Биография
Наталья Селезнёва — советская и российская киноактриса. Наталья Игоревна мечтала стать драматической актрисой, но прославилась комедийными ролями. Селезнёва была одним из первых советских секс-символов, хотя не считала себя неотразимой красавицей и отмахивается от такого «звания».
Детство и юность
Наталья родилась 19 июня 1945 года в Москве в семье творческих людей. Ее мать Елена Селезнёва была художником по тканям, а отец Игорь Полинковский профессионально занимался фотографией, работал в журнале «Советское фото». Несмотря на известность, денег родители зарабатывали мало, семья ютилась в коммуналке.
В детстве Наташа носила фамилию отца — Полинковская — и под ней дебютировала в первых картинах. Но когда получала паспорт, то взяла девичью фамилию матери.
Когда девочке было шесть лет, ее пригласили на прослушивание в Театр Советской армии. Непосредственное поведение Натальи понравилось постановщикам, и ее утвердили на роль главной героини в спектакле «30 сребреников», которую юная актриса исполняла три года подряд. Селезнёвой из-за съемок в кино, которые начались с восьми лет, пришлось несколько раз менять школы. Один год Наташа даже училась в Ленинграде и жила вместе с мамой в гостинице.
Раннее начало актерской карьеры предопределило дальнейший жизненный путь, и после получения аттестата в 1963 году абитуриентка поступила в Театральное училище имени Бориса Щукина, где занималась на курсе Бориса Захавы.
Театр
Получив диплом «Щуки» в 1966-м, Селезнёва стала актрисой Московского академического театра сатиры, на сцене которого блистали звезды советского театра и кино Анатолий Папанов, Андрей Миронов и Спартак Мишулин.
За годы театральной биографии актрисе удалось поучаствовать в постановках режиссеров Валентина Плучека, Леонида Эйдлина и пр. Среди ее работ зрителям особенно запомнились роли в спектаклях «Горе от ума» по произведению Александра Грибоедова, «Клоп» по Владимиру Маяковскому, «Последние» по Максиму Горькому.
В 2014 году состоялась приуроченная к 90-летию театра премьера спектакля-пародии «Грустно, но смешно» Аркадия Инина и Андрея Вансовича, в котором Наталья Селезнёва появилась в главной роли.
Советское кино
На одном из представлений спектакля «30 сребреников» маленькую актрису заметила знаменитая советская поэтесса и писательница Агния Барто, которая настояла, чтобы в детской картине по книге «Алеша Птицын вырабатывает характер» сыграла именно эта девочка.
Так состоялся кинодебют Селезнёвой, после которого были детские роли в фильмах «Девочка и крокодил» и «Аленка». На съемочной площадке последней ленты юная актриса работала вместе с легендарным артистом Василием Шукшиным. Кстати, именно эта картина стала первой, где в титрах артистка появилась под фамилией Селезнёва.
Настоящий фурор среди советских зрителей произвела роль студентки политехнического института Лидочки в кинокомедии Леонида Гайдая «Операция “Ы” и другие приключения Шурика».
Ленту посмотрели 69,6 млн зрителей, что сделало ее лидером проката 1965 года. За участие в новелле «Наваждение» Наталья вместе с остальным актерским составом получила в Чехословакии кинопремию «Серебряный дракон Вавеля». Селезнёва и исполнитель роли Шурика Александр Демьяненко на долгие годы обрели зрительскую любовь и признание.
Очень скоро успех актрисы повторился, когда на телеэкранах стала выходить развлекательная юмористическая передача «Кабачок “13 стульев”». Коллеги по телешоу были Селезнёвой хорошо знакомы, так как большинство из них были артистами Театра сатиры, где выступала артистка. Наталья Игоревна играла пани Катарину, дочь счетовода Вотрубы из польского кабачка.
Одним из страстных поклонников «Кабачка» был Леонид Брежнев, что и спасало провокационную по тем временам передачу. Например, в одном из выпусков Наталья Игоревна надела привезенную из Парижа мини-юбку — из-за потока писем с обвинением актрисы в разврате Селезнёву лишили гонорара.
Популярность этой программы была невероятной, и прекращение съемок, которое произошло из-за обострения политических отношений с Польшей, было воспринято зрителями крайне отрицательно, хотя к тому моменту «Кабачок...» выходил уже почти 14 лет.
