Непростой «Вызов»: как проходили киносъемки в космосе
20 апреля 2023 года в прокат вышел фильм «Вызов» режиссера Клима Шипенко, часть сцен которого была снята на Международной космической станции. Лента расскажет о кардиохирурге Жене, которой за месяц необходимо пройти подготовку к космическому полету и отправиться на МКС, чтобы спасти жизнь космонавту.
Как снимался фильм «Вызов» – в материале редакции 24СМИ.
Здоровье как у космонавтов
Чтобы отправиться на съемки в космос, актрисе Юлии Пересильд, ее дублерше Алене Мордвиновой, режиссеру Климу Шипенко и оператору Алексею Дудину пришлось изрядно подготовиться. И не только в моральном плане, но и физическом.
Сначала звезды сдали всевозможные анализы, прошли осмотр у окулиста, оториноларинголога и других врачей. После этого они получили более сложные испытания: кручение велосипеда в горизонтальном положении, прошли центрифугу и барокамеру (готовность к ситуациям с нехваткой кислорода и перепадам давления).
Стоит отметить, что, помимо Пересильд, были и другие претендентки на главную роль. Так, Софья Ская успешно справилась со всеми трудностями и ждала прохождения медкомиссии, но подцепила от сына ветрянку. А Серафима Огарева потеряла сознание в барокамере, хотя больше всего боялась, что не сможет пройти центрифугу, так как считала, что у нее слабый вестибулярный аппарат.
Усердно готовился и Шипенко, он усиленно тренировался и похудел на 15 кг. Также, помимо тестов на здоровье, артистам в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в Звездном городке необходимо было научиться обращаться с оборудованием, сдать экзамены на знание структуры МКС, отрабатывать приемы, которые могли пригодиться во время полета, стыковки и возвращения на Землю.
«Белое солнце пустыни»
По давно сложившейся традиции перед полетом в космос и основной, и дублирующий экипажи смотрели легендарный фильм «Белое солнце пустыни». Есть несколько версий, для чего это делается.
Первая: в 1971 году экипаж «Союза-11» трагически погиб при возвращении на Землю. Позже, когда члены команды «Союза-12» отправлялись на орбиту, им показали творение Владимира Мотыля. После этого экипаж благополучно вернулся на Землю. С тех пор просмотр «Белого солнца пустыни» стал своеобразной традицией, и больше ни один экипаж не рискует отказаться от этого ритуала. Даже иностранные коллеги просматривают ленту вместе с российскими космонавтами.
Вторая: фильм «Белое солнце пустыни» является пособием по обучению космонавтов видеосъемке. Это нужно для документирования полета и различных объектов на орбите. По кадрам ленты космонавтов учили построению плана, композиции и выстраиванию сцен.
Также Антон Шкаплеров рассказал, что перед полетом каждый из них выбрал по 5-7 песен. Их слушали по кругу, космонавт признался, что по его личной традиции плейлист для экипажа открывает детская песенка «Антошка».
Ракета-триколор
К российскому модулю МКС «Рассвет» актеры и экипаж добирались на корабле «Союз МС-19», запущенном с помощью ракеты-носителя «Союз-2.1а». Она носит название «Герман Титов». Ее строили два года, также на ракету специально нанесли надпись «Вызов» и раскрасили в цвета флага России.
Не все гладко
Перед тем, как начать снимать фильм «Вызов», экипаж столкнулся с некоторыми трудностями. Во время стыковки корабля «Союз МС-19» с МКС отказала система автоматического сближения. Но командир экипажа Антон Шкаплеров успешно провел стыковку в ручном режиме.
Юлия Пересильд рассказывала, что в тот момент у нее екнуло сердце, но страха не было. Она отметила, что Шкаплеров действовал профессионально и сумел без связи и света с первого раза идеально состыковаться. Ему потребовалось всего 15-20 минут.
Бытовые мелочи
Не сразу у Юлии получилось справляться и с бытовыми мелочами. В условиях невесомости непросто чистить зубы, мыть голову и даже ходить в туалет. Актриса рассказала, что перед тем, как приступить к гигиене зубов, нужно набрать в рот воды и только потом начинать их чистить. Окончив, все выплевывается в полотенце.
