Биография
Игорь Ясулович — актер второго плана, мастер эпизода и дубляжа, профессионализм которого приводит критиков и зрителей в восторг. При этом сам Игорь Николаевич оставался скромным человеком и подтверждал, что никогда не гнался за большими ролями, а играл то, что предлагали режиссеры. Он до последних дней оставался неизменным часовым муз Мельпомены и Талии, продолжая делиться с молодым поколением своими знаниями, а со зрителем — новыми красками своего таланта.
Детство и юность
Народный артист России Игорь Николаевич Ясулович родился в 1941 году в деревне Залесье Самарской области, известной тем, что до 1952-го она называлась Рейнсфельд и была немецким поселением-колонией. Но предки Ясуловича по национальности были не немцами, а белорусами.
Родители Игоря Николаевича отношения к миру искусства не имели. Отец был советским офицером и прошел войну. Мама хранила домашний очаг. После войны семья перебралась в Таллин, где Ясулович отправился в школу. В эти годы он увлекся театром, занимался в кружке Ивана Россомахина, таллинского актера, и уже в этом возрасте решил стать артистом. Дети в семье отличались разным характером и мечтами. Мама хотела, чтобы Игорь взял пример с брата и поступил в политехнический институт, отец же сразу поддержал начинания сына.
После получения школьного аттестата Игорь Ясулович отправился в Москву, но в ГИТИС, как планировал, поступить не смог. Зато прошел во ВГИК, где его зачислили на курс Михаила Ромма.
Спустя 12 лет после окончания ВГИКа Игорь Николаевич продолжил обучение у Ромма, но на этот раз на режиссерском факультете. Диплом о втором высшем образовании Ясулович получил в 1974 году.
Театр
После получения первого диплома театрального вуза Игорь Ясулович на протяжении 2 лет служил актером Экспериментального театра-студии пантомимы («Эктемим»). Высокий рост артиста (185 см) и угловатость фигуры помогали создавать эксцентричные образы. А в 1964 году он перешел в столичный Театр-студию киноактера, где трудился 30 лет. На этой сцене мужчина сыграл десятки ролей.
С 1994-го артист выступал на сцене МТЮЗа, где театралы оценили его мастерство в спектаклях «Черный монах», «Скрипка Ротшильда» и «Борис Годунов». На счету Ясуловича несколько театральных премий, в том числе за спектакль «Нелепая поэмка».
Игорь Ясулович начал делиться актерским опытом с новыми поколениями артистов. Он вел мастерскую во ВГИКе и совместную с Александром Тителем — в ГИТИСе. Актер верил в династии и считал: в том, что дети кино- и театральных звезд тоже идут в эту профессию, нет ничего плохого. Это не родственные связи, а следствие воспитания. По мнению Ясуловича, молодые люди, выросшие в творческой атмосфере и с детства видевшие мир сцены и кино, больше пригодны для этой профессии.
Это повлияло и на преподавательский подход актера: при наборе группы в свою мастерскую из двух претендентов со схожими данными он выбирал в ученики того, чья фамилия окажется ему знакомой. Когда Ясулович озвучил этот принцип в интервью, это повлекло волну возмущения среди его поклонников.
С возрастом актер начал больше внимания уделять театру, чем кинематографу. Он играл на сцене, а также ставил пьесы. В феврале 2020 года он принял участие в новой постановке «Мельников. Документальная опера» в Центре имени Всеволода Мейерхольда. В основу этой работы легла история жизни авангардного архитектора Константина Мельникова, созданная по мотивам его дневниковых записей. Игорь Николаевич сыграл главного героя в поздние годы.
Мастерство артиста не угасло со временем. В 2022 году Игорь Николаевич стал обладателем приза зрительских симпатий «Звезда театрала» в категории «Роль второго плана» за участие в постановке «Отец Сергий» Московского ТЮЗа. На сцене Ясулович воплотил образ игумена Пафнутия.
Игорь Ясулович в советском кино
Кинематографическая биография Игоря Ясуловича началась с картины «Девять дней одного года», снятой талантливым режиссером и наставником Михаилом Роммом в 1961 году. Лента считается эталоном кино того времени, это была сложная интеллектуальная драма. Игорю досталась маленькая роль, но даже это не помешало показать талант во всей красе. Молодому актеру польстило участие в фильме учителя, он стал единственным из всей мастерской, кого Ромм позвал к себе сниматься.
