История персонажа
Не только центральные, но и второстепенные персонажи великого романа Льва Толстого «Анна Каренина» вызывают у читателя противоречивые чувства. К таким героям относится графиня Лидия Ивановна.
Создание персонажа
Ни один из героев произведения не появляется случайно — каждого Толстой ввел с определенной целью. Помимо Анны Аркадьевны Карениной, вокруг которой строится основная сюжетная линия, в тексте встречаются десятки других важных действующих лиц.
Речь идет, например, о Елизавете Федоровне Тверской. Эта дама из высшего общества по прозвищу Бетси владеет салоном, где регулярно организовывает светские вечера. На одном из них Каренина знакомится с Алексеем Кирилловичем Вронским, после чего начинается их странный приводящий к трагедии роман.
Многих персонажей произведения связывает кровное родство. Так, Степан Аркадьевич Облонский, он же Стива — это брат Карениной. Герой приходится супругом Дарье Александровне — Долли.
У Дарьи Облонской есть сестра Кити, которую полностью зовут Екатериной Александровной Щербацкой. Она сначала флиртовала с Вронским, затем вышла замуж за Константина Дмитриевича Левина.
В романе фигурируют братья мужа Кити — Сергей Иванович Кознышев и Николай Дмитриевич Левин. Екатерина дружна с девушкой Варенькой. По сюжету больше 10 лет Варвара Андреевна живет при обеспеченной даме за границей, но поддерживает связь с петербургским светом.
У многих из перечисленных персонажей были прототипы. Например, у Левиных. В образе Константина Лев Толстой описал себя, собственные взгляды. А Николаю сообщил черты и детали биографии брата, умершего на его руках.
Еще одна любопытная фигура, имеющая прототип, — это Лидия Ивановна. В образе графини исследователи замечают черты русской мемуаристки и благотворительницы Антонины Дмитриевны Блудовой. Эта женщина славилась набожностью и религиозностью. Кстати, у нее была сестра с тем же именем, что и героиня романа.
Биография Лидии Ивановны
Лидия Ивановна — приятельница Анны Аркадьевны. А также она дружит с мужем главной героини произведения — Алексеем Александровичем Карениным.
Фамилия графини остается неизвестной — Лев Толстой ни разу не упоминает, какой она была у женщины в девичестве и в браке. Она вышла замуж, будучи еще молодой восторженной барышней. Ее супругом оказался обеспеченный и добродушный, но безалаберный и распутный гражданин, вскоре бросивший Лидию.
Брак продержался пару месяцев, после чего героине стало понятно, что уверения мужа в верности и нежности на деле пустой звук. Отныне Лидия сталкивается только с враждебными и насмешливыми речами супруга, а также ее тяготит непонимание сути сложившегося положения со стороны окружающих.
Герои не оформили развод, поскольку в те времена это была крайне сложная процедура. Но теперь стали жить порознь. Иногда Лидия Ивановна видится с супругом, раз за разом замечая его необъяснимые ядовитые насмешки в свой адрес.
Детей в браке так и не появилось. Но графиня нашла, кому подарить нерастраченную материнскую любовь — она воспитывает племянницу по имени Наденька.
Характер и образ Лидии Ивановны из романа Толстого «Анна Каренина»
Лидия Ивановна немолода — ей примерно 50 лет, что хорошо видно по внешности. Автор описывает героиню как старую и некрасивую. При этом акцентирует внимание на ее словно бы манящих задумчивых глазах.
Графиня — полная дама с выглядывающими из корсета желтыми плечами и пухлыми руками. Цвет ее лица обнажает возрастные проблемы со здоровьем.
Она набожна, считает себя непримиримым борцом со злом, истинной христианкой. Но это не мешает ей постоянно сердиться на людей, враждовать с окружающими.
Всю жизнь графиня обращает внимание только на то, что ей интересно. Если кто-то заводит разговоры о безразличных вещах, она отказывается это даже слушать.
Отношения с окружающими
Живя с законным мужем порознь, Лидия Ивановна постоянно в кого-нибудь влюблена. Это ее особенная черта характера — нередко она испытывает теплые чувства сразу к нескольким людям, причем среди них встречаются как мужчины, так и женщины. В любом она способна разглядеть нечто выдающееся.
В разные периоды жизни графиня увлекалась министрами, журналистами, иностранными миссионерами. Сменяя друг друга, предметы обожания никогда не мешали ей заниматься светскими и придворными делами.
Неотъемлемая часть жизни Лидии Ивановны — те или иные заседания, общественная деятельность. Она поддерживает учреждения, посещает встречи высокопоставленных лиц и т. п. Вместе с тем считается центральной фигурой в одном из сотен светских кружков Петербурга. В нем собираются добродетельные набожные дамы, обделенные красотой, а также умные мужчины, ученые. Все эти люди, как утверждает Анна Каренина, притворщики и обыкновенные лицемеры.
Будучи страстной последовательницей христианского учения, героиня показывает себя увлекающейся натурой. Эта человеческая характеристика однажды заставляет ее заинтересоваться новым в те годы явлением — гипнозом и ясновидением.
Героиня постоянно волнуется о ком-то из окружения. За это качество Алексей Каренин прозвал ее «самоваром». А однажды и сам попал под чрезмерную опеку графини.
Когда Каренина бросает жена, на авансцену выходит Лидия Ивановна, начав поддерживать Алексея в его несчастье. Постепенно пожилая дама влюбляется в мужчину, считая это чувство куда более сильным, чем все прежние.
Крепкая дружба приводит к тому, что Каренин поддается влиянию Лидии Ивановны, следует ее советам, даже не замечая, что порой они выглядят бесчеловечно.
