Петр Кононенко

Peter Kononenko
О персонаже
Страна
Россия
Деятельность
преступник, угонщик

История персонажа

Петр Кононенко – персонаж сериала «Пересуд», вышедшего на телеканале НТВ 27 июня 2022 года. Фильм снят режиссером Александром Франскевичем-Лайе по сценарию Алексея Слаповского. Петр – один из пяти главных героев проекта. Это преступники, которых везли на пересуд, но по дороге машина попала в аварию, и герои сбежали, захватив рейсовый автобус с пассажирами. Роль Кононенко сыграл актер театра и кино Вячеслав Чепурченко.

Создание персонажа

Сюжет драматического сериала «Пересуд» – классический пример поговорки «хотели как лучше, а получилось как всегда». В основе сценария лежит сюжет о том, как группа случайных людей оказывается зажатой в одном месте обстоятельствами, например, непогодой. Они развлекают себя и окружающих тем, что пересказывают другим сказку, момент из собственной биографии или что-то еще. Заканчивается такой сюжет тем, что наступает утро, препятствующие дальнейшему движению обстоятельства исчезают, а герои отправляются по делам.

Алексей Слаповский сделал героев сериала преступниками. Игорь Маховец (Александр Лазарев) – рецидивист. Осужден за несколько убийств. Петр Кононенко (Вячеслав Чепурченко) – угонщик авто. Сергей Личкин (Кирилл Краснов) – убийца парня, за которого вышла замуж его девушка, пока он служил в армии. Евгений Притулов (Владимир Епифанцев) – маньяк. Андрей Федоров (Сергей Астахов) – олигарх, посаженный за то, что однажды стал лишним в цепочке перераспределения материальных благ.

Вячеслав Чепурченко в образе Кононенко / Фото: Кадр из сериала «Пересуд»
Вячеслав Чепурченко в образе Кононенко / Фото: Кадр из сериала «Пересуд»

Человек устроен так, что отрицательным поступкам со временем находит оправдание. Психологи интересно описывают этот процесс адаптации, ссылаясь на психику и ее способности к запоминанию. Психика не способна постоянно ощущать груз вины, поэтому «сбрасывает» лишнее. Процесс «сброса» объясняют так.

При совершении проступка человек осознает, что поступил плохо. Это его нервирует и вызывает стресс. Защищаясь от стресса, в следующий раз он вспомнит о проступке, открывая в ситуации новые обстоятельства, найдет дополнительные аргументы, что-то забудет и т.д. Воспоминания, хранящиеся в памяти, как бы перезаписываются. Если попросить человека рассказать о том событии из прошлого, то он вспомнит не первое происшествие, а версию, что зафиксировалась в сознании при последнем обращении к моменту.

Поэтому истеричный персонаж Александра Лазарева не издевается над пассажирами, предлагая им устроить пересуд прямо в автобусе. От них требуется выслушать рассказ каждого и вынести решение: виновен грабитель/убийца или нет. Маховец себя уже давно оправдал и теперь искренне не понимает, почему судьи не видят и не учитывают все то, что со временем возникло в его воображении. Его на самом деле мучает желание получить подтверждение собственной правоты.

Дальше авторов сериала подвело желание усилить накал страстей. Поэтому полиция в лице полковника Тищенко (Александр Носик) без спешки догоняет автобус, а зрителям показывают не только эпизоды из жизни главных героев, но и флешбэки из биографий пассажиров, не объясняя, что зрителю делать еще и с этой частью информации. Вряд ли автор хотел оправдать маньяков потому, что они себя уже оправдали, или потому, что судьи тоже далеко не безгрешны, если вспомнить монолог Чацкого из комедии «Горе от ума» о судьях.

Кононенко (Вячеслав Чепурченко) и Маховец (Александр Лазарев) / Фото: Кадр из сериала «Пересуд»
Кононенко (Вячеслав Чепурченко) и Маховец (Александр Лазарев) / Фото: Кадр из сериала «Пересуд»

С историей создания пассажиров автобуса все более-менее понятно. Наибольшее недоумение аудитории вызвала слепая девушка в салоне. В сочетании с заставкой сериала – это отсылка к греческой богине Фемиде, а точнее римской Юстиции – даме с повязкой на глазах и весами в руке.

Ее секрет кроется в повязке. У римлян богиня смотрела на зрителя, и никакой ткани на лице не было. В XVI веке повязку придумали писатели-сатирики, и этот аксессуар стал олицетворять слепость божества к несправедливости, творящейся вокруг. Только через время ткань начали интерпретировать как символ беспристрастности и применения справедливости ко всем, без учета положения в обществе и богатства. Учитывая финал фильма, авторы делают отсылку к сатирической интерпретации божественной слепоты.

