Вронский

Алексей Кириллович Вронский
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
граф
Семейное положение
не женат

История персонажа

Роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» создавался автором в период с 1873 по 1878 год. Россия переживала последствия реформы по отмене крепостного права, состоявшейся в 1861 году. Обновление быта, новые общественные течения и слом стереотипов особенно ярко отмечались в литературе тех лет. В произведении Толстого большое внимание уделяется личной жизни героев, коллизиям и перипетиям, связанным с их чувствами и надеждами.

История создания

Сюжет романа сложен, как и характеристики его действующих лиц. Автор подарил каждому образу детальное описание и множество мотиваций для каждого поступка персонажей. Психологическая нестабильность героев, их душевные терзания провоцируют неожиданные поступки.

Писатель Лев Толстой
Писатель Лев Толстой

Консервативный Толстой, проповедующий нравственность и мораль, отстраненно рассуждает о своих героях, стараясь соблюдать объективность и быть снисходительным. Он описывает каждого героя, очерчивая его положительные и отрицательные стороны, делая образ объемным и реалистичным.

Развитие героев происходит на протяжении всего действия романа. Особенно четко оно прослеживается у таких персонажей, как Кити, Левин и Вронский. Последний описан автором придирчиво и скрупулезно. Изменение героя прослеживается с первых страниц до финала произведения. Меняется не только душевный склад мужчины, но и его внешность.

Книга Толстого "Анна Каренина"
Книга Толстого "Анна Каренина"

В начале произведения Вронский – молодой человек, плотно сложенный, здоровый, румяный, пышущий азартом юных лет. Он – щеголь в нарядной одежде, демонстрирующий лихость и подтянутость каждой деталью гардероба и внешнего облика. В дальнейшем герой серьезно меняется внешне от переживаний, стрессов и неопределенности. Ответственность, которую он добровольно принимает на себя, стирает с него обольстительные черты. Описание внешности в этом плане становится символичным и значимым.

Внезапно на его лице появляется бородка, голову увенчивает лысина, которую герой старательно покрывает зачесываемыми волосами. Наряды Вронского пропадают, как и привычные ранее выходы в свет. Бремя связи с Карениной из легкой интрижки переросло в тяжкий груз, психологически неподъемный и обременительный.

Вронский и Каренина – арт
Вронский и Каренина – арт

Не готовый к подобным жизненным перипетиям, в конце романа Вронский предстает отчаявшимся мужчиной, быстро постаревшим и ничего не ожидающим от будущего. Его душа полна страданий, не осталось и тени легкомысленности и оптимизма, присущих молодому щеголю, легко соблазняющему любую светскую даму.

Описывая действующих лиц, автор использует излюбленные им приемы повествования. Классифицируя героев и проводя между ними параллели, Толстой создает специфичные многоугольники, в которых пересекается сравнение главных и второстепенных персонажей. Так, писатель проводит параллели между Карениной и Кити. Анна сравнивается и с княжной Тверской. Вронский, в свою очередь, сравнивается с Карениным. Автор даже наделяет героев одинаковыми именами, как бы сопоставляя двух избранников главной героини.

Иллюстрация к книге "Анна Каренина"
Иллюстрация к книге "Анна Каренина"

Вронский проигрывает мужу Анны и Левину, который в числе второстепенных персонажей тоже может составить ему конкуренцию по моральным качествам и жизненным достижениям. Поверхностный светский щеголь, не отличающийся талантами или интеллектом, Вронский предстает посредственным мужчиной. При его энергии и амбициях он остается не у дел, ничего не достигнув в карьере, неудачно строя семейную жизнь и потеряв лицо в обществе.

При этом любое дело спорится в руках Вронского, что говорит о том, что он отнюдь не бездарен. Алексей неплохо рисует и даже был отмечен в Италии. Находясь в собственном поместье, он умело руководит им, налаживая быт и проводя реформы.

Ни одно дело не доведено героем до конца лишь по одной причине – ему не хватает глубины. Он смело бросается в пучину начинаний и ничего не доводит до конца, будь то любовь, служба или творческая самореализация. Автор обвиняет Вронского только в этом.

Анна Каренина и Вронский
Анна Каренина и Вронский

В остальном Толстой позволяет читателю судить Алексея, хотя и намекает на то, что в самоубийстве Анны виноват Вронский. Глубина души его возлюбленной так и осталась недоступной для поверхностного молодого человека. В сравнении с Карениным Вронскому не хватало внимательности, понимания и интереса к личности женщины. При этом, влюбленный и искренний, Алексей пожертвовал всем, что имел, чтобы быть рядом с Анной.

После смерти Анны Карениной дочь Вронского, которая получила фамилию матери, осталась жить с Алексеем Карениным. Вронский не претендовал на ее воспитание, понимая, что не сможет дать ей того, что необходимо. Дети Анны содержались Карениным, которому удалось смириться с произошедшим.

«Анна Каренина»

Алексей был воспитанником Пажеского корпуса. Его отец рано погиб, а мать не внушала юноше уважения из-за легкомысленных порочных связей, хотя относился он к ней вполне почтительно. Вронский служил Отечеству и располагал званием флигель-адъютанта. Сослуживцы считали его честным человеком, романтиком и добряком. Благородство и амбициозность прекрасно уживались в натуре героя, хотя шаблонное мышление портило возможные перспективы Вронского.

Алексей Вронский и Каренина
Алексей Вронский и Каренина

Как представитель молодежи той эпохи, Алексей считал семейную верность и преданность устаревшими ценностями. Он пренебрегал представителями низших сословий и был способен на неприглядные поступки в порыве азарта и горячности. Интрига с Кити раскрывает эти характеристики героя. Он не интересовался девушкой, а лишь играл ею.

