Биография
Актера театра и кино Евгения Лебедева называли «великим лицедеем». Он легко перевоплощался в сказочных и лиричных героев, в партийных работников, простых работяг и комедийных персонажей. В копилке театральных работ нашлось место даже роли Иосифа Сталина. Евгений Алексеевич — человек сложной судьбы. Друзья и коллеги считали, что трагедия жизни сотворила мужчину как актера, повлияв на все творчество.
Детство и юность
Актер родился в 1917 году в семье священника, жившего и служившего в городе Балаково на территории современной Саратовской области. Такое родство не красило биографию Лебедева в глазах советской власти, поэтому приходилось на протяжении многих лет скрывать происхождение. В середине 20-х семье пришлось покинуть родной провинциальный город и часто переезжать с места на место. Но священнослужителя советская государственная машина не пощадила: в 1937 году мужчину репрессировали, а вскоре в лагеря отправилась и его супруга. Родителей расстреляли, а Евгений превратился в сына врагов народа.
С 10 лет Женю воспитывал дед, к которому его отправили в Самару родители, а с 12 мальчик уже работал. Параллельно учился: сначала в школе № 13, носившей имя Василия Чапаева, затем поступил в фабричное учебное заведение, организованное на базе завода «Кинап». Здесь-то юноша и понял, к чему лежит душа, и стал активистом художественной самодеятельности. В итоге он влился в ряды студии, открытой в Самарском театре рабочей молодежи.
В будущем уже состоявшийся актер в рассказах поведает поклонникам, с какими трудностями пришлось столкнуться. Евгений скрывал от окружающих происхождение. По легенде, его родители умерли еще в 1921 году от голода на Волге. Юноша организовал комсомольскую ячейку, в период коллективизации по заданию губернского комитета работал в деревнях с молодежью.
Успех юного артиста в ТРАМе не прошел даром. В 1932-м на него написали донос, и вчерашние друзья и товарищи до слез стыдили 15-летнего комсомольца, который вдруг оказался поповским сыном. Врать пришлось и после расстрела отца, ведь ему самому грозила ссылка в трудовой лагерь. Евгений остался старшим в семье, где подрастали еще четверо детей. Младшую сестренку он сдал в детский дом, сделав вид, что не знает девочку. Уже будучи известным артистом, Лебедев разыскал сестру. Эти события тоже отражены в мемуарах мужчины.
В 1933 году начинающий актер сбежал из Самары в Москву, где устроился в театральную студию при Театре Красной армии. Чуть позднее отучился в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского (нынешний ГИТИС) и училище при Камерном театре.
На хлеб будущий артист зарабатывал где придется. Побывал разнорабочим на маслобойной фабрике, попробовал силы в строительном деле, даже поработал на кондитерской фабрике «Красный Октябрь» в должности вальцовщика. Денег все равно не хватало, иногда приходилось ночевать на улице.
Талантливый саратовец по распределению попал в состав труппы Тбилисского ТЮЗа, где дослужился до ведущего актера. Репертуар был наполнен яркими ролями из пьес Александра Островского, Дениса Фонвизина и других классиков русской литературы. Лебедев даже играл Бабу-ягу.
В 1949-м артист возвратился в Москву, а оттуда переехал в Ленинград, где уже навсегда обосновался и участвовал в спектаклях Театра им. Ленинского комсомола (ныне «Балтийский дом»), а после — и БДТ («Энергичные люди», «Идиот» и пр.)
Фильмы
Фильмография актера впечатляет: Евгений Алексеевич снялся в более чем 90 кинолентах. Впервые он появился на экране уже в зрелом возрасте. В 1952 году театрального артиста пригласили на скромную роль Кощея Бессмертного в биографическую картину «Римский-Корсаков», снятую Григорием Рошалем и Геннадием Казанским. Она принимала участие в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля.
Лента появилась в сложный для биографического жанра период, что было следствием культа личности. И если оценка Министерства кинематографии СССР была низкой, то у зрителей, по отзыву журнала «Огонек», она имела успех.
В 1955-м Лебедев снялся у Фридриха Эрмлера в «Неоконченной повести», где его коллегами по съемочной площадке стали звезды советского экрана: Элина Быстрицкая, Сергей Бондарчук, Евгений Самойлов.
Жизнь в театре сильно отличалась от работы в кино. Постановщики долго не могли открыть многогранность таланта актера и поэтому не спешили предлагать главные роли в фильмах. Впрочем, второстепенных героев Евгений Алексеевич умудрялся виртуозно превращать чуть ли не в ведущих. Это доказывает Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1980), которую он получил за роль второго плана в художественной киноэпопее «Блокада».