Голову она мыла каждый день: брала пакетик, заворачивала в него волосы и по капельке добавляла воды. Долго ждала, пока все намокнет, затем брала шампунь, мыла кожу головы, а получившуюся пену убирала влажными полотенцами. Это занимало много времени, но, как говорится, красота требует жертв. А на съемках актриса должна выглядеть превосходно.
Космическое меню
Клим Шипенко рассказывал, что для них было продумано специальное меню. Присутствовали блюда русской и кавказской кухни. Артисты питались супом харчо, борщом, картошкой, грибами, греческим салатом. Единственное, что не нравилось режиссеру, что это все – консервы, и ему не хватало ощущения чего-то свежего и земного.
Трудности грима
Когда снимали фильм «Вызов», Юлии Пересильд пришлось взять на себя и обязанности гримера. Актриса поделилась, что как только открыла чемоданчик с косметикой, все средства для ухода сразу же взмыли ввысь, она только и успевала их ловить.
Чтобы в дальнейшем избегать подобного, Юлия приклеила всю косметику на двухстороннюю липучку. Артистка отметила, что если после использования что-то не вернуть на место, например, помаду или тональный крем, то про это можно будет забыть навсегда. Шанса найти улетевшую косметику больше не будет.
Непослушные волосы
В условиях невесомости у Пересильд постоянно поднимались вверх волосы. Исправить это при помощи каких-то специальных средств не было возможности. Поэтому Шипенко отметил, что в некоторых сценах волосы актрисы будут выглядеть таким образом, чтобы показать, какие прически обычно имеют женщины в космосе. А иногда Юлия завязывала их в хвост, но все равно от эффекта «взрыва» на голове избавиться так и не получилось, волосы все время взмывали вверх.
Дмитрий Рогозин даже пошутил, что мировые стилисты возьмут на вооружение прическу Пересильд и, возможно, она войдет в моду.
Доставка реквизита
Часть оборудования, включая камеру для съемки фильма, была доставлена на МКС грузовым кораблем «Прогресс» заранее. Когда же на станцию отправлялся экипаж, они прихватили с собой необходимый реквизит, дополнительные съемочные аксессуары, объективы, а также звуковое и световое оборудование.
Не только в небе
Стоит отметить, что снимали фильм «Вызов» не только в космосе, но и на Земле. Этот период работы над проектом длился около двух месяцев. Съемки проходили в самолете-лаборатории невесомости Ил-76 МДК, а также в Центре подготовки космонавтов – были охвачены залы с тренажерами по управлению российским сегментом МКС и пилотируемых кораблей «Союз», комплексы гидролаборатории и центрифуги. Засветились в картине военный аэродром Чкаловский и космодром Байконур.
Для съемок картины создали копию Центра управления полетами «Роскосмоса» и декорацию Национального космического центра на базе санатория «Вороново» в Москве. Строительство декораций заняло два месяца.
Бонус: послевкусие
Напоследок расскажем о впечатлениях Юлии Пересильд после возвращения из космоса. Актриса поделилась, что в первую ночь в профилактории она смогла самостоятельно принять душ, легла в постель и поняла, что ощущает спиной кровать. Уснула моментально, но в течение ночи ей постоянно казалось, что ее тело постепенно поднимается вверх, поэтому она натягивала на себя одеяло, чтобы как бы придавить себя к постели.
Первое время Юлии казалось, что у нее все очень тяжелое – голова, ноги, руки. И это немудрено, ведь в условиях невесомости она ощущала себя пушинкой. Также поначалу у звезды немного кружилась голова, поэтому нельзя было резко вставать или смотреть по сторонам, ходить ей тоже было непросто.
Клим Шипенко также рассказывал, что после посадки чувствовал себя словно в дыму, было сложновато ходить, постоянно заносило в сторону. Первое время актрису и режиссера поддерживали, чтобы они не упали.