Трубадур

Troubadour
О персонаже
Страна
Германия
Создатель
Деятельность
бродячий музыкант
Семейное положение
женат

История персонажа

Веселый, неунывающий Трубадур из мультфильма «Бременские музыканты» покорил зрителей жаждой свободы и силой любви к прекрасной Принцессе. Герои проходят через череду испытаний, чтобы быть вместе вопреки преградам и желанию Короля. Молодой человек в полной мере впитал черты своего прототипа – средневекового трубадура-рыцаря, дамой сердца которого выступала девушка намного выше по сословию.

История появления

Сказку «Бременские музыканты» написали братья Гримм, но Трубадура в произведении не было. В забавных приключениях участвовали кот, собака, осел и петух, задумавшие добраться до Бремена, чтобы стать уличными музыкантами. В 1960-ых годах экранизировать сказку собралась режиссер-мультипликатор Инесса Ковалевская, однако от готового сценария пришла в ужас. Постановщику не хватило изюминки и «здравого смысла». Так сценарий оброс дополнительными героями.

Сказка братьев Гримм «Бременские музыканты»
Сказка братьев Гримм «Бременские музыканты»

Трубадура предложил ввести как главного персонажа писатель и актер Василий Ливанов. В итоге молодой человек возглавил чудаковатый животный ансамбль. Хоть герой и носит имя Трубадур как собственное, однако за основу взята профессия трубадур, которая процветала в Средневековье.

Эпоха трубадуров

В эпоху зрелого Средневековья, начиная с конца 11 века, южный регион Франции Прованс переживал хозяйственный и культурный подъем. Край страны оказался почти свободным от королевского гнета и доктрин папского престола, шла бурная торговля с Европой и Ближним Востоком.

Средневековые трубадуры
Средневековые трубадуры

Города росли и процветали, снизился градус противостояния феодалов и горожан, мирно уживались представители всех конфессий – арабские, еврейские и греческие общины. Замки зажиточных людей превращались в культурные центры, где в почете были науки и творчество. В таких условиях зародилась рыцарская лирика трубадуров.

Значение слова «trobar» с прованского – находить, создавать, изобретать. И на первых порах этот термин использовался не как определение социального статуса поэта и музыканта, а как описание его способности придумать новую оригинальную песню. В основном сочинители происходили из знатного рода, а песни распевали под гитару.

Каждый трубадур выступал и автором, и исполнителем произведений. Только малая часть представителей этой «профессии» составляла текст и музыку, но не решалась выступать перед публикой. За них это делал жонглер или оруженосец.

Уличные музыканты
Уличные музыканты

Значение творчества поэтов-музыкантов неоценимо. До возникновения куртуазной литературы роль универсального языка играла латынь – на ней писались все произведения. А трубадуры впервые в Западной Европе начали создавать поэзию, используя народные диалекты, в том числе прованский язык. Расцвет рыцарской лирики положил начало переходу средневековой литературы на национальные языки.

Великолепная эпоха трубадуров продлилась вплоть до начала 13 века. Почти 200 лет история отвела становлению и расцвету рыцарской лирики. Такое определение поэзия получила за то, что первые песни посвящались любви к Прекрасной Даме. Влюбленный рыцарь упивается нежными чувствами к женщине, при этом ответные эмоции не обязательны.

Трубадуры повысили ценность человека, способного любить. Дама сердца, как правило, выше по сословию. А на пути бедного мужчины, сраженного стрелами Амура, возникают препятствия. Постепенно тексты от простого рассказа о безответных чувствах превратились в лирические вселенные с кучей героев.

Трубадуры Гильем Аквитанский и Джауфре Рюдель
Трубадуры Гильем Аквитанский и Джауфре Рюдель

Трубадуром становился человек любого сословия, главное – чтобы имелся талант. Со временем среди них часто начали встречаться и бедные рыцари, и граждане неизвестного происхождения. Но большая часть все же относилась к числу образованных людей, знакомых с литературными трудами Овидия и Вергилия, например. Часть представителей этой творческой интеллигенции выросла при монастырях, в те времена считавшихся центрами культуры.

Первым трубадуром, получившим славу и признание, стал Гильем Аквитанский, который не только сочинял и исполнял композиции. Влиятельный мужчина выступал покровителем коллег по цеху, приглашая в собственный дворец, чтобы те имели возможность свободно творить.

Волна народного признания захлестнула и таких талантливых трубадуров, как Джауфре Рюдель, Маркабрюн, Бернарт де Вентадорн, Арнаут Даниэль. В списке нашлось место даже женщинам: Беатриса де Диа и Мария де Вентадорн не хуже мужчин слагали стихи.

Трубадуры Бернарт де Вентадорн и Арнаут Даниэль
Трубадуры Бернарт де Вентадорн и Арнаут Даниэль

Поэты гастролировали по югу страны, авторов и исполнителей песен с удовольствием принимали в феодальных дворах, где платили за труд серьезные деньги. Поэтому трубадуры жили на гонорары.

