в моду вошли:
- увлечение прогрессивной философией;
- идеи эмансипации;
- чтение «передовой» литературы.
Женщины еще не могли получать образование в университете, но посещали курсы профессоров, придерживавшихся прогрессивных взглядов и пытавшихся поднять уровень знаний и культуры в обществе. Одним из них оказался Серебряков.
Мария Васильевна – жена тайного советника. Согласно Табели о рангах, это очень высокий гражданский чин, соответствующий генерал-лейтенанту и вице-адмиралу. Профессор Серебряков – выходец из низкого сословия, сын дьяка. И он неподходящая партия для дочери Войницких. Брак становится возможным, если Мария Васильевна окажется единственным человеком, который вправе распоряжаться судьбой детей. Она отдает дочь в жены своему «интеллектуальному кумиру», а сына растит в атмосфере служения этому идеалу.
Очевидно, что ничто не мешало женщине поступать так, как хотелось. Хотя дети нередко бунтуют против навязывания идеалов, но в жизни Ивана Петровича бунт не случился. Его доля в наследстве добровольно-принудительно (по решению мамы) была потрачена на то, чтобы Мария Войницкая купила имение и отдала его в качестве приданого дочери. После смерти Веры имение фактически перешло в собственность Серебрякова, хотя наследницей и значится Софья. Больше денег у Войницких не осталось.
Долгие годы Иван Петрович Войницкий старательно вел дела, чтобы отсылать весь доход Серебрякову, поддерживая его безбедное существование даже тогда, когда Вера уехала от мужа в имение и после ее смерти, когда Серебряков повторно женился. Постепенно у мужчины накапливалось раздражение. Теперь он считает мать «старой галкой», а профессора «ученой воблой», а также «старым сухарем». Он считает, что его обманули, и не готов простить себе свою жертвенность. Поэтому зол на мать и ее кумира. Но его бунт в финальной части пьесы все равно оказывается ущербным. «Я зарапортовался! <...> Матушка, я в отчаянии!» Однако Мария Васильевна верна себе. На невысказанный вопрос о том, что делать сыну, она отвечает: «Слушайся Александра!»
Внешность и образ Ивана Войницкого
Чехов указывает возраст только одного персонажа – второй жены Серебрякова, Елены Андреевны. Ей 27 лет. Возраст остальных героев предполагается. О профессоре дядя Ваня говорит, что тот «25 лет жует чужие мысли». Университет оканчивали в 23–24 года. Значит, Серебрякову 48-55 лет. Вера могла выйти замуж в 18–20 лет, а Ваня – ее младший брат, т. е. ему 40–47.
Внешность персонажей не описывается писателем, и требований к ней нет. В разное время в театре Войницкого играли Олег Басилашвили, Андрей Мягков, Борис Добронравов, Юрий Толубеев и другие знаменитости.
Черты характера персонажа: мягкий, исполнительный, нерешительный, честный человек. Другая характеристика – увлеченность Еленой Серебряковой. Ему нравится женщина, но это платоническое чувство.
Отношения Войницкого с окружающими
Войницкий находится на одной волне с племянницей Соней. Она называет мужчину «дядей Ваней» и это становится названием пьесы. Дядя и племянница вместе управляют имением. Соня помогает Войницкому и поддерживает его морально. Так, в конце пьесы на фразу дяди «Дитя мое, как мне тяжело» она отвечает: «Что же делать, надо жить!»
Войницкий злится на мать, но продолжает ее слушать. Разочарован в Серебрякове, но продолжает вести дела имения. Он упрекает профессора в том, что за годы работы он не повысил ему жалование. На это оппонент иронично замечает, что повышение зарплаты было в руках дяди Вани. Он сам принимал решения, в то время как Серебряков не вмешивался в управление.
Символизм персонажа
Антон Павлович Чехов изображает жизнь людей, которые создают воображаемые миры, а затем живут в них, делая себя и окружающих несчастными. Единственный счастливый человек – Мария Васильевна. Социальное положение и богатство позволили женщине читать литературу, создавать себе кумиров и восхищаться ими, не отвлекаясь на скучные проблемы быта.
Назвав героя дядей Ваней, Чехов подчеркнул типичность образа. Иванов на Руси было много. Возможно, что людей, которые обнаруживали, что им 50 лет, а они заняты нелюбимой работой и не реализовали себя, в России было не меньше. В отличие от героя, драматург оказался максимально занятым человеком. Он сажал деревья в имении в Мелихове, лечил людей и занимался проблемами урожая, а еще успевал писать книги, обобщая полученный опыт.
Герои пьесы, в отличие от автора, несчастны. Сначала Войницкий верит в правильность идей матери, а когда разочаровывается, то не находит в себе сил к изменению стиля жизни. Соня тоже несчастна. Она не нужна отцу и поэтому живет в деревне, пока он с молодой женой тратит деньги в столице. У девушки нет близких, которые бы ее понимали. Но Соня верит, что таких честных и трудолюбивых людей, как она и дядя, награда ожидает по ту сторону жизни, где Бог наградит их за то, что они смиренно переносили страдания. Эта картина мира девушки тоже воображаемая.
Профессор всю жизнь рассуждал об идеалах, но не реализовывал их. Это тоже нереальный мир. Внимание восхищающихся его мыслями женщин не сделало Серебрякова счастливым. После выхода в отставку он оказался не нужен ученикам и коллегам. Он стареет. Поэтому капризничает, брюзжит и требует внимания окружающих.
