Биография
Группа «Високосное лето» просуществовала чуть менее семи лет, но успела оставить след в сердцах преданных поклонников. Она запомнилась слушателям неповторимым звучанием и любовью к смелым экспериментам.
История создания и состав
История создания коллектива берет начало за год до официального образования в 1972-м. Основатели проекта Крис Кельми и Александр Ситковецкий работали вместе в составе группы «Садко». После ее распада артисты объединились с Юрием Титовым и продолжили совместные выступления.
В последующие годы состав коллектива неоднократно менялся. Вскоре на место солиста пришел Андрей Давидян, в чьем исполнении зазвучали каверы на хиты зарубежных рок-групп. В репертуаре участников были песни Rolling Stones и Led Zeppelin.
Первое время выступления «Високосного лета» собирали небольшое количество слушателей. Артисты приходили в дачные поселки и в закрытые клубы, используя в качестве приглашения обрывки открыток с лиловым штампом.
Новой страницей в истории команды стал приход басиста Александра Кутикова, у которого случились разногласия с участниками «Машины времени». Тогда было решено, что Крис встанет за клавишные, а вместо ушедшего Титова место за барабанной установкой займет Анатолий Абрамов. Солистов стало сразу трое — Кутиков, Ситковецкий и Кельми.
Другим нововведением было решение исполнять авторские композиции, но тогда еще на английском языке. Правда, басист вскоре ушел, и новым музыкантом «Високосного лета» стал Павел Осипов. В качестве вокалиста артисты пригласили Михаила Файбушевича. В это время они зажигали публику на концертах талантливым исполнением хитов Slade.
Музыка
Расцвет «Високосного лета» случился с возвращением Кутикова. Тогда сформировался золотой состав коллектива, в котором, помимо басиста, Кельми и Ситковецкого, находился ударник Валерий Ефремов. Вместе с бывшим участником «Машины времени» в работу над проектом включилась поэтесса Маргарита Пушкина, сумевшая обновить репертуар песнями на русском языке.
Стараниями нового автора текстов появились знаменитые хиты, включая «Свиньи рвутся в бой». Правда, чтобы получить разрешение исполнять композиции, которые отличались обилием метафор и уклоном в психоделику, артистам пришлось пойти на хитрость и подавать их в заявках на рассмотрение комитету как инструментальные.
Музыкальный стиль «високосников» в то время тоже менялся, в нем отражалось влияние хард-рок-культуры. Кроме того, исполнители в числе первых стали использовать световые эффекты, превращая свои концерты в театрализованные шоу. Особенно запомнились зрителям «Сатанинские пляски», когда клавишник выходил на сцену в черном одеянии, на котором флуоресцентной краской были изображены кости скелета.
В годы золотого состава коллектива выступления состояли из трех частей. Сначала исполнялись сложные для восприятия треки, затем рок-опера «Прометей прикованный» и развлекательный блок, во время которого музыканты дурачились на сцене.
Правда, однажды любовь к эффектным шоу сыграла с исполнителями злую шутку. На фестивале рока в Таллине публика так разбушевалась, что начала крушить все вокруг. Из-за этого участники «Високосного лета» на следующий день были отстранены от выступления.
Вскоре музыканты создали клип к песне «Лавка чудес» и приняли нового певца Владимира Варгана, чей вокал слышен в треке «Мир деревьев». А год спустя, в 1978-м, дискографию группы пополнил первый магнитный альбом «Прометей прикованный». В него вошли полюбившиеся слушателям песни «Доверься медленной реке» и «Люди — бывшие птицы». Затем последовал релиз «Високосное лето».
До их выпуска достать записи коллектива было тяжело, и большинство из них существовало в плохом качестве. Так, обрел популярность сборник «Концерт в Архангельске», сделанный преданным фанатом во время выступления кумиров.
В год выхода альбомов артисты появились на рок-фестивале в Черноголовке, где составили конкуренцию «Машине времени» в борьбе за главный приз. Но в итоге они получили 2-е место и были раскритикованы за то, что тексты песен отдалены от реалий того времени. Несмотря на это, звезды продолжали выступать вместе еще почти год до распада.
Распад коллектива
В 1979 году стало понятно, что лидеры группы хотят двигаться в разных направлениях. Кельми стремился к легкому и близкому к «попсовому» звучанию в музыке, что заметно в треке «Мона Лиза», а Ситковецкого привлекали более агрессивные мотивы. В итоге они решили распрощаться.
Следующие годы бывшие коллеги занимались собственными музыкальными проектами. Кутиков вернулся в «Машину времени», куда забрал с собой Ефремова, Ситковецкий создал «Автограф», а Кельми — «Рок-ателье».
40 лет спустя, в 2019-м, Сеть всколыхнула печальная новость — умер Крис Кельми, бывший солист «Високосного лета», что вновь объединило поклонников коллектива.
Дискография
- 1978 — «Прометей прикованный»
- 1978 — «Високосное лето»
- 1979 — «Концерт»
- 1995 — «Лавка Чудес»
Интересные факты
- CD-альбом «Лавка чудес» был издан только в 1995 году стараниями бывших участников проекта.
- Песня с необычным названием «Нетрадиционный реквием по землянике, растоптанной в августе» посвящена трагедии в Хиросиме.
- Участники «Високосного лета» являются героями фильма «Шесть писем о бите».