Биография
Группа «Автограф» – первый советский коллектив, который отождествлял собой рок-культуру СССР за рубежом. Музыканты из Москвы с этим идеологическим посылом справились достойно, за что получили возможность выезжать с выступлениями не только в дружественные Советскому Союзу государства, но и в страны капиталистического лагеря.
«Автографу» удалось многое, о чем только могли мечтать советские исполнители. Но самое главное – группа оказала мощное влияние на развитие рок-музыки в СССР. Участниками коллектива была задана высокая профессиональная планка по качеству материала, исполнению и сценическому шоу.
История создания и состав
«Автограф» появился весной 1979 года, после распада легендарной рок-группы «Високосное лето». Ее гитарист Александр Ситковецкий, которому принадлежит важная роль в истории создания «Автографа», решает набрать новый коллектив и ищет в состав музыкантов, чье образование или круг общения близок к Московской консерватории. Сам Ситковецкий окончил Гнесинское музыкальное училище по классу гитары.
Так в группу приходит второй участник коллектива – бас-гитарист Леонид Гуткин, студент Московской консерватории по классу фагота. Еще одним участником с консерваторским образованием становится пианист Леонид Макаревич. Место за ударными на короткое время занимает Андрей Моргунов, учащийся музыкального училища при консерватории.
Осенью 1979 года в команду приходят на клавиши и вокал Крис Кельми и вокалист Сергей Брутян. Моргунов покидает группу, его сменил Владимир Якушенко. В 1980 году рокеры дают первый концерт, на котором впервые звучит название «Автограф». Тексты для песен пишет Маргарита Пушкина, которая сотрудничала с «Високосным годом».
СCCР готовился к проведению Олимпийских игр, и власти хотели произвести хорошее впечатление на весь мир. Надо было показать, что советским людям не чуждо увлечение современной музыкой, в том числе и роком. Используя такое либералистическое настроение руководства страны, активисты рока организовывают Всесоюзный фестиваль «Весенние ритмы» в Тбилиси, на который приезжают лучшие группы, в том числе «Машина времени» и «Аквариум».
После выступления «Автографа» в зале на несколько минут повисла тишина, которую сменил шквал аплодисментов. Композиция «Ирландия. Ольстер» на стихи Маргариты Пушкиной была признана жюри лучшей песней фестиваля.
После ошеломляющего успеха с командой подписывают контракты такие всемогущие организации, как звукозаписывающая фирма «Мелодия» и концертное объединение «Росконцерт».
Осенью 1980 года из команды уходят Крис Кельми и Владимир Якушенко. На место барабанщика приглашают ударника из Михайловского эстрадно-симфонического оркестра Виктора Михалина. У группы начинается концертная деятельность – география поездок от Ленинграда до Саранска с нормой по 10 выступлений в одном городе.
Неожиданно возникают проблемы с вокалистом «Автографа» Сергеем Брутяном. По требованию отца, сотрудника КГБ, он должен оставить музыку и заняться защитой кандидатской диссертации. В силовых структурах усмотрели в деятельности Сергея криминал, который мог бы привести к уничтожению коллектива по решению «сверху».
Место солиста занимает Артур Беркут из рок-группы «Волшебные сумерки». Таким образом, состав «Автографа» окончательно сформировался.
После так называемой «олимпийской оттепели» советские власти начинают «закручивать гайки» вокруг деятельности и творчества рок-музыкантов Советского Союза. Но группе удается обходить бюрократические препоны благодаря Александру Ситковецкому, в котором, помимо музыкального таланта, обнаружился и дипломатический.
«Автографу» дают разрешение на выезд из Советского Союза. Группа успешно выступает на болгарском фестивале «Золотой Орфей». Затем ансамбль проехал с гастролями по городам Чехословакии, Венгрии и ГДР.
В 1985 году группа приняла участие в международном проекте Live Aid – телемосте СССР с Великобританией и США. Выступление советского рок-коллектива с песней «Нам нужен мир» транслировалось в прямом эфире на аудиторию в 2 млрд человек на весь мир.
«Вначале что-то не ладилось с телесвязью, но вдруг мы видим себя на огромном экране, установленном на “Уэмбли”. Мне это только придало силы, и тогда я до конца понял, что происходит... Мы выложились как могли», - вспоминает тот волнительный момент Александр Ситковецкий.
В этом же году группа участвует в съемках программы «Песня-85», что еще больше увеличивает количество поклонников. «Автограф» все чаще выпускают за границу.
После трагических событий в Чернобыле в 1986 году ансамбль участвует в концерте «Счет № 904». Вместе с группой на одной сцене выступают Михаил Ульянов, Александр Градский, Алла Пугачева, «Круиз» и «Браво». В конце этого года в «Автограф» приходят Сергей Мазаев и второй клавишник Руслан Валонен.
Летом 1987 года музыканты принимают участие в историческом советско-американском концерте Rock 'n' Roll Summit. Вместе с ними выступают звезды мировой величины Джеймс Тейлор, Сантана, Doobie Brothers. Стоит отметить, что этот год был успешным для рокеров. На польском фестивале в Сопоте коллектив получает вторую премию, приз журналистов и приз радио и телевидения.
