История персонажа
Марина Гордеева — персонаж российской спортивной драмы «Один вдох», вышедшей в прокат 5 марта 2020 года. Героиня стремится установить новый рекорд по фридайвингу. В фильме погружение в воду — это не столько стремление прикоснуться к пределам человеческих возможностей, сколько погружение внутрь себя.
Персонаж и прототип
Спортивное кино — тренд, который переживает российский кинематограф последние годы. И если фильмы «Лед» и «Лед 2» показали мелодраму, приоткрыв завесу тайны о цене золотых медалей фигуристов, то «Один вдох» заставил прочувствовать каждую секунду кислородного голода главной героини.
Картина основана на реальной истории российской ныряльщицы Натальи Молчановой. Решение снять фильм по биографии многократной чемпионки мира было принято после ее трагической гибели.
Наталья Молчанова стала первой в мире пловчихой, которая нырнула без специального оборудования на глубину 100 метров. Еще одно достижение ныряльщицы — задержка дыхания на 9 минут и 2 секунды. Легендарная женщина, что самое важное, открыла в себе такие удивительные способности уже после 40 лет.
Это была универсальная спортсменка, которая ставила мировые рекорды не только на глубине, но и в плаванье в длину. Сравняться с ней смог ее родной сын — Алексей Молчанов, с которым они вместе проплыли через знаменитую «Голубую Дыру», именуемую «кладбищем дайверов».
Жизнь Молчановой трагически оборвалась в августе 2015 года. Вместе с группой она нырнула на глубину 40 метров неподалеку от острова Ивис (Испания), но обратно не вернулась. Все попытки обнаружить тело Натальи не увенчались успехом. Предполагается, что она попала в сильное подводное течение. Официально спортсменку признали погибшей 4 августа.
Фильм, снятый Еленой Хазановой, хоть и основан на биографии мировой рекордсменки, считается все же вольной интерпретацией. Режиссер и продюсеры киноленты сразу определились с актрисой, которая сыграет главную роль. Ей оказалась Виктория Исакова, известная по таким картинам, как «Жги», «Зеркала», «Ученик».
Героиню в «Одном вдохе» зовут по-другому, и это было осознанное решение создателей спортивной драмы. Поэтому речь в кино идет не конкретно о Наталье Молчановой, а о женщине, которая решила уйти от всего поверхностного и погрузиться в глубину, чтобы встретиться лицом к лицу с собственными страхами.
И если кандидатура Виктории Исаковой была утверждена сразу, то для актрисы такое решение далось с трудом. Первое же «знакомство» с глубиной обернулось для звезды паникой. Виктория не была уверена, что выполнит хотя бы минимум без дублера, поэтому упорно занималась с тренером, чтобы преодолеть собственные страхи.
Первый блок съемок проходил под наблюдением спасателей в бассейне. Остальные же — в открытом море на Мальте. Интересный факт: «Один вдох» — первый российский фильм, который снимали на реальной глубине.
Специально для постановок сцен пригласили чемпионку Франции по фридайвингу Жюли Готье. Она согласилась на участие в проекте вместе со своим мужем Гийомом Нери. Семейная пара, кроме спортивных достижений, славится невероятными короткометражными роликами. Поэтому их сотрудничество в «Одном вдохе» стало еще одной ступенью к тому, чтобы получилось качественное, реалистичное и зрелищное кино.
Образ и история Марины Гордеевой
Сюжет фильма разворачивается вокруг обычной женщины, которая занимается нелюбимым делом и несчастлива в браке. 40 лет — это возраст переосмысления своей жизни, некий рубеж, и Марина Гордеева пришла к нему с осознанием, что пришло время перемен.
Она разводится с мужем и отправляется в отпуск на море. Там же знакомится со спасателем Игнатом (Владимир Яглыч), который бросает ей сакраментальную фразу, предопределившую дальнейшую судьбу героини. Игнат сообщает Марине, что ни одна женщина в мире не смогла погрузиться без кислородного баллона на глубину более 100 метров.
Эти слова засели в голове разведенной матери двоих детей. И стали тем самым стимулом, который придал ей силы двигаться дальше. Но на пути к мечте у женщины возникают препятствия. И первое — собственный отец, бывший пловец, который скептически замечает, что в таком возрасте «уже все ушло». Дочь на это невозмутимо парирует: «У меня все пришло».
На этом конфликты с родственниками не заканчиваются. Дочь героини также недовольна странным и опасным хобби матери. Хотя к середине фильма, понимая, что она не бросит эту затею, начинает болеть за маму и поддерживать.
Эти препятствия только помогают Марине воспитать в себе характер. Палки в колеса ставит директор института физкультуры. Герой Артема Ткаченко не признает фридайвинг как вид спорта, поэтому мешает женщине заниматься им в свободное время.
Как водится в спортивной драме, у Гордеевой есть конкурентка — британка Джессика. А если быть до конца честными — ее агент, который ищет способ учинить пакость российской ныряльщице.
В жизни Марины появляется тренер, который становится духовным наставником. Возникая как будто ниоткуда, Вадим Батьяров (Максим Суханов) использует оригинальные методы, включая хождение по углям, чтобы доказать женщине, что страх и боль — только в голове. Учитывая такие способы и тот факт, что, кроме Гордеевой, Вадим Батьяров ни с кем не контактирует, начинает казаться, что мужчина — плод фантазии начинающей ныряльщицы.
Такая красивая гипотеза могла бы объясняться азотным наркозом — явлением, которое встречается у дайверов из-за слишком высокого давления. Сопровождается галлюцинациями, что в фильме здорово реализовали Гийом Нери и Жюли Готье.
Вольная интерпретация биографии прототипа Гордеевой, не претендует на полную идентичность. Финал картины, по решению ее создателей, отличается от реальной истории. А то, что пришлось пережить главной героине, расписывается в самых гнетущих красках.
Насмешки, неверие, нежелание окружающих принимать всерьез ее решение — все это цветочки в сравнении с той внутренней борьбой, которая велась в душе героини на протяжении 100 минут экранного времени.
Адреналин, который чувствовала Гордеева, делая первые погружения, стал катализатором преображения. Из женщины среднего возраста, имеющей за плечами несчастливый брак, она становится сильной и свободной личностью.
Ее занятие фридайвингом весьма метафорично. И рассматривается главной героиней терапевтически, как лекарство для истерзанной души. Как способ найти ту грань, за которой откроется новая жизнь. И то, что к этой точке не приблизилась ни одна женщина на Земле, только подстегивает.
Интересные факты
- Алексей Молчанов тесно сотрудничал со сценаристами, что повлияло на реальность съемок погружения Марины Гордеевой.
- Виктория Исакова сравнила себя со своей героиней и посчитала, что они обе занимаются профессиями, которые выступают попытками познать себя.
- Сцены под водой с ныряльщицей заняли 30% экранного времени.
Цитаты
Там, на глубине моря, был затонувший корабль.
Там, на конце троса — карточки с результатами. Там написано, чего ты стоишь на самом деле.
От страха нельзя сбежать.
Мое время — пришло.
Фильмография
- 2020 — «Один вдох»