Долли Облонская

Дарья Александровна Облонская
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
жена брата Анны
Семейное положение
замужем за Стива Облонский

История персонажа

Долли Облонская – второстепенный персонаж из романа Льва Толстого «Анна Каренина». Жена брата главной героини Стивы Облонского и мать его детей: Тани, Гриши, Алеши, Николеньки, Маши и Лили. Настоящее имя – Дарья Александровна, просто в романе ее называют на английский манер. Долли – старшая сестра Кити Щербацкой.

Создание персонажа

Замысел произведения возник у писателя 18 марта 1873 года. Допивая утренний кофе, Лев Николаевич заметил на подоконнике книгу «Повести Белкина» (автор – Александр Пушкин). В письме публицисту и философу Николаю Страхову он говорил, что толчком к написанию стал отрывок «гости съезжались на дачу графини». Толстой невольно в красках представил ситуацию. Так началась история создания образов романа «Анна Каренина», а понравившийся отрывок послужил основой для сцены, в которой гости съезжаются в дом Стивы и Долли Облонских. Позже эту же сцену автор повторит и для других семейств.

Причиной суеты и беспорядка оказалась измена Стивы с гувернанткой. «Все смешалось в доме Облонских», – написал писатель. Обиженная супруга обещала бросить мужа. Стива не появлялся дома, Долли заперлась в своих комнатах, дети бродили покинутые и забытые, повар ушел, а кухарка и кучер просили расчет. Вернуть ситуацию в обычное русло поможет приезд сестры Стивы – Анны Карениной. Письмо с уведомлением о приезде он получает в разгар ситуации.

Биография Дарьи Александровны Облонской по прозвищу Долли

Долли – персонаж, связующий семьи с разным укладом жизни в единое целое, т. е. в роман. Дарья и Екатерина Щербацкая выросли в любящей семье, где родители обожают друг друга и совместно заботятся о том, чтобы у детей было счастливое детство. Возможно, Щербацкие – это идеал, к которому стоит стремиться, по мнению автора.

Дарья выходит замуж за красавца Степана Аркадьевича Облонского по большой любви. Но оказывается, что муж не способен к такому же чувству. Он просто человек. По меркам окружающего мира в его измене нет ничего странного, и поэтому домашние не понимают причин для беспорядка. Приехавшая в имение Анна Аркадьевна убеждает Долли простить мужа, так как ему неловко перед детьми.

Виктория Исакова в образе Долли в сериале «Анна Каренина» / Фото: Кинориум
Виктория Исакова в образе Долли в сериале «Анна Каренина» / Фото: Кинориум

Биографию родителей Анны и Степана Облонских Толстой не затрагивает. О них вообще ничего не известно. Предположительно, их дети выросли среди светских условностей, не наполненных содержанием. Так, использование английских имен не делает Стиву и Долли англичанами, как и образцовый дом Алексея Вронского, оформленный на английский манер, тоже не делает его подданным английской королевы. Он сверкает лоском, но не наполнен теплом и уютом, как дом Щербацких.

Сестра Дарьи Кити слишком молода и только выходит в свет. Ожидается ее первый бал. Накануне барышня отказывает Константину Левину ради Вронского, но тот увлекается Анной и не замечает юную княжну Щербацкую. Впоследствии девушка станет женой Константина Дмитриевича Левина. «Русский» дом, который они создают, не точная копия родительского, но оказывается лучше и добрее, чем семейный быт Долли и Стивы.

Характер и образ Долли Облонской из романа Толстого «Анна Каренина»

Образ каждого героя существует в двух вариантах – объективном и субъективном, проходящем через опыт и предпочтения того, кто его оценивает. Муж считает, что Дарья Облонская «хлопотливая и недалекая». Константин Левин воспринимает ее иначе. «Она такая славная», – произносит он. Алексей Кириллович Вронский считает ее доброй, но прозаичной.

Примечательно, что характеристики Долли оставляют только мужские персонажи. Это подчеркивает отношение графа Льва Толстого к женскому мнению – оно ничего не стоит. Писатель очерчивает проблему места женщины в системе отношений, но не предлагает ее решение, т. к. его не знает.

Долли самокритична. Она скептично оценивает себя. Говорит, что в ее жизни не было ни минуты покоя. Она всегда «при деле» – то беременна, то родила, то кормит, то воспитывает. В результате она кажется окружающим всегда злой, недовольной. Она мучается и одновременно мучит семью. Ее представления об идеальном доме в итоге остались не реализованы, а попытки добежать до него утомили.