Здесь же, в Польше, советская группа знакомится с певицей Мэри Ди из Америки. При содействии ее менеджера в Москву приезжает представитель от американской компании Capitol. После переговоров с «Автографом» подписывается 5-летний контракт.
Музыканты дают концерты в Австрии, Дании, Финляндии, ФРГ и Канаде. В Северной Америке в 1987 году они принимают участие в фестивале «Рандеву». После этого «Автографу» предлагают выступить с сольным концертом в Монреале. По воспоминаниям музыкантов, после первой песни зал просто взорвался от восторга, и каждое исполнение зрители воспринимали «на ура».
«Это был один из тех концертов, которые вспоминаешь потом всю жизнь», - говорил позже Ситковецкий.
Музыка
Начало 80-х годов было золотым временем для коллектива. Выходит первая мини-пластинка с песнями «Ирландия. Ольстер», «Пристегните ремни безопасности» и «Блюз каприз».
Песня «Монолог», которую музыканты записали для лирической комедии «Шляпа», становится предметом серьезных осуждений со стороны Министерства культуры из-за текста с "нездоровым настроением". Худсовет «Мелодии» отказывается записывать пластинки коллектива, так как в композициях «Автографа» находят двойной смысл.
Чтобы избежать идеологического прессинга, коллектив идет на отчаянный шаг – в 1983 году группа принимает участие в VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и завоевывает вторую премию.
В 1984-м «Автограф» заявляет о себе как о коллективе, играющем арт-рок. Таким образом музыканты выбрали для себя безопасную нишу, в которой сложно было «подцепить» неправильное идеологическое восприятие творчества. В тот период записана песня «Реквием (памяти Джона Леннона)», которая становится реквиемом по временам единения музыки и слова.
В 1986 году фирмой «Мелодия» издается первый полноценный диск «Автограф», который несколько лет пролежал на столе музыкальных редакторов из-за нежелания авторов изменить текст в песне «Монолог» и полностью переписать «Корабль». В таких условиях группа предпринимает самостоятельные попытки записывать свои песни на магнитоальбомах.
В 1991 году на американской студии «Бизар» выходит англоязычный альбом Tear Down The Border, в который вошли композиции с «Каменного края» в другой аранжировке и новые песни.
Через 5 лет дискография группы пополняется альбомом «Автограф-1», в который вошли песни, записанные в период с 1980 по 1982 годы. В 2005-м выходят сборники «Корабль» и «25 лет спустя».
У группы имеется официальный сайт, где собраны фотоархив, песни и клипы «Головокружение», «Город», «Я люблю», «Странник», «О, мой мальчик» и другие.
Распад коллектива
С 1989-го коллектив все больше времени проводит на гастролях за границей. В этот период в советской музыке происходит прорыв для рока. C появлением новых групп «Автограф» оказывается в тени. В этом же году музыканты записывают новый диск «Каменный край», который создавался в студиях Москвы и Лос-Анджелеса.
Из группы уходят два участника – Сергей Мазаев и Виктор Михалин. Место за барабанами занимает Сергей Криницын. Весной 1990 года, во время гастролей в Ульяновске, участники коллектива принимают решение взять отдых и отвлечься на другие проекты.
По словам Леонида Гуткина, музыканты чувствовали себя уставшими. Они посчитали, что лучше альбома «Каменный край», над которым работали 3 последних года, в их творчестве уже вряд ли будет что-то лучше. Часть группы остается за границей, некоторые участники стали работать над сольными проектами, поэтому «Автограф» распался сам по себе.
В 2001 году Артур Беркут принимает попытку вернуть коллектив на сцену под названием «Автограф XXI», но не смог согласовать «имя» с Александром Ситковецким, которому принадлежит авторское право.
В 2005 году группа воссоединилась в честь 25-летнего юбилея, и «Автограф» проехал с туром по стране. Финалом стал концерт в «Олимпийском» – мероприятие оказалось первым в истории России с использованием новой звуковой технологии Live Surround 5.1.
В 2012 году коллектив снова воссоединился для участия в фестивале «Легенды русского рока».
Дискография
- 1981 - «Ирландия. Ольстер»
- 1984 - «Рок-группа «Автограф»
- 1985 - «Истина / Монолог»
- 1986 - «Автограф»
- 1989 - «Каменный край»
- 1990 - «Мир в себе»
- 1991 - Tear Down The Border
- 1996 - «Автограф-1»
- 2005 - «Корабль»
- 2005 - «25 лет спустя»
Клипы
- 1989 - «Ирландия. Ольстер»
- 1984 - «Истина»
- 1985 - «Монолог»
- 1985 - «Головокружение»
- 1986 - «Фа-минор»
- 1987 - The World Inside
- 1989 - «Город»
- 1989 - «Я люблю»
- 1989 - «Камень»
- 1989 - «О, мой мальчик»
- 1990 - «Странник»
- 2005 - «Корабль»