Биография
Вия Артмане — одна из самых знаменитых киноактрис Советского Союза. Среди коллег она отличалась силой воли и гармонией между разумом и эмоциями. Режиссеры ценили эту ее редкую в творческих кругах особенность, а сама артистка наслаждалась игрой. Артмане считала, что в целом ее жизнь удалась, единственное, чего ей не хватило — женского счастья.
Детство и юность
Алида-Вия Артмане родилась 21 августа 1929 года в маленьком латышском поселке Кайве Тукумского края. Родители девочки были польско-немецкими крестьянами. Отец Фрицис Артманис трагически погиб незадолго до рождения дочери, поэтому девочку воспитывала мать Анна Заборская.
Детство актрисы было сложным и безденежным. Анна повторно вышла замуж, но отчим оказался грубым, много пьющим и весьма жестоким человеком, поэтому Заборской часто доводилось скрываться от него вместе с дочерью, а девочке с 10 лет пришлось зарабатывать на хлеб, и Алида устроилась пастушкой к зажиточным соседям.
В возрасте 15 лет девушка переехала в Ригу и поступила в столичную школу, где одноклассником Вии стал Улдис Жагата — будущий знаменитый балетмейстер. Изначально в планах девушки было стать юристом, чтобы бороться с несправедливостью, но волшебный мир рампы и кулис притягивал гораздо больше, поэтому сразу после войны девушка поступила в студию при Художественном театре имени Райниса. Диплом Вия получила в 1949 году.
Тогда же начинающая актриса изменила свое первое имя Алида на более изысканное Вия, а вскоре впервые вышла на сцену. Исполнительница получала главные роли в пьесах классического репертуара, среди которых были произведения Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу, Николая Гоголя, Генрика Ибсена.
Фильмы
В кино Вию Артмане пригласили, когда та уже состоялась как театральная актриса, сыгравшая большие роли в нескольких классических спектаклях. Кинематографическая биография для Вии началась с драмы «После шторма».
В 1958 году завершились съемки фильма «Чужая в поселке», где Артмане перевоплотилась в молодую энергичную руководительницу рыболовного завода. Драма стала дебютной лентой для актера Гунара Цилинского, сыгравшего главную роль.
Через 2 года актриса сыграла подпольщицу, участницу революционного движения Латвии в кинокартине «На пороге бури», основанной на романе Вилиса Лациса.
Киноленты получили признание критиков и зрителей, но настоящая популярность во всесоюзных масштабах к Артмане пришла в 1963 году после выхода военной мелодрамы «Родная кровь».
На фоне горя, принесенного Великой Отечественной войной, актриса вместе с партнером Евгением Матвеевым показала трагедию двух влюбленных немолодых людей. Картина была удостоена ряда премий на нескольких киносмотрах, в том числе награды «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном фестивале в Аргентине.
Зрители отмечали невероятную реалистичность настоящих глубоких чувств, сыгранных актерами, и только спустя много лет Вия Артмане призналась, что у них с Матвеевым был совсем не киношный роман. Благодаря участию в этой картине Вия, согласно опросу журнала «Советский экран», была названа актрисой года, а в Латвии Артмане стала национальной гордостью.
В середине 60-х фильмография артистки пополнилась работой в драме о послевоенном времени «Никто не хотел умирать». Партнерами Вии по рабочей площадке стали Казимирас Виткус и Донатас Банионис. Картина собрала ряд престижных наград, в том числе завоевала Государственную премию СССР, а зрители, по результатам опроса журнала «Советский экран», признали ленту лучшим фильмом года.
В 1966 году Артмане появилась в главной роли в мелодраме «Эдгар и Кристина», снятой по книгам Рудольфа Блауманиса. В качестве локаций в кадре были использованы памятники архитектуры: Лиелстраупский замок, средневековый Цесисский замок и Трикатская лютеранская церковь Святого Иоанна.
В Калининградской области проходили съемки героической драмы «Подвиг Фархада», где Вия Фрицевна исполнила роль переводчицы Веры.
В то же время состоялась премьера советского фантастического фильма режиссера Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды», в которой Артмане предстала перед зрителями в образе главной героини Веды Конг. В киноленте последнюю роль в жизни сыграл Сергей Столяров.
В конце 60-х поклонники смогли насладиться игрой актрисы в мелодраме «Времена землемеров», где она создала образ красавицы Лиене. Позже картина вошла в книгу Кристины Матисы «50 жемчужин латвийской классики кино».
В военном фильме «Тройная проверка» исполнительница перевоплотилась в руководителя резидентуры. Картина основывалась на реальных событиях, а у главного героя был прототип — советский разведчик Мокий Демьянович Каращенко. Снявшись в драме «Баллада о Беринге и его друзьях», актриса примерила на себя образ исторической личности — жены известного мореплавателя Витуса Беринга Анны Беринг.
