Бунт Пугачевой, сны и другие факты об Александре Зацепине
«Песенка о медведях» из «Кавказской пленницы» или «Песня про зайцев» из «Бриллиантовой руки», «Маруся» из «Ивана Васильевича» или «Танго Остапа» из «12 стульев» — музыка этого композитора знакома жителям стран, некогда входивших в состав СССР, с детства. И спустя годы созданные им мелодии продолжают волновать и радовать, звуча по-прежнему живо и ярко. Интересные факты об Александре Зацепине, отметившем 10 марта 2021 года 95-летие, — в материале 24СМИ.
Бунт Пугачевой
Среди интересных фактов из жизни Александра Зацепина стоит отметить следующий: в то время, когда композитор трудился над музыкой к полубиографической мелодраме о жизни Пугачевой «Женщина, которая поет», Алла Борисовна обратилась к музыканту за помощью. Попросила записать несколько песен собственного сочинения — якобы для распространения на радио.
Зацепин, хотя редко отвечал согласием на подобные обращения, ради исполнительницы решил сделать исключение. Поскольку понимал — не состоявшей в Союзе композиторов восходящей звезде, несмотря на невероятную популярность, непросто заявить о себе в качестве автора и добиться признания публики уже со своими произведениями. Так что помощь с записью — то немногое, что Александр Сергеевич мог сделать для Пугачевой.
И каково было удивление композитора, когда последний узнал, что Алла Борисовна через режиссера «пропихнула» в ленту, над музыкой к которой Зацепин работал, те самые песни. Причем указав в качестве автора несуществующего Бориса Горбоноса — некоего наполовину парализованного мальчика из Люберец, который якобы написал специально для обожаемой исполнительницы несколько музыкальных произведений.
Чтобы история выглядела правдоподобнее, артистка зарегистрировала необходимые документы на имя композитора-инвалида и даже сфотографировалась в гриме, с усами и в очках, играя роль того самого выдуманного юноши. Подлог впоследствии вскрылся, но мер по отношению к хитрой певице принято не было, поскольку фильм «Женщина, которая поет» уже вышел на экраны и пользовался немалым успехом у аудитории.
Зацепин, прекрасно осведомленный, кто скрывается под именем таинственного Горбоноса, но все-таки не желавший раскрывать инкогнито Пугачевой, в тот раз едва не разругался с «Мосфильмом». Напирал на то, что раз на студии решили ставить чужие произведения в ленту без предварительного согласования с ним, то пусть «талантливый мальчик» музыку для них и пишет. Александра Сергеевича тогда едва отговорили от поспешных решений и упросили остаться.
После случившегося Зацепин перестал сотрудничать с Пугачевой — даже предназначавшиеся изначально той песни из кинофильма «31 июня» в результате исполнила Татьяна Анциферова.
Лучший
Говоря о подлоге Аллы Пугачевой, нельзя не отметить и такой интересный факт об Александре Зацепине: композитор являлся обладателем домашней звукозаписывающей студии, слывшей лучшей во всей столице Советского Союза. Собственно, именно в ней и происходила первоначальная запись произведений «Бориса Горбоноса».
Для того чтобы оборудовать студию, Александр Сергеевич в свое время обменял две квартиры на одну. Зато размер новой жилплощади давал развернуться: 180 кв. м позволили Зацепину не только оборудовать аппаратную, но и организовать концертный зал, рассчитанный на 42 места. Впрочем, впечатляющие размеры — вовсе не то, что в действительности поражало.
В 70-е годы XX века в Союзе еще не наладили выпуск качественного оборудования для звукозаписи — закупали преимущественно у заграничных производителей. Поскольку у Зацепина денег на то, чтобы обставить свой «домашний музыкальный уголок» исключительно зарубежными поделками, не было, Александру Сергеевичу пришлось самому разработать требуемую аппаратуру.
По собственным чертежам, заказав на профильных предприятиях через знакомых инженеров требуемые детали и платы, Зацепин собрал многоканальный усилитель, пульт, ревербератор, всевозможные компрессоры звука и массу других необходимых в звукозаписывающем хозяйстве установок и агрегатов. Даже уговорил руководство завода, занимающегося производством электроорганов, сделать по индивидуальному проекту уникальный инструмент — оркестроллу.
На протяжении продолжительного времени домашняя студия Александра Зацепина, в которой музыкант первым в Союзе занялся экспериментами с электронными инструментами и многоканальной записью, превосходила по техническим возможностям государственные на порядок.
Гайдай
Александр Зацепин плодотворно сотрудничал с Леонидом Гайдаем. Композитор написал музыку для большинства комедий режиссера, начиная с фильма «Операции “Ы” и другие приключения Шурика» и заканчивая вышедшей уже после распада СССР лентой «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди».
Разумеется, в процессе совместной работы периодически возникало недопонимание. Так, например, Гайдай еще на этапе проработки фильма делал пометки в раскадровке сценария, какая мелодия должна в определенный момент играть. И недоумевал, почему Зацепин практически никогда не следует указаниям, а оставляет на полях собственные комментарии.
Тогда Александр Сергеевич привел режиссеру пример с отснятой пленкой, объяснив, что кинематографист не сможет понять, что скрывается за словами заметок, пока не услышит окончательный результат, как и сам музыкант не сможет по качеству негатива определить, насколько удачным вышел тот или иной кадр.
Также первое время режиссер постоянно подгонял композитора, требуя ускориться, но впоследствии начал доверять и перестал всемерно контролировать.
Сны
Другой интересный факт об Александре Зацепине: композитор признавался, что у него часто случаются сновидения, в которых он сочиняет нечто новое. И произведения выходят столь волнующие и удачные, что Зацепин спешит к роялю, едва очнувшись ото сна, дабы успеть воспроизвести по памяти причудившиеся мелодии. Но получается, к огорчению, только «какая-то муть», бесконечно далекая от услышанной в мире Морфея музыки.
Цирк
И в завершение разговора о биографии знаменитого композитора — еще один интересный факт об Александре Зацепине. В детстве маленький Саша вовсе не мечтал писать музыку — парень увлекался химией, кинематографом, радиоделом, посещал гимнастическую секцию и всерьез подумывал податься в цирковые акробаты. К счастью, для поклонников творчества Зацепина, мама идею сына не поддержала и заставила продолжить образование.