В съемочной группе было немало звезд: Иннокентий Смоктуновский, Алексей Баталов и Кирилл Лавров. Молодого актера удивило, насколько они простые люди, без малейших признаков звездной болезни. Артисты не кичились своим статусом, просили называть их по именам и на ты. Это создавало дружескую атмосферу на съемках, но Игорь Николаевич считал это панибратством и по прошествии лет старался не позволять этого ни по отношению к себе, ни к другим заслуженным актерам.
С тех пор он снимался непрерывно. Его фильмография насчитывает более 170 полнометражных картин и сериалов. Чаще всего Ясуловичу доставались роли второго плана, но даже эпизоды с его участием запоминались зрителям, а фразы его персонажей становились афоризмами. Тем не менее знаковой, принесшей оглушающий успех роли в карьере Ясуловича не было.
Поклонники отмечают разительное внешнее сходство молодого Ясуловича с Александром Абдуловым, однако Игорь Николаевич все же на 12 лет старше своего коллеги, да и манера игры у них совершенно разная.
Артист не был против экспериментов в кинокартинах, в которых участвовал. Он снимался в различных жанрах — драмах, детективах и комедиях. У него было необычное амплуа — правильный, скромный, маленький интеллигент с хитринкой, червоточинкой.
Гражданин с собачкой в комедии «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, муж Эллочки Людоедки инженер Щукин в «12 стульях», который навсегда запомнился стране шокирующим появлением голым, в пене, на лестничной клетке, спекулянт с летучей фразой: «Она что, с Урала?» в комедии «Самая обаятельная и привлекательная». Эти и другие роли, которые не назовешь ключевыми, тем не менее отлично запомнились кинолюбителям страны.
Когда Игорю Ясуловичу исполнилось 33 года, он получил диплом кинорежиссера. Попробовать себя в этом качестве мужчина смог трижды. Дебютной оказалась семейная мелодрама «Каждый мечтает о собаке». Спустя год, в 1976-м, зрители увидели новую мелодраму Ясуловича «Пропал и нашелся», а в 1978-м на экраны вышел фильм для детей «Здравствуй, река!». Но именно актерская, а не режиссерская профессия принесла Игорю Николаевичу популярность.
Наибольший успех поджидал Игоря Ясуловича в детском кино. Особенно запомнился маленьким зрителям его герой — сотрудник космозоо Электрон Иванович в фильме «Гостья из будущего». С 1976-го по 2010-й Ясулович регулярно появлялся в передаче «Ералаш», а в 1966–1987 годах — в сатирическом киножурнале «Фитиль».
Современные фильмы
В 2000-е годы Игорь Ясулович стал больше сниматься в многосерийных картинах. Не перестал актер появляться и в экспериментальных и авторских фильмах. Он участвовал в съемках кинопритчи «Человек-ветер», сценарий которой был написан по произведению Габриэля Гарсиа Маркеса. Игорь Николаевич сыграл трогательную роль ангела, который стареет.
В 2000 году Игорь Ясулович стал лауреатом Государственной премии России, а в 2001-м получил звание народного артиста РФ. Признание заслуг на высоком уровне, разумеется, было приятно артисту, но в интервью в передаче «Наедине со всеми» он признался, что на самом деле не любит получать награды, не кичится званиями и не терпит юбилейных торжеств. Лучшая награда для актера — аплодисменты публики.
Свою лепту Ясулович внес и в создание семейной саги «Серебряный бор», которая транслировалась по Первому каналу. Гардероб для участников актерской группы искали по блошиным рынкам, что-то находилось в реквизите киностудии, Мария Шукшина позаимствовала платья советского периода у своей матери. На съемки группа выезжала из Москвы в Переславль-Залесский, Крым и Абхазию.
В фильме по пьесе Антона Чехова «Три сестры» Ясулович исполнил роль врача Чебутыкина. Компанию Игорю Николаевичу составили его не менее знаменитые коллеги Людмила Полякова, Анна Каменкова, Ирина Мазуркевич, Максим Суханов, Александр Балуев. Премьера состоялась на фестивале «Кинотавр-2017». Режиссер не побоялся перенести действие пьесы в современные реалии и значительно увеличить возраст каждого из главных героев.