Келли Макдоналд в роли Долли в фильме «Анна Каренина» / Фото: Кинориум
Келли Макдоналд в роли Долли в фильме «Анна Каренина» / Фото: Кинориум

Вместе с тем Стива ничем не мучается. Он обедает в ресторане, заказав три десятка устриц, суп на бульоне, тюрбо под соусом Бомарше. Далее автор перечисляет несколько видов мяса, десерты и шампанское. Обед обходится в 14 рублей, а перед этим Степан Аркадьевич выделяет 10 рублей камердинеру на все расходы по дому. Значит, содержание каждого члена семьи в день обходится намного дешевле его обеда. Секрет счастья мужчины в том, чтобы не думать ни о ком, кроме себя.

Характеристика Дарьи Александровны:

  • возраст – 30–35 лет;
  • внешность – худенькая, рано постаревшая женщина с когда-то красивыми, но поредевшими волосами;
  • семейный статус – замужем около 8 лет, с учетом возраста детей;
  • социальный статус – дворянка;
  • черты характера – домовитая, заботящаяся о семье и детях.

Отношения Долли Облонской с окружающими

Лев Толстой делает княгиню Облонскую рупором своего отношения к образу жизни дворян. Он делит его на правильный и неправильный. Жизнь в имении Кити и Левина автор считает правильной. Собравшиеся дворяне придаются исконно русским занятиям — женщины варят варенье вместе с экономкой Агафьей Михайловной, дети бегают и собирают грибы, Николай Левин и его брат Константин Дмитриевич отправились на охоту. Неправильно живут Вронский, Анна и другие.

Стремление к подражанию англичанам проявляется в манере одеваться и вести себя. Княгиня Бетси (Елизавета Федоровна Тверская), отправляясь в театр, обильно белит лицо. Вернувшись домой, она пьет чай в гостиной. Разговаривает с гостями, пересыпая речь английскими словами. Алексей Каренин поддерживает видимость образцовой семьи. Такой она остается только в глазах светского общества. Вронский увлекается иностранными машинами и намеревается устроить промышленную революцию. Однако жатки, которые описывает Анна, всего лишь срезают колосья, не собирая их в снопы.

Так автор демонстрирует, что машина не заменяет крестьян и не увеличивает производительность их труда. Для Толстого это игра в серьезность. Поэтому Долли считает окружение Анны пустым и глупым. То же самое относится и к Алексею Александровичу, к другим героям, таким как графиня Лидия Ивановна, приятельница Каренина.

Ия Саввина в образе Долли в фильме «Анна Каренина» / Фото: Кинориум
Ия Саввина в образе Долли в фильме «Анна Каренина» / Фото: Кинориум

Толстой считает, что дворянство, отступающее от правильного образа жизни, деградирует. Брат Левина по матери, Сергей Кознышев, пишет книгу, в которой сравнивает основы государственности в Европе и России. Но его трудом никто не интересуется. Не появляются отзывы или критические статьи и только через пару месяцев некий фельетонист небрежно отзывается о его работе. Так на примере Сергея Ивановича автор подчеркнул отсутствие у дворянства интереса к серьезным вещам и свое негативное отношение к принятому образованию.

Символизм персонажа

Во времена Толстого женщина не была полноправным членом общества. Богатым приданым Дарьи Облонской распоряжается ее муж, оставляя жене право рожать, кормить и воспитывать потомство. Разводы не приветствуются. В случае расставания дети остаются с мужем, как это случилось с сыном Анны Карениной. Общество осуждает женщину, поправшую брачные клятвы, и переносит это негодование на ее детей. Однако не осуждает мужчину. В конфликте Долли и Стивы женщину беспокоит, что рядом с мужем, который и так не заботился о детях, они вырастут невоспитанными и голодными.

Кроме бесправия, Толстой отмечает проблему «правильного воспитания». Родители воспитали сестер Щербацких так, что они ожидают брак-сказку с любящим и заботливым мужем. Женщина-принцесса будет стоять на вершине семейной иерархии, окруженная любовью близких и послушанием. Но это нереально и оказывается, что к реальности Долли не готова. Она долго копит негодование в себе, пока не взрывается.

Виктория Исакова в образе Долли в сериале «Анна Каренина» / Фото: Кинориум
Виктория Исакова в образе Долли в сериале «Анна Каренина» / Фото: Кинориум

Поэтому появляются вопросы к родителям Долли. Почему князь Александр Дмитриевич Щербацкий согласился выдать дочь за Степана Аркадьевича, если привычки и характер мужчины далеки от идеала его дочери? Она не готова мириться с неидеальным, но все еще типичным мужем. В браке с Облонским логично смотрелась бы Варенька, подруга Кити Щербацкой и воспитанница мадам Шталь. Варвара Андреевна – бедная девочка, воспитанная богатой мадам вместо умершего ребенка. Однако Стива живет на деньги от поместья жены, и его не заинтересовала бы бедная невеста.

