История персонажа
Мария Васильевна Войницкая – героиня пьесы «Дядя Ваня» Антона Чехова. Один из трех персонажей, которые придают произведению особую «атмосферность». Вдову тайного советника можно назвать хранительницей ценностей прошлой жизни. Она является матерью Ивана Петровича Войницкого (дядя Ваня), тещей профессора в отставке Александра Владимировича Серебрякова и бабушкой Сони.
Создание персонажа
Работа над пьесой началась в 1888-м. Изначально Чехов работал не один, а произведение получило название «Леший». Соавтором пьесы должен был стать влиятельный товарищ молодого драматурга Алексей Суворин. Однако Чехов в те времена стремился создать «экспериментальную форму», которая мало что имеет общего с пьесами того периода. В этом литератор был похож на своего будущего персонажа Константина Треплева из «Чайки».
Но Суворин придерживался консервативных взглядов. Уже на первом этапе стало ясно, что совместная работа не сложится. Суворин написал зачин, а затем ознакомился с синопсисом Чехова и изучил список персонажей. Он заявил Чехову, что созданная база отлично подходит для романа, а не для пьесы. В итоге Алексей Сергеевич отказался от работы над «Лешим».
Антон Павлович не бросил затею явить театральной публике «экспериментальную форму». И такой шанс у драматурга появился, когда к нему обратился актер Павел Свободин из Александринского театра. Он попросил Чехова написать пьесу для его бенефиса. Литератор с энтузиазмом взялся за работу и завершил «Лешего». Но пьесу не оценили театральные эксперты, которые перед постановкой ознакомились с содержанием.
Произведение было заброшено до 1896 года. Тогда Антон Павлович переписал ряд диалогов, сократил почти в два раза количество персонажей. История создания Марии Васильевны началась еще в 1888-м. Она была в числе героев «Лешего» и перешла на страницы нового самостоятельного произведения «Дядя Ваня».
Образ Войницкой был вдохновлен поколением, которое жило до отмены крепостного права и реформ Александра II. Персонаж является хранителем старого уклада жизни, который вынужден жить в изменившемся мире. Конкретного прототипа у Марии Васильевны нет. Антон Павлович мог видеть такие типажи почти в каждом имении, поэтому у драматурга не возникло трудностей при создании образа Войницкой.
Биография Марии Васильевны Войницкой
Мария Васильевна много лет живет в деревне, где у ее семьи есть поместье. Когда-то она была женой тайного советника Петра Войницкого, но теперь она носит статус вдовы. Под одной крышей с ней живет внучка Софья Александровна, дочь профессора Серебрякова, который переезжает из Санкт-Петербурга в имение. С собой ученый привез 27-летнюю вторую жену Елену Андреевну.
Здесь живет сын Марии Васильевны, Иван Петрович. Дядя Ваня управляет поместьем: следит за хозяйством, ведет бухгалтерию и ранее регулярно отправлял круглые суммы в столицу Серебрякову.
Войницкие приютили обедневшего помещика и крестного Сони Илью Ильича Телегина, который составляет компанию Марии Васильевне в категории «хранителей прошлой жизни». Он горько иронизирует над своим статусом «приживалы».
Под крышей имения живет старая няня Марина Тимофеевна. Этот персонаж тоже дополняет компанию Войницкой и Телегина. Происходит из крепостных и является носительницей народной мудрости. К ней обращаются за советами и сочувствием.
Восьмым обитателем поместья считается работник, который помогает дяде Ване вести хозяйство. Также в усадьбу заглядывает доктор Михаил Львович Астров, который следит за здоровьем Александра Владимировича.
При жизни мужа Мария Васильевна вела образ жизни светской дамы. Но биография героини изменилась, когда она стала вдовой. Также у нее умерла дочь – первая жена Серебрякова. Теперь в ее жизни есть только два главных человека – внучка Соня и зять Александр Владимирович.
Несмотря на консервативный статус «хранительницы старых ценностей», пожилая дама интересуется идеями женской эмансипации. Персонаж верит, что скоро настанет равноправие между полами в общественной, трудовой и семейной жизни.