Однако у этого успеха была и обратная сторона: Селезнёву режиссеры стали воспринимать как одноплановую актрису и долгое время не предлагали крупных ролей. Девушка наряду с Марианной Вертинской и Натальей Кустинской пробовалась на роль Нины в «Кавказской пленнице», но в итоге утвердили Наталью Варлей. Несколько сцен с актрисой успел снять Георгий Данелия для знаменитой картины «Я шагаю по Москве», но худсовет отдал предпочтение Галине Польских.
На выручку вновь пришел Леонид Гайдай, у которого артистка сыграла еще в двух картинах — «Иван Васильевич меняет профессию» и «Не может быть!».
Гонорар Натальи Игоревны за работу в «Иване Васильевиче...», по информации некоторых сайтов, составил 362 руб. (120 тыс. руб. по нынешним меркам). На эту сумму в СССР можно было купить холодильник либо черно-белый телевизор. Режиссер же получил неполных 8 тыс. При этом средняя зарплата в стране равнялась 125 руб.
В 80-е Селезнёва блистала в получивших широкое распространение телевизионных фильмах-спектаклях. В их числе экранизация поучительной пьесы Евгения Шварца «Повесть о молодых супругах», драма Виктора Розова «Гнездо глухаря» и пр.
Российские фильмы
После распада СССР, в тяжелый для киноиндустрии период, артистка не исчезла с экранов, правда, заметных ролей ей не предлагали. Но Наталья Игоревна осталась в обойме популярных актеров, что обеспечило ей роли в серии популярных в 90-е новогодних музыкальных фильмов «Старые песни о главном», где также снимались Людмила Гурченко, Алла Пугачева, Леонид Куравлев и др.
В новом веке Наталья Игоревна, несмотря на возраст, не собиралась почивать на лаврах. Она регулярно появлялась в российских сериалах, продолжая удивлять и даже шокировать публику. Например, в 2004 году в комедии «Воры и проститутки. Приз — полет в космос» артистка предстала в весьма смелом, даже пикантном, образе революционерки Елены Стасовой.
В 2006 году актриса появилась в мелодраме Аллы Суриковой «Вы не оставите меня», в которой главных героев сыграли Александр Балуев, Михаил Боярский, Елена Сафонова. Селезнёва перевоплотилась в мать главной героини в исполнении Елизаветы Боярской. Картина вошла в программу Первого фестиваля российского кино в Праге.
В 2010-х фильмография артистки практически не пополнялась. Напоследок актриса блеснула в фильме-спектакле «Идеальное убийство» в компании коллег по театральной сцене — Ольги Аросевой, Ильи Олейникова, Олега Вавилова.
В 2015-м артистка вместе с Евгенией Добровольской и Игорем Ясуловичем вошла в главный актерский состав мелодрамы «Новогоднее дежурство». Картина, вышедшая 1 января на канале «Беларусь-1», стала последней работой Селезнёвой на ТВ.
Личная жизнь
В 1968 году на съемках музыкальной сказки «Калиф-аист» Наталья Игоревна познакомилась с актером Владимиром Андреевым, который впоследствии стал художественным руководителем и главным режиссером Московского драматического театра имени Марии Ермоловой. Несмотря на 15-летнюю разницу в возрасте, у артистов завязались романтические отношения. В том же году они поженились.
11 мая 1969 года в семье родился единственный сын Егор. Творческие родители много гастролировали, так что воспитание мальчика во многом легло на плечи бабушки — матери актрисы, которая жила вместе с ними. Но Наталья Игоревна вовсе не ставила карьеру превыше ребенка, из-за которого ей нередко приходилось отказываться от перспективных ролей. Так, из-за болезни годовалого младенца она не поехала на съемки масштабной исторической драмы «Бег».
Андреев-младший не пошел по стопам родителей, а вместо этого окончил МГИМО и стал дипломатом, защитил кандидатскую диссертацию. Егор подарил родителям внуков: Алексея, Николая, Елизавету и Владимира.
В интервью Наталья Игоревна заявляла, что обожала своего мужа. Любовь и взаимопонимание сделали личную жизнь артистов счастливой.