Долли на экране

Роман Толстого экранизировался больше 30 раз. Первая экранизация состоялась еще до Октябрьской революции, в 1911 году. Она была франко-российской постановкой, снятой кинокомпанией братьев Пате. Первоначально продюсировать фильм планировал Александр Ханжонков, но к моменту, когда проект утвердили, он покинул компанию, и съемки поручили Морису Мэтру. Тот пригласил на роли актеров московских театров. Первой Анной Карениной стала актриса Мария Сорохтина, Карениным был Николай Васильев, а Вронским – Михаил Троянов. Кто играл другие роли, сегодня уже неизвестно.

Об актрисе, сыгравшей Долли во второй российской экранизации 1914 года, известна только фамилия – Морева. От второго фильма сохранился небольшой фрагмент. Эта «Анна Каренина» стала дебютом для трех будущих знаменитостей: Веры Холодной, Марии Германовой и Зои Баранцевич. Через год после премьеры Веру Холодную назвали первой звездой русского экрана.

Ия Саввина в образе Долли в фильме «Анна Каренина» / Фото: Кино-Театр.РУ
Ия Саввина в образе Долли в фильме «Анна Каренина» / Фото: Кино-Театр.ру

Первая американская экранизация произведения Льва Толстого вышла в 1915 году. Съемки вела компания Fox Film Corporation. Сегодня эта лента также считается утерянной. Анну Каренину сыграла Бетти Нансен, кто играл Долли – неизвестно.

В СССР «Анну Каренину» впервые экранизировали в 1953 году в виде фильма-спектакля, а затем в 1967-м как полнометражный фильм. Роли Стивы и Долли в 1953-м сыграли Виктор Станицын и Евдокия Алеева. В 1967-м их персонажи достались Юрию Яковлеву и Ие Саввиной. В сериале «Анна К», снятом для Netflix российскими кинематографистами, в Дарью Облонскую перевоплотилась Юлия Александрова.

Интересные факты

  • Роман «Анна Каренина» часто сравнивают с «Госпожой Бовари» Гюстава Флобера. Сравнивать оба произведения начали почти сразу после публикации. Толстой косвенно ответил на сравнение: «Я не разделяю идеи преемственности <...> Гении не вырастают друг из друга: они всегда рождается независимыми».
  • В образе Долли Толстой показал свою жену Софью Андреевну. Она была также погружена в домашние дела, как и героиня романа. Себя автор вывел в образе Левина. Брак Льва Николаевича и его жены считается одним из худших в истории литературы. По мере того, как рос интерес Толстого к духовным практикам и «спасению невежественного общества», ослабевал его интерес к семье. Вскоре Софья Андреевна взяла на себя все бытовые заботы и управление имением. К 1880-му имение наводнили последователи автора – толстовцы. Лев Николаевич, показывая пример аскезы, носил крестьянскую одежду, мастерил себе обувь, питался простой едой. Его жена возмущалась и требовала передать ей контроль за гонорарами. В 1910 году глубоко несчастный и непонятый 82-летний автор сбежал из семейного гнезда прямо посреди ночи, что стало сенсацией. Через несколько дней он нашелся на вокзале, где его «случайно» встретила группа репортеров с кинокамерой и женой. Возвращаться домой Толстой отказался.

Цитаты Долли из романа «Анна Каренина»

Трудно сказать, точно ли жизнь Долли и Стивы напоминают взаимоотношения Толстого с женой, но героиня действительно страдает от застаревшего стресса и не способна к нормальным реакциям, что подтверждается ее цитатами. Зрители впервые знакомятся с супругой Облонского в сцене, где муж отправляется мириться. Это происходит на третий день после того, как Дарья обнаружила записку и поняла, что ей изменяют. Страсти могли бы улечься, но этого не произошло.

«Уйдите, уйдите отсюда!»

– закричала она еще пронзительнее.

На предложение подумать о детях, которые не виноваты, Долли снова реагирует болезненно:

«...сама не знаю, чем я спасу их: тем ли, что увезу от отца, или тем, что оставлю их с развратным отцом».

Ссора заканчивается очередными криками и хлопаньем дверью.

В следующий раз автор изображает Долли, принимающую Анну Каренину. Она все еще переживает горе:

«Утешить меня нельзя. Все потеряно».

За это время в жизни других героев, в том числе у ее мужа, случилось множество событий.