История персонажа
Повесть «А зори здесь тихие…» подарила советской литературе и кинематографу пять тонких чувственных женских образов. Абсолютно разные, трогательные и живые героини описаны Борисом Васильевым. Действующие лица и их характеристики очень важны для повествования. Пять жизненных историй, соединившиеся страшными военными баталиями, оборвались на фронте. Трагедия каждой девушки и большое горе для страны, утратившей сотни тысяч людей, изображены в произведении, которое впоследствии было экранизировано.
История создания
Повесть была написана и опубликована в 1969 году. В основу сюжета «А зори здесь тихие…» легли реальные события. Автор узнал историю о подвиге семи солдат, противостоявших немецким диверсантам. Военные отстояли стратегически важную зону на Кировском железнодорожном полотне ценой своей жизни. Выжил только сержант. Судьба солдат вдохновила Бориса Васильева. В ходе работы над произведением автор понял, что ежедневный подвиг во время войны совершали и мужчины, и женщины, и сделал последних главными действующими лицами.
Писать о роли женщин в военное время в те годы было не принято. Их судьбы оставались в тени мужчин – защитников и героев. Сочинение Васильева стало открытием в советской послевоенной литературе и выделялось на фоне сочинений о войне. Писатель, комментируя свое сочинение, говорил, что важно в нем освещение инициативы советского человека, который вставал грудью на защиту родины не по приказу, а по собственному желанию. Если бы он описывал поведение мужчин – оно было бы типичным. Но женщинам это давалось труднее, и их героические поступки никто не брался описывать.
Героинями произведения стали Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Галя Четвертак, Рита Осянина и Женя Комелькова. Повесть послужила материалом для экранизаций. Ее использовали отечественные постановщики и представители заграничного кинематографа. Кинокартины со схожим сюжетом появились в Индии и Китае.
«А зори здесь тихие…»
В повести «А зори здесь тихие…» описаны пять женских образов – девушек разного происхождения, представительниц разных типажей. Их биографии разнятся, но героинь объединяют мечтательность, женственность, чувствительность, острое восприятие реальности.
Галя Четвертак была самой юной представительницей отряда. Ей было около 17-18 лет. Миниатюрная девушка была выходцем из детдома. Значение ее фамилии, придуманной работниками приюта, полностью оправдывается внешностью. Ребенком Галю оставили на попечение государства, не позаботившись о дальнейшей судьбе малышки. Будучи подкидышем, она не переставала верить в чудо. Богатая фантазия помогала девочке избегать суровой реальности.
Талант рассказывать сочиненные истории и придумывать небылицы решили направить в мирное русло, отправив Галю учиться в библиотечный техникум. До войны девушка училась. Будучи студенткой третьего курса, получила вызов на фронт. Поначалу Галю не хотели брать на службу из-за маленького роста и миниатюрного телосложения, но отчаянность девушки помогла добиться зачисления в зенитчицы. Ей хотелось привлечь к себе внимание и отличиться, поэтому о трусости не могло быть и речи. Она мечтала об общественном признании. В мирное время хотела бы сделать сольную карьеру, а на войне обязана стать героем.
Когда Галя пошла на фронт, пришло осознание, что война – это не романтическое приключение, а риск, приносящий смерть, борьба за выживание и постоянные испытания характера. В отряде ей пришлось строго следовать указаниям начальства и выполнять раздаваемые приказы. Но и здесь девушка не забыла о страсти к сочинительству. Она легко выдумала историю о себе, где фигурировала мать-медсестра, та, о которой она мечтала. Окружающие быстро поняли, что девушка не всегда правдива, но обманывать сослуживцев той не хотелось. Она просто мечтала о лучшей участи и жила в мире, который сама придумала и противопоставила суровым реалиям войны.
Пугающие обстоятельства позволили проверить стойкость Гали. Юная девушка – не из числа отважных, поэтому идти с ней на выполнение задания не спешили. Девушки понимали, что Галя окажется слабым звеном операции и случайно подставит. Рассеянность и пугливость девушки приводят ту к гибели. Это событие свидетельствует о том, что к войне готов не каждый. Какую бы храбрость ни проявляли люди в жизни, какими бы сильными ни казались себе в собственных мечтах, в условиях грозящей опасности мечтательность и фантазии неуместны.
Страх сломил Галю. Факт того, что погибла ее подруга Соня Гурвич, повлиял на нее, поселил в душе ужас. Боязнь и осознание того, что ей грозит подобная смерть, дезориентировали девушку. Галя потеряла бдительность и в смертельной перестрелке с фашистами, пытаясь уйти от опасности, попала под открытый огонь вражеских орудий. Мечтательную девушку смяла жестокая машина войны, не щадящая слабых и романтиков.
Экранизации
Первое киновоплощение повести стало легендарным, запечатлев исполнительниц ролей в образах их героинь на долгие годы. Сегодня зрителям сложно представить других артисток в ролях молодых советских зенитчиц. В картине Станислава Ростоцкого, вышедшей в 1972 году, роль Гали Четвертак исполнила Екатерина Маркова.
Вдохновленные произведением, зарубежные кинорежиссеры создали работы на его основе. В сотрудничестве с российской стороной китайский постановщик Мао Вэйнин снял сериал из 12 эпизодов «А зори здесь тихие…» в 2005 году. На роль Гали Четвертак пригласили Александру Теряеву.
Индийский режиссер С.П. Джананатхан снял приключенческий боевик по мотивам повести Васильева. Картина под названием «Доблесть» вышла в прокат в 2009 году.
Ренат Давлетьяров вновь поднял тему женского героизма на войне в 2015 году, создав киноленту «А зори здесь тихие» по мотивам первой экранизации литературного произведения. Актриса Кристина Асмус сыграла Галю Четвертак в этом проекте. Режиссер подвергся критике за поверхностную интерпретацию произведения и эротические сцены, изображавшие героинь в бане.