Биография
Ее называют иконой послевоенного итальянского кино. Режиссеры с мировыми именами восхищались талантом актрисы, с легкостью перевоплощавшейся в героинь с диаметрально противоположными характерами. Взрывной темперамент, фактурность и удивительная органичность превратили Анну Маньяни в легенду.
Детство и юность
Родилась звезда итальянского неореализма весной 1908 года в трущобах Рима. Франко Дзеффирелли, близко знавший актрису, уверял, что она появилась на свет в египетской Александрии, что ее мать, итальянская еврейка, вышла замуж за египтянина.
Маньяни отрицала египетское происхождение, но подтверждала, что мать нашла мужа на родине пирамид и мумий. Впрочем, родителей Анна не успела запомнить: малышку оставили на попечение бабушки и дедушки, живших в неблагоприятном районе на окраине итальянской столицы.
До 14 лет девочка училась в школе при французском монастыре, где овладела французским языком и научилась играть на фортепиано. Первая страница творческой биографии легендарной итальянки была написана там же: Анна дебютировала на школьной сцене в рождественском спектакле.
В 16 она стала ученицей Академии драматического искусства имени Элеоноры Дузе, где проучилась два года. Обладая отменным голосом, никогда не обучавшаяся вокалу девушка выступала на сценах римских ночных клубов и кабаре, зарабатывая на еду. Посетители сравнивали ее с Эдит Пиаф.
Покинув академию, Анна подписала контракт с одним из римских театров, но быстро поняла, что ни развития, ни известности работа ей не даст. После развала труппы актриса перебралась в Сан-Ремо.
Фильмы
В новом городе Маньяни снова вышла на сцену ночного клуба, где выступала в шоу-программах, исполняя не очень приличные песни. Там невысокую и темпераментную девушку с яркой внешностью и увидел Гоффредо Алессандрини. Режиссер не только женился на «итальянском аналоге» Пиаф, но и доверил ей первую роль в кино. Анна сыграла в эпизоде его ленты «Слепая из Сорренто».
Стать Пигмалионом для своей Галатеи Алессандрини не сумел. Анна вернулась к съемкам спустя два года семейной жизни, но не в проектах мужа. До 1940-х она снялась в семи картинах, из которых рейтинговой стала комедия «Тереза-Пятница», вышедшая на экраны в 1941-м.
Новая любовь, а вместе с ней и слава пришли к 37-летней артистке в 1945 году, после премьеры военной драмы «Рим — открытый город». Роль расстрелянной фашистами партизанки Пины превратила итальянку в символ Рима, а режиссера Роберто Росселлини — в звезду кинематографа.
Закрепиться на вершине киноолимпа Маньяни смогла через два года, в 1947-м, когда зрители увидели ее в драмеди Луиджи Дзампы «Депутатка Анджелина». Не сумев раскрыть богатый потенциал в молодости, актриса оказалась в зените славы в сорок лет.
Легендарный американский драматург Теннесси Уильямс, восхищенный талантом Маньяни, написал для нее пьесу «Татуированная роза» с надеждой, что итальянская звезда сыграет ее на Бродвее. Анна отказалась от этого, сославшись на плохое владение английским, однако вскоре ей предложили поработать над киноверсией этого произведения, и эта работа принесла актрисе «Оскар» за лучшую женскую роль. Позднее за этот фильм она получила «Золотой глобус» и BAFTA.
К середине 50-х итальянский неореализм переживал кризис — в это время знаменитость вновь начали приглашать сниматься на Запад. Анне это нравилось. В интервью актриса говорила, что ей уже успели надоесть образы «истеричных, крикливых представительниц рабочего класса». В 1957-м итальянка появилась в американской кинодраме Джорджа Кьюкора «Дикий ветер», встретившись на съемочной площадке с Джульеттой Мазиной и Марлоном Брандо. За работу в картине Маньяни номинировали на «Оскар».
В Советском Союзе о существовании актрисы узнали в начале 1960-х, после выхода драмы Паоло Пазолини «Мама Рома». В конце 1960-х звезда снялась в картине Франко Дзеффирелли «Волчица». Среди завершающих фильмографию итальянской кинодивы картин — трагикомедия «Тайна Санта-Виттории» и драма «Певичка».
Карьера Анны Маньяни началась картиной Росселлини о Риме, подвести черту под творческой биографией надлежало еще одному фильму о Вечном городе, который так и называется — «Рим». В ленте Федерико Феллини, вышедшей в 1972-м, актриса предстала в качестве камео.
Личная жизнь
В личной жизни Маньяни нашлось место и гармонии, и драматическим переживаниям. Брак с режиссером Гоффредо Алессандрини был единственным официальным для нее. Вместе они прожили 15 лет, начиная с 1935-го. При этом Анна, будучи натурой страстной, регулярно заводила романы. От недолгой связи с актером Массимо Серато Маньяни родила сына Луку, которому дала свою фамилию. Лука, фото которого можно найти в Сети, пошел по стопам родителей.
Семилетний роман актрисы с Роберто Росселлини закончился из-за увлечения режиссера шведской актрисой Ингрид Бергман. Но постановщик, несмотря на болезненный разрыв, присутствовал в жизни ранее любимой женщины до самой смерти.
Смерть
В середине 1960-х актрисе поставили страшный диагноз — рак поджелудочной железы. Он и стал причиной ее смерти на 66-м году жизни в сентябре 1973-го. У смертного одра Анны до последней минуты находился Росселлини, с которым она примирилась перед кончиной. Режиссер похоронил кинодиву в фамильной усыпальнице. Позднее ее прах перенесли на коммунальное кладбище в Сан-Феличе-Чирчео.
Фильмография
- 1938 — «Княжна Тараканова»
- 1941 — «Тереза-Пятница»
- 1945 — «Рим — открытый город»
- 1948 — «Любовь»
- 1947 — «Депутатка Анджелина»
- 1951 — «Самая красивая»
- 1952 — «Золотая карета»
- 1953 — «Мы — женщины»
- 1955 — «Татуированная роза»
- 1957 — «Дикий ветер»
- 1962 — «Мама Рома»
- 1965 — «Сделано в Италии»
- 1969 — «Тайна Санта-Виттории»
- 1971 — «Певичка»
- 1972 — «Рим»
Интересные факты
- Во время войны актриса скрывала в своем доме от фашистов Лукино Висконти. В интервью итальянка признавалась, что в этот период тряслась от страха, но оставалась стойкой. Позднее, в 1951-м, этот режиссер снял Маньяни в картине «Самая красивая».
- Анна стала первой итальянской актрисой, удостоенной «Оскара» за лучшую женскую роль.
- Для главной роли в фильме «Чочара» Витторио Де Сика пригласил Маньяни, а образ дочери ее героини должна была воплотить на экране молодая Софи Лорен. Однако Анна осталась недовольна выбором партнерши и отказалась от работы. В итоге Лорен сама сыграла мать — настолько хорошо, что получила «Оскар».