Эпоха лирики трубадуров оборвалась в начале 13 века вместе с «альбигойскими войнами». Феодалы с Севера Франции устраивали крестовые походы на Прованс и в итоге разграбили и разрушили колыбель искусства. А это значит, что трубадурам пришлось бежать подальше. Новый дом они нашли в Италии, Германии и на Пиренеях.

Экранизации

Трубадур как «худрук» ансамбля из животных предстал на экранах в 1969 году. Мультик «Бременские музыканты», созданный в формате рок-мюзикла, дополнили любовной линией: как и средневековые трубадуры, главный герой влюбляется в неравную себе даму – Принцессу.

Мультфильм «Бременские музыканты»
Мультфильм «Бременские музыканты»

Молодой человек в черновом варианте не понравился Инессе Ковалевской. Художник Макс Жеребчевский нарисовал юношу как скомороха – в колпаке. Окончательный образ родился в голове режиссера, когда она увидела в журнале иностранной моды блондина в узких джинсах.

Так персонаж обрел современный внешний вид и еще ряд приятных характеристик, от которых зрители остались в восторге. Высокий блондин с голубыми глазами обладал чудным голосом, романтичной и легкомысленной натурой, а еще бесконечно любил свободу. Хитрость и смекалка делали героя абсолютным «рыцарем» – из любой ситуации он находил выход и неизменно падал к ногам возлюбленной.

Трубадур распевал волшебные композиции на стихи поэта Юрия Энтина голосом Олега Анофриева. Впрочем, актер пел почти за всех персонажей. В озвучке мультфильма также поучаствовали вокалистка Эльмира Жерздева (Принцесса) и поэт Анатолий Горохов (все звери и охрана). За Короля говорил композитор Геннадий Гладков.

Мультик отличился тем, что герои очень напоминали некоторых актеров. Например, банду разбойников срисовали со знаменитой троицы Труса, Балбеса и Бывалого – Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова.

Разбойники и их прототипы
Разбойники и их прототипы

В следующий раз Трубадур и его друзья появились в мультфильме Василия Ливанова «По следам бременских музыкантов» в 1973 году. Картину не планировали создавать, да и Инесса Ковалевская была занята другим проектом.

Решение снимать сиквел приключений необычной пятерки музыкантов приняли после обращения на киностудию «Союзмультфильм» – директор одного из московских кинотеатров заявил, что зрители с нетерпением ждут продолжения увлекательной истории. Озвучивали героев те же актеры, а вот у Трубадура голос изменился – партии персонажа исполнил Муслим Магомаев.

Трубадур в трех мультфильмах
Трубадур в трех мультфильмах

Авторы вновь прозрачно намекали на реальных людей. Так, Принцесса, пребывавшая в «истерическом состоянии», напоминала наследницу генсека Леонида БрежневаГалину, Трубадур уж очень смахивал на Элвиса Пресли, а звери – на «битлов».

Вернуться к мотивам нашумевшей истории суждено было режиссеру Александру Горленко. В 2000 году дети и взрослые получили рисованный мультик «Новые бременские музыканты», в котором Трубадур с Принцессой растят сына, Король на мели, а атаманша превратилась в руководителя банка. Песни за молодого человека исполнил Филипп Киркоров.

Интересные факты

В творчестве средневековые трубадуры использовали более десятка жанров. Почтением пользовалась баллада, напоминающая народную хоровую песню. Часто поэты работали в жанре канцоны – любовных напевов, начинающихся с описания весны, пробуждения всего живого. Позднее это направление дополнилось политическими и религиозными вопросами.

Джино Синимберджи в роли Трубадура
Джино Синимберджи в роли Трубадура

Излюбленным жанром трубадуров стал верс (от латинского «versus», т.е. стих) – лирическая композиция с повторяющейся рифмой. Замыкает четверку популярных видов сирвента. Эти строфические песни авторы посвящали острым общественным темам, далеким от любовных мотивов, – войне, ненависти, отмщению. За 200 лет трубадуры подарили миру 2,5 тысячи песен.

Михаил Боярский в роли Трубадура
Михаил Боярский в роли Трубадура

В 1853 году Джузеппе Верди поставил чудесную оперу «Трубадур», добавившую автору славы. В середине 20 века по мотивам музыкальной работы итальянец Кармине Галлоне снял фильм с одноименным названием, в котором роль трубадура Манрико сыграл Джино Синимберджи.

С 1970-ых годов в театре имени Ленсовета идет спектакль «Трубадур и его друзья», созданный по мотивам мультфильма. В образ Трубадура первым вживался Михаил Боярский, а Принцессу тогда блестяще воплотила Лариса Луппиан. Эта работа стала началом романа звездной пары.

Трубадур – герой новогоднего мюзикла «Золушка», снятого Семеном Горовым для главной ночи года в 2002 году. Роль поэта и музыканта в этой картине исполняет Олег Скрипка.