История персонажа
Мадам Грицацуева — яркий и колоритный второстепенный персонаж романа «Двенадцать стульев», созданного писателями Ильей Ильфом и Евгением Петровым. Женский образ появился в произведении всего в нескольких главах, но успел запомниться читателям благодаря оригинальным характеристикам, данным Остапом Бендером. Авторы подчеркнули комические черты героини, воплотившей собой тип «дамы в поиске».
Авторы персонажа
Авторами героини стали советские писатели и журналисты Илья Ильф и Евгений Петров. Роман оказался первой совместной работой сочинителей. Идею для сюжета книги подал творческому дуэту писатель Валентин Катаев: мэтр предложил молодым авторам написать авантюрную историю о деньгах, спрятанных в стульях, в которую затем классик собирался внести правки. Однако Ильф и Петров настолько профессионально выполнили задание, что Катаев назвал их сложившимися авторами, не нуждающимися в корректуре.
В центре романа — приключения героев, занятых поисками бриллиантов, спрятанных в одном из 12 стульев гамбсовского гостиного гарнитура. Стулья принадлежат теще Ипполита Матвеевича Воробьянинова, мадам Петуховой, — о тайном сокровище герой узнает от умирающей дамы. По иронии судьбы секрет спрятанных бриллиантов открывается и священнику, отцу Федору, исповедавшему старушку. С этого момента оба персонажа стремятся любыми способами добраться до драгоценностей.
Случайным помощником Ипполита (Кисы) Воробьянинова в этой сложной «концессии» становится молодой авантюрист Остап Бендер. Заключив сделку, герои приступают к поискам. Поиски начинаются с Старгороде, где, по словам мадам Петуховой, остался гарнитур. Здесь их опережает отец Федор, успевший раздобыть первый стул в доме вора Александра Яковлевича Альхена. В ходе драки Кисы и священника за предмет гарнитура стул ломается, и выясняется, что драгоценностей в нем нет. Остап тем временем узнает, что еще один стул перешел в пользование инвалиду войны Грицацуеву, а остальные 10 находятся в Москве, в музее мебельного мастерства.
Теперь Бендер и Воробьянинов заняты поиском второго в Старгороде потенциального «хранителя» сокровищ. Авторы романа придумали образ мадам Грицацуевой ярким, незабываемым. Прототипом героини послужила фигура жены Осипа Шора, черты которого легли в основу образа Остапа. Эта тучная женщина имела свою лавку, что сделало ее выгодной невестой для Шора в голодное время. Героиня романа не имеет собственного имени, а только наделена авторами комичной фамилией.
История мадам Грицацуевой
К моменту знакомства Бендера с мадам Грицацуевой та уже является вдовой. Как женщина с горячим сердцем и страстной душой, героиня мечтает вновь найти любовь. С этой целью она посещает салон Елены Станиславовны Боур, подрабатывающей гаданием. Свято веря в силу карт, вдова находится в предвкушении встречи с «марьяжным королем». И эта встреча не заставляет себя долго ждать. В городе появляется чертовски обаятельный, молодой и дерзкий Бендер.
К моменту знакомства с Грицацуевой Остап еще не знает, что она осталась вдовой. Оценив ситуацию, он тут же придумывает новый план действий: собирается жениться на «знойной женщине, мечте поэта» — такое описание дамы слышит от него Киса. Это удается Бендеру с виртуозной легкостью — уже через несколько дней после первой встречи проходит свадьба. В главе, рассказывающей об этом торжественном событии, дается подробное описание невесты.
Знаменитые фразы, описывающие внешность мадам Грицацуевой, позже разошлись на цитаты. Перед читателями вдова предстает дамой с арбузными грудями, кратким, но выразительным носом, мощным затылком и необозримыми задами. Она боится нового мужа, поэтому называет его «товарищ Бендер». Знойная красавица еще не знает, что супруг оставит ее после свадьбы спящей, украв заветный стул и несколько дорогих безделушек.
Мадам Грицацуева в фильмах
Роман Ильфа и Петрова получил популярность и был неоднократно экранизирован. В 1971 году на экраны вышел фильм режиссера Леонида Гайдая, где роль мадам Грицацуевой исполнила великолепная актриса Наталья Крачковская, а роль Остапа — Арчил Гомиашвили. Фактура артистки идеально подошла под внешность героини, описанную в книге. В процессе создания фильма актрисе пришлось выполнять, несмотря на эпизодичность роли, множество трюков. После съемок в картине Гайдай начал приглашать Крачковскую и в другие проекты.
Не меньшую известность получила киноверсия романа, представленная режиссером Марком Захаровым. В роли великого комбинатора создатель фильма увидел Андрея Миронова, а образ мадам Грицацуевой воплотила на экране актриса Лидия Федосеева-Шукшина. Исполнительнице удалось мастерски передать комизм эпизодического женского персонажа.
В сцене свадьбы героев демонстрируется незабываемый танец Бендера и его супруги, а также звучит ставшая классикой советского кинематографа песня «Белеет мой парус такой одинокий». До сих пор между поклонниками романа «Двенадцать стульев» ведутся споры о том, какая режиссерская версия лучше.
Цитаты
Я всегда была червонная дама.
А король-то марьяжный?
Фильмография
- 1971 — «12 стульев»
- 1976 — «12 стульев»