Жизнь Каренина серьезно меняется с подачи графини. Но нельзя сказать, что в лучшую сторону, ведь из-за нее Алексей начинает обнажать отталкивающие черты, дурно поступает.
Например, одна из рекомендаций графини сводится к тому, что Алексею стоит воспрепятствовать встречам Анны с сыном Сережей. Лидия Ивановна прикрывает свое мнение заботой и религиозными мотивами. Каренин вновь поддается давлению и пытается повлиять на мальчика, но, к счастью, ребенок не верит в откровенную ложь о гибели мамы.
Роль в произведении
Лидия Ивановна не относится к главным действующим лицам романа «Анна Каренина». Но она играет важную роль для сюжета. Из-за ее присутствия ряд событий в произведении развивается не так, как бы хотели остальные персонажи.
Едва ли найдется герой сочинения Толстого, который оставлял бы вдумчивого читателя равнодушным. Каждый персонаж вызывает бурные эмоции. Кого-то публика осуждает за их действия. Например, Стиву за неуемное желание развлекаться на стороне или Вронского за эгоизм и недальновидность.
Еще одна фигура, провоцирующая исступленные обсуждения, — это графиня. Ведь Лев Николаевич нарисовал портрет дамы, которая бесцеремонно вмешивается в судьбы людей, будучи убежденной, что у нее есть на это полное право.
Исследователи приходят к выводу, что причины такого отталкивающего поведения героини кроются в ее прошлом. Враждебность и равнодушие мужа ранило ее — женщина так и не смогла простить супругу горькой обиды. Теперь Лидия Ивановна пытается выместить злобу на окружающих, только применяет собственные странные способы и, вероятно, не отдает себе в этом отчета.
Графиня на экране
Экранизировать роман «Анна Каренина» начали в год смерти Толстого. Первый фильм появился в Германии. Вслед за этим к произведению обратились и русские кинематографисты.
В ранних лентах фигурируют только главные персонажи: Каренина, Вронский, Левин. А второстепенных героев, например, Лидию Ивановну, режиссеры на экран не выводили.
В британской картине 1948 года, где блистала Вивьен Ли, роль графини досталась актрисе Хизер Тэтчер. В художественном фильме 1967-го, снятом режиссером Александром Зархи, в образе светской дамы предстала Лидия Сухаревская.
В 2000-м британцы предложили зрителю сериал по роману Льва Николаевича. В нем фигурирует большинство придуманных писателем действующих лиц, в том числе графиня в исполнении Деборы Финдли. А в ленте Карена Шахназарова 2009 года с Татьяной Друбич в главной роли в Лидию Ивановну перевоплотилась Людмила Максакова.
Интересные факты
- В истории создания романа «Анна Каренина» есть общие черты с сегодняшними сериалами. Лев Толстой публиковал произведение по главам в журнале. Соответственно, читатели знакомились с текстом поэтапно. А ради разжигания в аудитории интереса к своему детищу автор заканчивал каждый фрагмент интригой — обрывал повествование на острых сюжетных моментах.
- В произведении постепенно раскрывается суть взаимоотношений Лидии Ивановны с Карениным. Вдобавок по мере развития событий начинает прослеживаться явное сходство между этой героиней и Бетси. Женские образы непохожи внешне, но обе показаны некими вершителями человеческих судеб. Каждая поступает на свой лад, а итогом становится самоубийство Анны Карениной. При этом любопытно наблюдать манеру поведения Бетси и графини, а также разбираться в их мотивах. Княгиня Елизавета Федоровна играет с людскими душами ради самого процесса, таким способом она оправдывает собственное распутство и грешное поведение. Ее отличительная особенность — самолюбие при безразличии к окружающим. А Лидия Ивановна, напротив, с теплом относится к каждому встречному, но только не к себе.
- По отношению к Анне Бетси поступает жестоко — старается вбить клин между ней и мужем, сближая подругу с Вронским. Потом отрекается от Карениной. Получается, никакой серьезной цели Тверская и не преследовала. Что касается графини, она изначально хочет завладеть сердцем Алексея Александровича. Но не стоит считать ее той женщиной, что готова броситься на шею первому попавшемуся брошенному мужчине. Графиня входит в число влиятельных светских дам Петербурга. Ее общественное положение выше и Бетси, и Каренина. Но не стоит сбрасывать со счетов ее неразделенную женскую привязанность. Новым и, вероятно, последним объектом обожания для Лидии Ивановны становится Алексей Александрович.
- У Толстого получился классический любовный треугольник, но не лишенный оригинальности. Женщина не любит законного супруга, зато именно так к нему относится посторонняя дама. При этом последняя по одной ей известным причинам ставит перед собой цель — погубить Анну. В итоге, несмотря на набор неприглядных качеств, Лидия Ивановна достойна жалости. В определенном смысле она тоже становится жертвой Анны Карениной, которая нарушает светские законы и портит жизнь графине и другим людям, невольно заставляя их действовать против правил.
Цитаты Лидии Ивановны из романа «Анна Каренина»
Графиня неустанно помогает учреждениям и бесконечно мечется между встречами, заседаниями и пр. Но от этого она порой устает, о чем свидетельствует следующая цитата:
«Я начинаю уставать от напрасного ломания копий за правду и иногда совсем развинчиваюсь».
Лидия Ивановна — толстовский образ, ярко раскрывающийся в диалогах с Карениным. Например, о ее нежных чувствах к герою становится известно из таких слов:
«Разве я не вижу, как вы страдаете, как это раскрыло ваши раны?»