Княжна Мери

Мария Лиговская
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
героиня романа
Семейное положение
не замужем

История персонажа

Персонаж романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Дочь княгини Лиговской, вместе с матерью прибывает в Пятигорск на лечебные воды, где влюбляется в главного героя романа, Григория Печорина, и получает от того отказ.

История создания

Михаил Лермонтов работал над романом «Герой нашего времени» с 1838 по 1840 год. В 1840 году текст был впервые опубликован целиком в двух книгах петербургским издательством Ильи Глазунова. Жанр романа определяется как лирико-психологический. Отдельные части романа выходили в печать в разное время в литературном журнале «Отечественные записки». «Княжна Мери» впервые увидела свет в первом издании романа.

Поэт Михаил Лермонтов
Поэт Михаил Лермонтов

Роман складывается из двух частей и пяти глав, расположенных с нарушением хронологического порядка. Первым делом читатель видит главного героя Григория Печорина глазами другого персонажа — Максима Максимыча. И только в последующих частях у читателя появляется возможность познакомиться с внутренним миром героя через дневник Печорина. Повесть о княжне Мери входит во вторую часть романа и раскрывается читателю в журнале Печорина, состоящем из дневниковых записей героя.

«Герой нашего времени»

Княжна Мери — юная и прелестная дочь княгини Лиговской, которая вместе с матерью приехала из Москвы в город Пятигорск на отдых. Мери — хорошенькая девушка, которой не больше шестнадцати лет, с легкой походкой и стройным гибким телом. У княжны белая кожа, густые волосы, нежные руки, большие бархатные глаза.

Роман Лермонтова "Герой нашего времени"
Роман Лермонтова "Герой нашего времени"

Княжна грациозна и со вкусом одевается, при этом богата, и поклонников у девушки множество. Мери неплохо образована для женщины того времени — знает алгебру и читает Байрона по-английски, умеет играть на фортепиано и хорошо танцует. При этом Мери романтична и любит говорить о чувствах, склонна к кокетству и капризам.

В Пятигорске Мери знакомится с Грушницким, молодым человеком 21 года, юнкером, любителем покрасоваться перед дамами. В компании Грушницкого находится главный герой романа Григорий Печорин. Грушницкий привлекает внимание княжны Мери некой патетической фразой.

Княжна Мери и Грушницкий
Княжна Мери и Грушницкий

Позже Печорин снова видит Мери и Грушницкого у источника с лечебными водами. Юнкер прикидывается, будто из-за раненой ноги не в силах поднять оброненный стакан, и Мери подает стакан Грушницкому. Печорин находит Мери привлекательной.

Князья Лиговские знакомы с неким доктором Вернером, который вхож к ним в дом. Этот же доктор приходится приятелем Печорину и рассказывает тому, что Мери заинтересована Грушницким, и что в доме Лиговских говорили о самом Печорине. Княгиня Лиговская пересказывала некую петербургскую сплетню, где Печорин был главным действующим лицом.

Доктор Вернер
Доктор Вернер

Через несколько дней Мери гуляет по бульвару с матерью и несколькими молодыми людьми. Героини присаживаются на скамейку, а на соседней лавке устраивается Печорин, который прогуливался тут же и узнал женщин. Печорин ловит парочку знакомых офицеров и принимается травить байки. Постепенно молодые люди, привлеченные смехом, покидают Мери и присоединяются к Печорину. Молодая княжна крайне недовольна этим.

Печорин продолжает делать все, чтобы разозлить княжну. Мери вместе с матерью присматривает в одной лавочке персидский ковер, который Печорин перехватывает под носом у женщин. Девушка собиралась украсить этим ковром собственную комнату. Печорин же покрывает ковром лошадь и нарочно проводит ту под окнами дома Лиговских.

Офицер Григорий Печорин
Офицер Григорий Печорин

Поначалу Мери симпатизирует молодому Грушницкому, однако неприятные выходки Печорина неведомым образом привлекают внимание девушки. Сам Печорин при этом раззадоривает Грушницкого, чтобы тот ухлестывал за княжной сильнее.

Позже Печорин встречает бывшую любовницу, которая теперь замужем, но хочет снова встречаться с героем. Лиговские приходятся этой женщине родственниками, и та считает, что их дом — единственное безопасное место для встреч с Печориным. Бывшая любовница подталкивает Печорина прикинуться влюбленным в Мери, чтобы иметь возможность чаще бывать в доме Лиговских и там видеться с нею.

Григорий Печорин и княжна Мери
Григорий Печорин и княжна Мери

Мери вместе с матерью приходит на бал, который устроен в местной ресторации. Там же присутствует и Печорин. Пятигорские дамочки испытывают неприязнь к Мери из-за того, что та чересчур привлекательна. Некий капитан говорит одной дамочке, что «проучит» Мери, и Печорин слышит этот разговор.