Однако в студии телешоу «Судьба человека» знаменитость посетовала, что за грехи молодости приходится расплачиваться. Ведь она увела супруга из семьи: Владимир был женат на тезке Селезнёвой, исполнительнице роли Дуни в «Тихом Доне» Наталье Архангельской. Пара прожила вместе семь лет в гражданском браке и официально оформила отношения перед съемками «Калифа-аиста». После встречи мужчины с задорной шатенкой с огромными глазами этот брак распался спустя месяц. Архангельская впоследствии уехала на родину второго супруга, француза, с которым прожила 30 лет, и даже благодарна сопернице за такой поворот.
«Я думаю, что все тяжелые моменты в жизни — это была расплата за то, что я сделала. Не знаю, можно ли назвать это дурным поступком, ведь мы половинки одного целого», — оправдывала свой поступок Селезнёва.
27 августа 2020 года Владимир Андреев отпраздновал 90-летие, а спустя два дня, 29 августа, актера не стало. О смерти мужа сообщила Селезнёва. Она рассказала, что Андреев чувствовал недомогание на праздновании юбилея из-за хронической болезни сердца.
Состояние здоровья
В 90-е Селезнёва пережила сложный период: ей потребовалась операция на щитовидной железе, в результате которой она лишилась голоса. Но игра на губной гармошке и упорство позволили артистке восстановить перерезанную связку, и она вернулась в профессию.
В 2018-м актрисе опять потребовалась операция — она сломала шейку бедра, после чего последовал длительный восстановительный период, но Наталья Игоревна встала на ноги.
После 70 актриса оставила кинокарьеру. Она страдает от ревматоидного артрита, изуродовавшего суставы ее руки.
Селезнёва ведет здоровый образ жизни: не курит и ни разу в жизни не пробовала алкоголь, поэтому долго сохраняла идеальные параметры фигуры. С годами Селезнёва заметно поправилась, а на лице появились признаки старения. Но Наталья Игоревна не обращалась к услугам пластических хирургов, предпочитая «донашивать свое лицо».
Хобби
Наталья Игоревна в юности играла в баскетбол. Мама записала ее в секцию, потому что школьница уже в 14 лет имела рост 175 см и очень комплексовала на фоне низкорослых сверстников послевоенного поколения. Девушка даже не хотела ходить в школу, но, занявшись спортом, поверила в себя.
С юности Селезнёва является заядлой футбольной болельщицей. Ее любимая команда — московский ЦСКА. На юбилей руководство клуба подарило актрисе фирменный шарф ЦСКА с ее фамилией.
Кинозвезда увлекается садоводством и много времени проводит на собственной даче.
Наталья Селезнёва сейчас
Сейчас Наталья Игоревна официально числится в труппе Московского театра сатиры, но давно не играет в спектаклях. В январе 2023-го СМИ сообщили, что у Селезневой отказывают ноги — она впервые за 2 года появилась на сцене Театра сатиры, но была в инвалидной коляске. Свое состояние здоровья она не комментировала.
Фильмография
- 1965 — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
- 1967 — «Я вас любил…»
- 1969 — «Калиф-аист»
- 1970 — «Приключения жёлтого чемоданчика»
- 1973 — «Иван Васильевич меняет профессию»
- 1976 — «Волшебный фонарь»
- 1978 — «По улицам комод водили»
- 1982 — «Берегите мужчин!»
- 1989 — «Чудаки»
- 1996 — «Импотент»
- 2000 — «Агент в мини-юбке»
- 2003 — «Юбилей прокурора»
- 2007 — «Аферисты»
- 2013 — «Страна хороших деточек»
- 2014 — «Новогоднее дежурство»
Интересные факты
- Селезнёва близко к сердцу принимает уход из жизни представителей «старой гвардии», с которыми была знакома на протяжении десятилетий. Когда не стало Михаила Державина, по ее рассказам, у нее дома упала икона. Владимира Этуша, скончавшегося в марте 2019-го, актриса назвала лучшим из лучших, учителем на всю жизнь, человеком с непревзойденным чувством юмора и жизнелюбием.
- Высокий рост доставлял артистке немало проблем. Например, Селезнёва выше Демьяненко на 6 см. На съемках «Операции “Ы”» операторам приходилось прибегать к ухищрениям: актер становился на подставку или Наталью Игоревну помещали в специальное углубление.