Зрители запомнили артиста в характерном образе деда Ничипора в искрометной комедии «Свадьба в Малиновке» Андрея Тутышкина. Основной актерский состав, в который вошли Владимир Самойлов, Зоя Федорова, Михаил Водяной и Михаил Пуговкин, получил приз на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1968). В год выпуска ленту посмотрели 74,6 млн зрителей, она заняла второе место в прокате 1967 года, уступив только картине Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». В общем списке лидеров советского кинопроката фильм находится на пятой позиции.
Заметной картиной в фильмографии артиста стала музыкальная кинокомедия режиссера Ильи Фрэза «Приключения желтого чемоданчика». Помимо сыгравшего главную роль Евгения Алексеевича, в ней снимались Татьяна Пельтцер, Наталья Селезнева. Фильм завоевал серебряную медаль и Почетный диплом жюри «Сильдак» на XXII Венецианском МКФ фильмов для детей и юношества и специальный диплом детского жюри на МКФ в Тегеране в 1970-м.
Одним из последних фильмом с участием Лебедева стала комедия «На кого Бог пошлет», которую представил в 1994 году режиссер Владимир Зайкин. В главных ролях сыграли Лариса Удовиченко и Станислав Садальский. Лента стала дебютной для Константина Хабенского.
Личная жизнь
Первый раз артист попытался устроить личную жизнь в молодости. В 1938-м он женился на коллеге — актрисе Наталье Петровой, через год у пары родилась дочь Ирина. Об их судьбе данных нет.
Работая в тбилисском театре, Евгений Алексеевич подружился с режиссером Георгием Товстоноговым, даже снимал в его квартире комнату. Другу и коллеге он оставался преданным до конца жизни. Лебедев мечтал сыграть короля Лира, наизусть знал роль, однако так и не получил от постановщика такой подарок. Но когда актеру предлагали воплотить этот образ в других театрах, он неизменно отказывался, боясь обидеть Георгия Александровича.
Младшая сестра Товстоногова Натела стала второй женой артиста. Она была младше Лебедева на девять лет и была влюблена в него с подросткового возраста. Поженились они в 1950-м — к тому моменту Товстоногов и Лебедев получили жилье на одном этаже. После свадьбы между квартирами прорубили дверь, ведь Натела заботилась о двух сыновьях старшего брата, которые после развода остались с отцом.
Вскоре мальчиков стало трое: у Лебедевых в 1952-м родился сын Алексей, ставший в будущем режиссером кино. В воспоминаниях о друге и коллеге актер Олег Басилашвили отмечал, что Евгений Алексеевич пронес по жизни вину за оставленную в детдоме сестренку, так и не смог себя простить. Видимо, поэтому артист старался баловать собственного ребенка, до капли отдавал душевное тепло и заботу.
Евгений Алексеевич слыл мастером на все руки, создавал поделки из дерева, легко мог сделать ремонт, перешить одежду, наловить рыбы, обожал готовить. Еще одна несбыточная мечта актера — внук. Лебедев скончался за год до появления ребенка в семье сына, малыша назвали в честь деда Евгением.
Смерть
Евгений Лебедев пережил инсульт, потерял речь и способность передвигаться. Пришлось заново учиться говорить и ходить. Человек сильной воли, он смог побороть болезнь и даже вернуться на театральную сцену. Жена Натела Александровна вспоминала, что болезнь все-таки изменила супруга. До недуга артист отличался веселым нравом, с удовольствием шутил и был легким в общении, а после замкнулся, контактировать с ним стало тяжело.
В 1997 году актера положили на операцию, которую супруга считала совершенно ненужной. 9 июня Евгения Алексеевича не стало. Прах «великого лицедея» погребен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
Фильмография
- 1952 — «Римский-Корсаков»
- 1955 — «Два капитана»
- 1955 — «Неоконченная повесть»
- 1961 — «Поднятая целина»
- 1964 — «Поезд милосердия»
- 1965 — «Последний месяц осени»
- 1967 — «Свадьба в Малиновке»
- 1969 — «Странные люди»
- 1974 — «Последний день зимы»
- 1974 — «Блокада»
- 1977 — «Первые радости»
- 1980 — «Эскадрон гусар летучих»
- 1985 — «Прощание славянки»
- 1992 — «Сам я – Вятский уроженец»
- 1994 — «На кого Бог пошлет»
Интересные факты
- На родине Лебедева, в Балакове, перед зданием местного драматического театра установлен памятник артисту, а в Музее истории работает выставка с фото, сценическими костюмами и текстами ролей знаменитого земляка.
- Обладая литературным талантом, Евгений Алексеевич оставил после себя публицистическое наследие: дневники, заметки, автобиографические рассказы и эссе.