Первая встреча с Карениной спровоцировала Вронского сосредоточить все свои силы и способности на том, чтобы привлечь ее внимание. Несмотря на юный возраст, он начал преследовать замужнюю женщину, добиваясь взаимности. Каждая встреча героев, сопровождаемая гибелью вокзального рабочего или метелью, становится отголоском приближающейся трагедии.

Получив желаемое, Вронский успокаивается, но не знает, как обращаться с доставшейся ему женщиной с необъятным духовным миром. Семейная жизнь, сопровождающаяся скандалами ревнующей Анны, претит его восприятию мира. Вронский верил в легкость совместного существования, возможность выход в свет, забывая о мрачных взглядах общества, чтущего традиции.

Иллюстрация к книге "Анна Каренина"
Иллюстрация к книге "Анна Каренина"

Попранная репутация Анны не была чем-то весомым в его глазах. Поэтому Вронский продолжал заниматься карьерой, участвовал в дворянских выборах, проводил реформы в имении, отстаивая собственную независимость.

Мучения Анны, страдающей от потери социального статуса, укоряемой в измене и предательстве сына, были недоступны ветреному Вронскому. Он испытывал к возлюбленной жалость, пытался утешить ее, не понимая всей трагичности ее положения и существования в новых условиях жизни. Это стало главной причиной отдаления. Пылкие чувства быстро угасли. Связь поддерживалась лишь высокой степенью ответственности, которую герои добровольно приняли. Раздражение Вронского росло, и он стал отчуждаться от Анны.

Самоубийство Карениной стало шоком для Вронского и одновременно освобождением от тяжкого бремени. Все, что составляло иллюзорный мир, в котором существовал Вронский, рухнуло в один момент. Единственным выходом из сложившейся ситуации стало отправление в Сирию в статусе добровольца.

Экранизации

Кадр из фильма "Анна Каренина"
Кадр из фильма "Анна Каренина"

В 1914 году на роман обратил внимание постановщик Владимир Гардин. Его картина стала первой в России экранной адаптацией романа «Анна Каренина». Анну воплотила Мария Германова. В Европе сюжет пользовался невероятной востребованностью. С 1917 по 1919 год было снято три картины, авторами которых были итальянец Уго Фалена, венгр Мартон Гараш и немец Фредерик Цельник.

В 1927 на экраны вышла знаменитая лента Эдмунда Гулдинга с Гретой Гарбо в главной роли.

Кадр из фильма "Анна Каренина" (1927)
Кадр из фильма "Анна Каренина" (1927)

Первый фильм со звуком, повествующий о трагической судьбе Анны Карениной, вышел в 1934 году. В образе Карениной выступила Рита Уотерхауз. За ним последовала работа Кларенса Брауна, снятая в 1935 году при участии Греты Гарбо и Фредерика Марча.

Нашумевшая кинокартина Жюльена Дювивье с Вивьен Ли в главной роли увидела свет в 1948 году. Вронского в ней сыграл Кирон Мур.

Кирон Мур в образе Вронского
Кирон Мур в образе Вронского

Первой советской Анной Карениной стала Алла Тарасова. Телеспектакль МХАТа им. Немировича-Данченко транслировался на экране в записи. Премьера постановки состоялась в 1937 году. Роль Вронского исполнил Павел Массальский.

В 1950-60-ые годы романтический сюжет Толстого использовался для экранизаций в Аргентине, Бразилии и Великобритании. В последней ленте 1961 года снялись Кэри Блум и Шон Коннери.

Первой цветной экранизацией стала картина Александра Зархи, снятая на «Мосфильме» в 1967 году. Каноничность постановки не оспаривается по сей день. В образе Анны перед публикой предстала Татьяна Самойлова, а Вронского сыграл Василий Лановой, ее бывший супруг.

Василий Лановой в роли Вронского
Василий Лановой в роли Вронского

В 1974 году свет увидел итальянский одноименный сериал и советский мюзикл Маргариты Пилихиной с Майей Плисецкой в главной женской роли.

В 1975 году на экраны вышла французская мелодрама «Страсть Анны Карениной», и после этого интерес к роману поутих. В редких постановках фигурировали Жаклин Бессет и Софи Марсо, сыгравшие Анну. Вронского в этих лентах играли Кристофер Рив и Шон Бин.

Ярослав Бойко (слева) в образе Вронского
Ярослав Бойко (слева) в образе Вронского

Британцы в 2000 году выпустили проходной сериал по мотивам романа, а в 2009 Сергей Соловьев пополнил ресурсы российского кинематографа одноименной лентой с Татьяной Друбич в образе Карениной и Ярославом Бойко в роли Вронского.

Театрализованная постановка Джо Райта в 2012 году возродила интерес зрителей к классической литературе. В главных ролях блистали известные голливудские актеры: Кира Найтли в роли Анны и Джуд Лоу в образе Каренина. Вронского сыграл восходящая звезда кинематографа, актер Аарон Тейлор-Джонсон.

Аарон Тейлор-Джонсон в образе Вронского
Аарон Тейлор-Джонсон в образе Вронского

Любовный треугольник вдохновил Карена Шахназарова на фильм, вышедший в 2017 году. В картине «Анна – Каренин – Вронский» снялись Елизавета Боярская, Виталий Кищенко и Максим Матвеев. За этим фильмом последовала полнометражная режиссерская версия под названием «Анна Каренина. История Вронского».