Премьерой 2018 года стал комедийный проект «Только не они» о молодых героях, которым суждено спасти мир от надвигающихся катастроф. Игорь Ясулович разбавил молодежную актерскую компанию, куда вошли Дарья Храмцова, Полина Максимова, Евгения Туркова, Денис Бузин, Юлия Хлынина, Данил Стеклов, как это было более 30 лет назад в культовом для советских юных зрителей фильме «Гостья из будущего».
В феврале 2018-го вышел сериал «Кровавая барыня», рассказывающий о судьбе жестокой помещицы Дарьи Салтыковой. Ясуловичу в нем досталась роль князя Ивана Гавриловича Цицианова. Исполнительница главной роли Юлия Снигирь призналась, что ей тяжело дался образ Салтычихи, многие сцены она играла через силу. После завершения съемок она отказалась от работы в 11 проектах.
В военной драме «Седьмая симфония» Игорь Николаевич перевоплотился в маленького человека — вахтера дядю Сашу. Для съемок фильма, созданного по документальным материалам, было возведено много декораций, но филармонию решили оставить практически без изменений — с тех времен ее интерьер сохранился почти полностью.
Дубляж
У актера был уникальный голос, который режиссеры использовали при озвучивании картин. Богатым на оттенки тембром Ясулович говорит за кадром знаменитого фильма «Театр», где звездную роль сыграла Вия Артмане. Его голосом разговаривают Арамис в «Д'Артаньяне и трех мушкетерах», герои драмы «Список Шиндлера», фильмов «Блеф», «Профессионал» и «Пятый элемент», а в 4-м эпизоде «Звездных войн» — робот C-3PO.
Голос Игоря Ясуловича был востребован и в мультфильмах. Советским зрителям запомнился анимационный фильм «Тайна третьей планеты», в озвучивании которого помимо Игоря Николаевича поучаствовали Василий Ливанов и Рина Зеленая. Позднее артист занимался дубляжом всех частей «Шрека», где он озвучил короля Гарольда, в «Спящей красавице» подарил голос Стефану, в «Русалочке» — слуге Угрюмусу. В компьютерной игре Total War: Warhammer актер читал текст за кадром и давал подсказки игроку.
Общественная позиция
Актер вел активную социальную и политическую жизнь и не скрывал своих взглядов. В 2012 году на выборах он поддержал Михаила Прохорова. Игорь Ясулович принимал участие в благотворительных мероприятиях. Также артиста нередко можно было увидеть на массовых правозащитных акциях оппозиционного характера. Он вошел в состав общественной комиссии, которая расследовала события, произошедшие на Болотной площади.
Личная жизнь
Супругой артиста стала Наталья Егорова, дочь советского режиссера и народного артиста РСФСР Юрия Егорова. Игорь Ясулович уверял, что отношения строились только на любви: несмотря на звездного родителя своей избранницы, он не собирался раскручиваться за счет семейных связей.
Наталья Юрьевна не актриса, но имеет прямое отношение к миру искусства. Жена актера окончила МГУ и, получив специальность искусствоведа, преподает на кафедре искусствоведения Школы-студии МХАТ. Пара познакомилась в компании друзей, когда Наталья еще была студенткой. Влюбленные быстро съехались и стали жить в доме бабушки и дедушки Егоровой.
Отношения в паре складывались просто, не было никакого излишнего пафоса и вычурности. Даже свадьбу они сыграли внезапно и скромно: однажды утром взяли и съездили в загс. А после устроили домашний праздник, на который пришли только близкие друзья со своими закусками.
Личная жизнь Игоря Ясуловича сложилась счастливо. У него есть сын Алексей Ясулович, который пошел по стопам отца и тоже стал актером и режиссером. Он много снимался еще в детстве, и отец его поддерживал. Судя по юношеским фото сына, он как две капли воды похож на отца в молодости.
От первого брака у Алексея появилась дочь Вера, которая продолжила династию отца и деда и окончила продюсерский факультет РАТИ. В 2008-м в семье произошло пополнение: у Алексея с новой женой родилась дочка Глафира. Счастливый дедушка не мог ей нарадоваться, рассказывая в интервью, что девочка растет смышленой и творческой.