Характер и образ Марии Войницкой из пьесы Чехова «Дядя Ваня»
Внешность Марии Васильевны строится на том, что это пожилая женщина. Амплуа героини остается неизменным на протяжении всей пьесы. В руках она часто держит книгу или что-то записывает на полях брошюры. Красноречивую характеристику Войницкой дает ее зять Серебряков, который называет ее на французский манер maman или «моей галкой». Александр Владимирович отметил, что Мария Васильевна «одним глазом смотрит в могилу, а другим – ищет зарю новой жизни».
Войницкая по-доброму строгая, серьезная и образованная женщина. В ее чертах характера преобладают положительные качества. Но в некоторых ситуациях она демонстрирует предвзятость. Это проявляется по отношению к сыну Ивану. Молодые годы прошли легко и беззаботно, поэтому в старости женщина полна энергии и желания участвовать во всем, что происходит вокруг. Но ее мир ограничен поместьем, которым когда-то владел ее муж, а теперь его унаследовала внучка.
Отношения Войницкой с окружающими
Мария Васильевна боготворит Серебрякова. Считает его одаренным человеком, который достиг высот в науке. Когда-то так думал и дядя Ваня, но после переезда Александра Владимировича он понял, что был в плену самообмана. Войницкая плохо относится к сыну. Между ними не происходят драматичные ссоры, но женщина то и дело укоряет наследника. Героиня говорит, что Иван Петрович мог добиться успеха, но потратил время впустую. Делая обидные заявления в адрес сына, Мария Васильевна в одиночку сохраняет культ Серебрякова в поместье.
Сам Александр Владимирович без трепета относится к теще. Он много лет прожил в столице и мало интересовался делами в имении. Для Серебрякова Мария Васильевна является лишь матерью его давно умершей жены. Он считает, что час Войницкой тоже скоро пробьет, но она все «лепечет про женскую эмансипацию». Героиня на протяжении пьесы демонстрирует обожание зятя и даже в его конфликте с дядей Ваней занимает сторону профессора.
Мария Войницкая на экране
Пьеса Антона Павловича сотни раз ставилась для театральных сцен, а также экранизировалась кинорежиссерами. Американцы Франшо Тоун и Джон Гетц представили фильм в 1957 году. Роль maman семейства Войницких сыграла актриса Ширли Гейл.
В 1970-м произведение Чехова экранизировал Андрей Кончаловский. В его картине роль матери Ивана исполнила Ирина Анисимова-Вульф. Также в советские времена был поставлен телеспектакль «Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни». Его сняли в 1986-м при участии актеров БДТ под руководством Георгия Товстоногова и Евгения Макарова. Роль Марии Васильевны сыграла Мария Призван-Соколова.
Интересные факты
- Пьеса «Дядя Ваня» произвела впечатление на Максима Горького. Он посмотрел постановку в Нижнем Новгороде. Произведение так зацепило молодого литератора, что он даже пустил слезу. Придя домой, написал длинное письмо Антону Павловичу, но разорвал его. В новом послании он признался Чехову, что с трудом смог описать на бумаге все то, что в его душе вызвала пьеса.
- Центральным персонажем пьесы является сын Марии Васильевны. Его образ вызывает споры с момента создания произведения. Одни считают, что дядя Ваня – талантливый, но не сумевший реализовать свой потенциал человек. Другие уверены, что Войницкий – «ничтожество, возомнившее себя Достоевским и Шопенгауэром».
- Почти все герои «Дяди Вани» ждут «зари новой жизни». Дядя Ваня, Соня, Серебряков, Елена Андреевна и даже Мария Васильевна. Она постепенно смирилась с новым укладом жизни и нашла в нем смысл – женская эмансипация.
Цитаты Марии Васильевны из пьесы «Дядя Ваня»
С высоты прожитых лет героиня объясняет сыну, почему он ничего не добился в жизни. Войницкая считает, что есть огромная разница между «хотеть» и «делать»:
«Ты забывал, что убеждения сами по себе ничто, мертвая буква... Нужно было дело делать».
Мария Васильевна уверена, что ее сын сильно изменился. Эти перемены и стали причиной, по которой Иван не стал условным Достоевским или Шопенгауэром:
«В последний год ты так изменился, что я тебя совершенно не узнаю… Ты был человеком определенных убеждений, светлою личностью».