Пьеса ставит перед зрителем вопрос о смысле человеческого существования. Становится попыткой заглянуть под слой проблем, которыми была озабочена интеллигенция конца XIX века. Автор сравнивает эту «озабоченность» с фактической жизнью и сочувствует персонажам, которые запутались в поисках ценностей и смыслов.
Войницкий на экране и сцене
Столичная премьера состоялась 7 ноября 1899 года в Московском художественном театре. Невеста писателя Ольга Книппер сыграла Елену Серебрякову, Константин Станиславский выступил в роли доктора, а его жена изобразила Софью Александровну. Рецензенты отзывались о премьере положительно, но высказывали и критические замечания.
Премьере «Дяди Вани» во МХАТе предшествовала череда неудач. На премьере пьесы «Иванов» (1887) только двое актеров знали роли. На премьере «Лешего», раннего варианта «Дяди Вани», ситуация была похожей. Половина актеров забывали реплики, и зрители освистали спектакль. Такой же катастрофой оказалась постановка «Чайки» в Санкт-Петербурге. После провалов Чехов долго не решался доверить произведения кому-либо. Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко, соучредителям МХАТа, удалось убедить драматурга. Премьеру зрители встретили с восторгом, и с тех пор МХАТ стал наращивать свою значимость в качестве главного интерпретатора произведений Чехова.
На советской сцене пьеса ставилась с 1919 года. Ее ставили во МХАТе, Ленинградском драматическом, а также в других театрах страны. Дядю Ваню играли такие актеры, как Юрий Соломин, Сергей Уфимчев, Валерий Богатырев. В Великобритании пьесу впервые поставил в 1930-м драматург Алан Эйкборн. После нее последовало множество других адаптаций. Дядю Ваню сыграли Ральф Ричардсон, Томас Никол Уильямсон, Том Кортни, Майкл Редгрейв и другие.
В какой-то момент режиссеры начали ставить собственные произведения «по мотивам». Так, произведение Терри Пратчетта «Пятый слон» представляет собой стилизацию ряда чеховских пьес. Как писали критики, Пратчетт позаимствовал мрачные штаны у дяди Вани и одолжил их капитану Ваймсу. В 2012 году Театр Кеннеди на Гавайях поставил «Дядю Ваню и зомби», перенеся персонажей в постапокалиптический мир.
Экранизация пьесы в форме фильма впервые состоялась в США в 1950 году. Ее режиссером стал Гордон Дафф. Через 7 лет там же вышел новый фильм – экранизация популярной бродвейской постановки. Режиссерами выступили Франшо Тоун и Джон Гётц.
Первый советский фильм появился только в 1970 году. Пьесу адаптировал для экрана режиссер Андрей Кончаловский. В роли Ивана Войницкого снимался Иннокентий Смоктуновский. Газета The New York Times писала, что это изящная постановка, представившая Чехова как самого нежного, смешного и сострадательного революционного драматурга. Затем фильм-спектакль сняли в 1986 году. Дядю Ваню играл Олег Басилашвили. В других ролях снимались Наталья Данилова (Елена), Евгений Лебедев (профессор), Мария Призван-Соколова (теща профессора).
Интересные факты
- «Дядя Ваня» – это переделанная комедийная пьеса «Леший». Первоначальный вариант писался в соавторстве с издателем Алексеем Сувориным. В новой пьесе Чехов сократил количество персонажей с 20 до 9 и изменил финал. Дядя Ваня не самоубился, а только попытался это сделать.
- Переделанная пьеса продемонстрировала главный драматургический принцип автора, получивший название «чеховское ружье». Он гласит, что каждый элемент в рассказе необходим. Если писатель упоминает ружье, значит, в какой-то момент из него выстрелят. Поэтому во втором варианте пьесы драматург удалил все элементы, которые счел необязательными для сюжета.
- Не все авторы согласны с чеховским правилом. Так, писательница Андреа Филлипс считала, что это делает повествование предсказуемым и скучным, а Эрнест Хемингуэй высмеял «чеховское ружье» в небольшом эссе «Искусство рассказа».
- Подзаголовок «Сцены из деревенской жизни» – отсылка к пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне».
- Младший брат Чехова Михаил говорил, что в образе Сони он видит их трудолюбивую и добрую сестру Машу.
- Образ Астрова якобы написан с молодого земского врача Петра Куркина. С ним Чехов познакомился на Пироговском съезде врачей.
- Возможно, имя Елене Серебряковой тоже выбрано неслучайно. Первым театральным произведением, которое увидел Чехов, была оперетта Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена», пародировавшая греческую мифологию. Произведение понравилось и наложило отпечаток на комедийный стиль драматурга. Чехов писал, что, несмотря на попытки быть серьезным, у него не получается.
- Дворяне у Чехова носят обычные фамилии, но иногда они привлекают внимание. Войницкие – старинный польский род, существовавший на самом деле. Впервые Чехов использует эту фамилию (Войницева) в драме «Безотцовщина». Она написана в годы учебы в гимназии. Затем автор вставляет ее в пьесу «Леший» и переносит в «Дядю Ваню».
Цитаты Войницкого из пьесы «Дядя Ваня»
Реплики Ивана Войницкого ставят основные проблемы, над которыми предлагает задуматься автор.
«Ты только подумай, какое счастье! Сын простого дьячка <...> добился ученых степеней и кафедры»,
– говорит он о Серебрякове. В цитате проявляются негодование и скрытая зависть. Герой считает, что кумир матери не заслуживает полученного.
Свое раннее восхищение Серебряковым Ваня считает миражом.
«И я обманут... вижу – глупо обманут»,
– повторяет он.
О себе Войницкий говорит:
«Пропала жизнь! <...> из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский...»