Семья Игоря Ясуловича живет вместе в таунхаусе в Подмосковье, недалеко от метро «Алтуфьево». Актеру нравилось, что вокруг одновременно и деревенский свежий воздух, и все удобства развитой инфраструктуры столицы. Раньше Ясулович жил в центре Москвы, но дом нуждался в капитальном ремонте. Одно время не было возможности найти инвесторов для реставрации, потом возникли проблемы с приватизацией. После всех переживаний по поводу дома в центре семья решила найти более спокойное жилище.
Болезнь и смерть
В июле 2023 года стало известно о госпитализации Игоря Николаевича. В больницу он попал в связи с проблемами со здоровьем. Сообщил об этом ректор ГИТИСа Григорий Заславский. Судя по некоторым источникам в прессе, у Ясуловича начались проблемы с почками, понадобилась операция. В свою очередь сам актер поспешил выйти на связь с журналистами, дабы развеять слухи о его тяжелом состоянии. Он сообщил, что находится в норме. За его здоровьем следят медики, а большое количество аппаратуры облегчает процесс лечения именитого пациента.
Спустя пару дней СМИ сообщили об ухудшении состояния Ясуловича, его даже пришлось перевести в реанимацию под аппарат ИВЛ. Лечение стабилизировало состояние артиста и 11 августа Игоря Николаевича выписали домой, но уже через несколько дней, 15 августа, ему снова пришлось вызвать скорую из-за сильных болей.
19 августа Игорь Ясулович умер, об этом сообщила пресс-служба ГИТИСа. Причиной смерти актера стали заболевания внутренних органов, а после проведенной операции на почках возникло воспаление, вызвавшее серьезные осложнения.
Прощание с артистом прошло 22 августа в Московском театре юного зрителя (МТЮЗ), а отпевание — в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове.
Фильмография
- 1961 — «Девять дней одного года»
- 1966 — «Айболит-66»
- 1968 — «Бриллиантовая рука»
- 1979 — «Тот самый Мюнхгаузен»
- 1984 — «Гостья из будущего»
- 1985 — «Самая обаятельная и привлекательная»
- 1987 — «Гардемарины, вперед!»
- 1987 — «Мио, мой Мио»
- 1994 — «Петербургские тайны»
- 2001 — «Саломея»
- 2005 — «Брежнев»
- 2012 — «Обратная сторона Луны»
- 2017 — «Три сестры»
- 2017 — «Серебряный бор»
- 2018 — «Кровавая барыня»
- 2018 — «Только не они»
- 2019 — «Дорогой папа»
- 2019 — «Дипломат»
- 2019 — «Формула мести»
- 2021 — «Седьмая симфония»
Интересные факты
- Худощавый от природы, в молодости Игорь Ясулович поддерживал прекрасную спортивную форму. Даже в преклонные годы актер сохранял подвижность и гибкость. По его словам, у него были прекрасные преподаватели пластического мастерства, которые заставляли его заниматься танцами и акробатикой. Эту особенность актера режиссеры с удовольствием использовали в кино: на экране Ясулович без помощи каскадеров бегал по крыше идущего поезда, выполнял трюки с автомобилями, а в фильме «Ай лав ю, Петрович» продемонстрировал эффектный забег через овраги с прыжком на движущуюся железнодорожную платформу.
- Официальная версия гласит, что переозвучивать Арамиса в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» нужно было из-за того, что звуковая дорожка, полученная на съемках, случайно испортилась. Как вспоминают актеры, на самом деле Игорь Старыгин слегка шепелявил, и Георгий Юнгвальд-Хилькевич тактично уговорил его на замену голоса. Ясулович так удачно подстроился под речь артиста, что переозвучивание осталось незамеченным зрителями.
- После роли инженера Щукина в «12 стульях» коллеги стали дразнить Ясуловича пионером советской эротики. Речь идет о сцене, где его герой сидит на лестнице не в силах попасть в затопленную квартиру — замерзший, в мыле, прикрывающийся одной мочалкой. Съемки удались не с первого дубля, и актеру пришлось помучиться: пена из импортного шампуня, которой его обмазывали гримеры, быстро оседала и неприятно щипалась.