Герой приглашает княжну на вальс, и Мери ведет себя дерзко, потому что чувствует торжество от того, что Печорин первым подошел к ней. Капитан тем временем подговаривает одного пьяницу, чтобы тот сделал Мери непристойное предложение. Княжна от смущения едва не лишается чувств, однако Печорин ставит наглеца на место. Княгиня Лиговская благодарит героя и приглашает в гости.

В дом к Лиговским Печорин является вместе с Грушницким и застает там свою бывшую любовницу, однако притворяется, будто не знаком с этой женщиной. Мери поет, Грушницкий восхищается вокальными данными молодой княжны, а Печорин насмешливо заявляет, что пение усыпляет его. Герой продолжает навещать Лиговских вместе с молодым приятелем, и Мери все больше увлекается Печориным и с интересом прислушивается к нему.

Иллюстрация к книге "Герой нашего времени"
Иллюстрация к книге "Герой нашего времени"

Однажды Мери вместе с Печориным и прочим светским обществом отправляется на прогулку. По дороге Печорин говорит об окружающих гадости, и княжне это не нравится. В ответ герой заявляет, что это сами окружающие довели его до такого язвительного состояния непониманием. Мери проникается к Печорину состраданием.

Происходит очередной бал, на котором Мери уговаривается танцевать с Печориным. Туда же заявляется Грушницкий в новом офицерском мундире, который уже подозревает, что Печорин «отбивает» у него Мери. Грушницкий пристает к Мери и просит не лишать его внимания и любви. Печорин слышит этот разговор и подходит к молодым людям. Герой насмехается над Грушницким, и тот уходит злым. После бала Печорин помогает Мери сесть в карту и незаметно целует девушке руку.

Иллюстрация к книге "Герой нашего времени"
Иллюстрация к книге "Герой нашего времени"

Когда Печорин приходит в следующий раз, Мери требует от него объяснений насчет поцелуя. Герой делает трагическую мину и уходит, оставив девушку в расстроенных чувствах. Грушницкий меж тем всюду распускает слухи, будто Печорин планирует жениться на княжне Мери.

После этого Печорин отбывает в Кисловодск, чтобы своим исчезновением еще больше разжечь чувства Мери. Княгиня Лиговская с дочерью должны приехать туда же позже. Грушницкий с приятелями также едет вслед за Печориным.

Лиговские приезжают в Кисловодск, и Мери отправляется с Печориным на конную прогулку. Девушка пересекает верхом реку, из-за быстрого течения у нее кружится голова. Княжна едва не падает с лошади, но Печорин успевает перехватить Мери за талию, обнимает и целует. Поведение героя вынуждает Мери ждать от него любовного признания. Княжна нервничает и волнуется до конца прогулки, много смеется. Ночью девушка не может заснуть, а на следующий день объясняется с Печориным. Герой в ответ заявляет, что не любит Мери, и та просит его уйти.

Дуэль Печорина и Грушницкого
Дуэль Печорина и Грушницкого

Вечером Печорин отправляется на свидание с бывшей любовницей, которая живет на втором этаже в доме Лиговских. Окно же Мери находится на первом. Когда Печорин выбирается из дома ночью, откуда ни возьмись является Грушницкий и пытается схватить героя.

Грушницкий считает, что герой приходил к Мери, и распускает об этом слухи. Печорин обвиняет того в клевете, персонажи дерутся на дуэли, и Грушницкий гибнет. Печорин вынужден уехать. Он приходит в дом к Лиговским, чтобы проститься. Княгиня Лиговская между тем пребывает в убеждении, что этот человек собирается жениться на Мери, и дает свое согласие. Печорин беседует с Мери наедине, и девушка заявляет, что ненавидит героя. На этом герои расстаются, дальнейшая биография Мери остается неизвестной.

Цитаты

«Надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы моей не продам».
Княжна Мери
Княжна Мери
«Вы, мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки, а я, клянусь тебе, я, прислушиваясь к твоему голосу, чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его».
«Русские барышни большею частью питаются только платонической любовью, не примешивая к ней мысли о замужестве; а платоническая любовь самая беспокойная».

Многие из афоризмов, взятых из романа «Герой нашего времени», до сих пор легко узнаются:

«Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается».
«О самолюбие! Ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!»
«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями... Неужели зло так привлекательно?»

Экранизации

Карина Шмаринова в роли княжны Мери
Карина Шмаринова в роли княжны Мери

В 1955 году вышел советский фильм «Княжна Мери», где главную роль исполнила актриса Карина Шмаринова. Фильм снят на московской киностудии имени Максима Горького. Режиссером и автором сценария стал Исидор Анненский.

В 1975 году режиссер Анатолий Эфрос снял ленту «Страницы журнала Печорина» по роману «Герой нашего времени». Роль княжны Мери в этой экранизации сыграла актриса Ирина Печерникова.

Евгения Лоза в образе княжны Мери
Евгения Лоза в образе княжны Мери

В 2006 году вышел шестисерийный мини-сериал режиссера Александра Котта, который экранизировал не только «Княжну Мери», а весь роман целиком. Роль Мери исполнила актриса Евгения Лоза.