Биография Петра Кононенко из сериала «Пересуд»

До того, как попасть за решетку Петр Кононенко, работал инструктором по вождению автомобиля в экстремальных условиях. Он также обучал отпрысков состоятельных родителей. К нему обратилась чиновница Буклемишева (Александра Гайдук) с просьбой выучить вождению дочь Аглаю (Елизавета Ильевская). Вскоре Петр и Аглая начали встречаться.

Однажды выяснилось, что Петр еще и угонщик. Возлюбленная решила, что это классно, и присоединилась к процессу. Когда Петра арестовали, чиновница посоветовала взять всю вину на себя. За это она обещала договориться об уменьшении его срока, но делать этого, разумеется, не стала. Петр надеется, что пересмотр по его делу назначен потому, что Буклемишева выполнила обещание.

Вячеслав Чепурченко в образе Кононенко / Фото: Кадр из сериала «Пересуд»
Вячеслав Чепурченко в образе Кононенко / Фото: Кадр из сериала «Пересуд»

Рецидивист Маховец, обретая черты дьявола-искусителя, намекает ему, что пересмотр возможен и по другой причине. Подельники угонщика Тимур (Дмитрий Тесловский) и Костя (Андрей Новик), оказавшиеся на зоне, на самом деле не только угоняли авто, но и убили одного водителя. Если следствие раскопало этот факт, то Кононенко собирались не уменьшить, а добавить срок при повторном рассмотрении.

Внешность и характер угонщика Кононенко

С чертами характера у героев сериала тоже не все гладко. По мнению Игоря Маховца, они – производные от ситуаций, в которые попадают люди. Он сам, к примеру, был хорошим мальчиком, который мечтал полететь в космос. Кононенко, вероятно, всего лишь хотел красиво жить за чужой счет.

Олигарх и бизнесмен Федоров считает себя воспитанным и честным. Маховец объявляет его таким же виноватым с одной разницей. Преступления олигарха совершались руками других, приносивших ему готовое на блюдечке, а так-то он «белый и пушистый». Следовательно, Федоров и Кононенко стремятся к личному обогащению и живут за счет окружающих. Тогда неочевидно, почему угонщика нужно посадить, а олигарха нет.

Вячеслав Чепурченко в образе Кононенко / Фото: Кадр из сериала «Пересуд»
Вячеслав Чепурченко в образе Кононенко / Фото: Кадр из сериала «Пересуд»

Характеристика персонажа Кононенко:

  • возраст – 20–25 лет;
  • образование неизвестно;
  • профессия – гонщик, угонщик дорогих машин;
  • внешность – привлекательный голубоглазый блондин среднего роста; спортивная фигура и гоночный костюм делают его неотразимым в глазах девушек.

Личная жизнь и отношения с окружающими

В центре внимания авторов сериала находится преступление. У Кононенко оно не связано с личной жизнью, как, к примеру, у дезертира Личкина. Он встречался с Аглаей, но в их отношениях адреналин, получаемый от угона, оказывался важнее любви. С остальными героями до поездки на пересуд угонщик не был знаком и, соответственно, не относится к ним ни хорошо ни плохо.

Интересные факты

  • Вячеслав Чепурченко, сыгравший Кононенко, популярный у зрителей и режиссеров актер. Он снимается в кино с 2011 года, и за это время в его фильмографию вошли 67 киноролей. Среди них есть разнообразные персонажи, но Чепурченко не выделяет отдельные роли. Он считает, что ни одна не стала шедевром, который стоит обсудить.
  • Внешность актера относится к идеальным в том смысле, что на ней, как на холсте, легко создавать любой образ – положительного или отрицательного героя, главного или персонажа второго плана. Но это же делает Чепурченко заложником «простых режиссерских решений». Так, режиссер Франскевич-Лайе снимает драму и дает Вячеславу главную роль, но прописывает в сценарии персонажа, не вызывающего ни одной драматической эмоции. Парень угонял машины в удовольствие, а не потому, что хотел раздать деньги бедным, как Робин Гуд, но за это его поймали и уничтожили.
  • Первая скульптурная богиня правосудия в повязке появилась в 1543 году, украсив фонтан в Берне (Швейцария). Скульптор – Ганс Гинг. Богиня возвышается над четырьмя фигурами, олицетворяющими светские и церковные власти. Ансамбль в целом символизирует верховенство Юстиции над земными властителями. Скульптура Гинга подразумевала, что богиня возвышается над бренными властями, не видит ранги и выносит приговор на основе анализа, а не внешних характеристик обвиняемого. Глаза остальных фигур, кстати, тоже закрыты, только без повязки. Эта скульптурная композиция стала так популярна, что до сих пор в Швейцарии действует 11 фонтанов с ее копиями. Похожие стоят и в других городах – Цюрихе, Бургдорфе, Брюгге, Аарау. Оригинал статуи снесли вандалы 13 октября 1986 года.