В 1978 году Вия исполнила роль Екатерины II в историческом фильме «Емельян Пугачев», где также сыграли Евгений Матвеев, Тамара Семина, Борис Галкин, Виктор Павлов.
Бенефисом актрисы считается яркая и чарующая роль звезды британской сцены Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр». Режиссер Янис Стрейч начинал создавать этот проект специально для Вии Артмане. Картина латышской киностудии, в которой вместе с великой актрисой снимались звезды Ивар Калныньш и Раймонд Паулс, моментально стала популярной по всему Советскому Союзу. Интересно, что зрители в драме «Театр» слышат голос не Артмане — главную героиню озвучила актриса Антонина Кончакова.
В 80-е годы актриса снималась реже, чем в молодости, но роли ей доставались не менее интересные. Так, в 1986 году на телевидении стартовал показ сказки «Тайна Снежной королевы», где звезда кино примерила на себя образ госпожи Осени. Актерский состав детского фильма оказался звездным, в нем сыграли Алиса Фрейндлих, Олег Ефремов, Леонид Ярмольник.
В дебютном фильме Валерия Тодоровского «Катафалк» артистка предстала в роли пожилой вдовы Евгении Андреевны. Экранизация рассказа Фланнери О’Коннор получила Гран-при на Международном кинофестивале в Мангейме.
Вия Фрицевна оставалась в составе Художественного театра имени Райниса вплоть до 1998 года, после чего сотрудничала с Новым Рижским театром, а также возглавляла Союз театральных деятелей Латвии.
Одной из последних работ знаменитости стало появление в сериале «Каменская», снятом по мотивам детективов Александры Марининой. В эпизоде «Игра на чужом поле» Артмане воплотила образ загадочной преподавательницы музыки Регины Аркадьевны Вальтер.
В 2003 году звезда сыграла последнюю роль в кино — вновь предстала в образе императрицы Екатерины II в детективе Ильи Хотиненко «Золотой век». В память о вкладе актрисы в развитие мирового кинематографа на кинофестивале «Балтийская жемчужина» был учрежден приз имени Вии Артмане.
Личная жизнь
Мужем Вии Артмане стал знаменитый латвийский актер Артур Димитерс, который был намного старше своей супруги. После его смерти актриса неоднократно признавалась, что была несчастлива в личной жизни. Исполнительница вышла замуж не по любви, и единственное хорошее, что Вии подарил брак, — это дети.
Сын Каспар Димитерс 1957 года рождения стал популярным музыкантом, автором либретто к рок-опере «Парижская Богоматерь». Дочь Кристиана Димитерс — художник-иллюстратор и мультипликатор, родилась в 1965 году от внебрачной связи актрисы с актером Евгением Матвеевым. Имя родного отца дочери Вия Артмане открыла сыну Каспару перед смертью.
Кинозвезда в разные годы выпустила три книги воспоминаний: Vija Artmane, «Сердце на ладони» и «Зимостойкие. Мгновения моей жизни». Незадолго до смерти актриса приняла православную веру и изменила имя на Елизавету.
Смерть
В 1993 году Артмане в процессе латвийской реституции лишилась квартиры в Риге и была вынуждена встречать старость на даче, в маленьком доме в поселке Мурьяни в 40 км от столицы. Нищенское существование подорвало здоровье артистки. Сначала дала о себе знать старая болезнь ног, на которых появлялись трофические язвы, вызывавшие жуткие боли. Позднее актриса перенесла инфаркт и 2 инсульта.
Вия Фрицевна скончалась 11 октября 2008 года в психиатрической клинике городка Стренчи на 80-м году жизни. Причину смерти врачи не озвучивали. Могила артистки с ее фото на обелиске находится на Покровском кладбище в Риге.
В память о великой актрисе появилось несколько документальных фильмов, наиболее известными из которых стали «Обидеть королеву. Вия Артмане» и «Вия Артмане. Королева в изгнании».
Фильмография
- 1956 — «После шторма»
- 1963 — «Родная кровь»
- 1965 — «Никто не хотел умирать»
- 1967 — «Сильные духом»
- 1967 — «Туманность Андромеды»
- 1969 — «Гладиатор»
- 1972 — «Ель во ржи»
- 1973 — «Подарок одинокой женщине»
- 1978 — «Театр»
- 1978 — «Емельян Пугачев»
- 1985 — «Последняя индульгенция»
- 1986 — «Тайна Снежной королевы»
- 1990 — «Катафалк»
- 2003 — «Золотой век»
Интересные факты
- Способом релаксации для артистки была стирка. Причем Артмане не прибегала к помощи техники, она стирала руками и в процессе избавлялась от негативных эмоций и стресса.
- Вия Фрицевна в течение пяти лет вплоть до 1990 года была депутатом Верховного Совета Латвийской ССР XI созыва.
- Актриса удостоилась почетной российской награды — ордена Дружбы и высшей награды Латвии — ордена Трех звезд.