Биография
Ольга Левитина унаследовала от матери, Ольги Остроумовой, не только имя, но и красоту, и талант — она так же стала актрисой, впервые выйдя на съемочную площадку еще в раннем детстве. Родители не очень хотели, чтобы их дочь связала жизнь со сценой, но категорический запрет на это не накладывали, надеясь, что ее больше привлечет профессия переводчика. Однако вместо запланированного института иностранных языков девушка поступила в ГИТИС, потому что экзамены там начинались раньше, чем в других вузах.
Детство и юность
В семье Ольги Остроумовой и Михаила Левитина детям было принято давать имена родителей. Поэтому дочь, родившуюся 7 июля 1975 года в Москве, супруги назвали Олей, а сына, появившегося на свет через восемь лет, — Мишей. Примечательно, что девочка пошла по стопам матери и выросла в талантливую актрису, а ее младший брат продолжил дело отца, посвятив жизнь режиссуре.
Артистка, наделенная удивительным даром рассказчика, сохранила в памяти яркие моменты детства. Например, в шестилетнем возрасте соседки-старушки то и дело атаковали ее вопросом, кто ее родной папа, отказываясь верить, что Ольга Михайловна счастлива с «несерьезного вида» мужем. Желая заинтриговать их и дав волю унаследованной творческой фантазии, будущая знаменитость стащила из кабинета главы семейства, увешенного фотографиями выдающихся людей, портрет «приличного дядечки» Александра Таирова, вынесла снимок во двор и сказала, что на нем изображен настоящий отец.
В два с половиной года из-за огромной занятости на работе пара отдала ребенка в ясли на пятидневку. Новые обстоятельства Оля приняла безропотно, но через неделю разжалобила мать, спросив, заберет ли она ее в конце недели. Поэтому было решено обзавестись няней — на эту роль подошла троюродная сестра матери Люся Шестова из уральской деревни Алексеевки.
«Никогда не видела, чтобы родители ссорились. Они оберегали нас с братом от всяческих драм, оттого и воспоминания детства обрывочны… Возвращались родители, как правило, ночью. Заспанная выхожу на кухню. Мама варит картошку, папа чистит селедку на газетке. Весело, с прибаутками относят меня обратно в кровать», — делилась Левитина фактами биографии.
Дома театр не обсуждался, наследницу за кулисы не брали, но тем не менее она хотела стать балериной. В пять лет девочка попала в Большой театр, где в антракте, потрясенная действом, исполнила сольный танец, не постеснявшись даже лечь на пол буфета. Впрочем, для этой профессии ей не хватило необходимых физических данных, поэтому единственной связью с искусством стал подведомственный Большому детский сад.
В выпускном классе спецшколы с углубленным изучением иностранных языков москвичка на год оказалась в США по обмену, для чего домашним пришлось продать дачу под Загорском. Как потом выяснилось, дело было не только в образовании — взрослые не хотели, чтобы дочь присутствовала при их разводе. Жила школьница в Прайсе у Джона (фармацевта) и Сары Брайант (продавца в книжном магазине), поднявших на ноги шестерых детей. Несмотря на то что девушка получала небольшую стипендию, она каждое утро старательно разносила почту.
Театр
В ГИТИСе Ольга поступила на курс Петра Фоменко, что полностью искупило ее «вину» за измену инязу в глазах родителей, считавших мэтра талантом от Бога. О том, что она собиралась в артистки, девушка помалкивала, но в душе была уверена, что справится, хотя поводов для этого набралось немного — спектакль «Здравствуйте, господин де Мопассан» да эпизоды в паре фильмов.
На втором курсе мастер ставил чеховскую «Свадьбу», и студентке, учившейся в актерской группе, повезло, что в режиссерской не хватало представительниц прекрасного пола, и роль невесты досталась ей. Оля очень боялась оказаться под крылом отца, поэтому, когда Петр Наумович позвал ее к себе по окончании вуза, с радостью согласилась:
«Это была большая честь для меня. Первый опыт работы с Петром Наумовичем был очень поучительным. Он меня расслабил и научил смелости. Я с детства была влюблена в папину режиссуру, а в ГИТИСе влюбилась в режиссуру Петра Наумовича. Мне кажется, что они одинаково мыслят. Они понимают и обожают друг друга».
В «Мастерской» москвичка выходила на сцену вместо беременной Полины Кутеповой в «Волках и овцах» и сыграла в «Варварах» и «Одной абсолютно счастливой деревне». При этом она, по просьбе родителя, заменила коллег в «Леокадии и десяти бесстыдных сценах» и «Нищем, или Смерти Занды». Одно время Левитина пыталась усидеть на двух стульях, но поняв, что работу у таких огромных режиссеров совмещать невозможно, в 2000-м сделала выбор в пользу «Эрмитажа».
Дочь Ольги Остроумовой и на новом месте подтвердила, что она актриса редкой силы и глубины, которая может сыграть все, от высокой трагедии до фарса, от Федора Достоевского до Михаила Жванецкого. В коллекции ее ярких ролей — и несчастная Эрендира, мучимая своей бабкой, в «Эрендире и ее бабке», и молчаливая обреченная Ивонна в «Ивонне, принцессе Бургундской», и скрюченная старуха-одесситка в «Уроках русского», и одна из виновниц гибели Александра Пушкина в «Изверге».
Фильмы
На съемочную площадку единственная дочь Ольги Остроумовой вышла в возрасте шести лет, снявшись вместе с ней в «Василии и Василисе». Вообще, в фильмографии актрисы немало проектов, где она работала бок о бок с матерью — это и «Прощальные гастроли», где ее похвалила сама Людмила Гурченко, и «Не валяй дурака...», и «Не родись красивой», и «Большие девочки», и «Подлец».
Среди множества эпизодов в киноработах (в их числе — продолжение «Любить по-русски», четвертый сезон «Марша Турецкого» и «Любовь и прочие глупости») у Левитиной есть всего пара картин с главными ролями. Во второй части многосерийных «Русских амазонок» она все так же была женой Михаила Русанова, буфетчицей Еленой, а в мелодраме «Подлец» — безнадежно одинокой Юлией, пытавшейся найти свою любовь.
Личная жизнь
О личной жизни актриса всегда говорила лаконично: в какой-то момент она очень захотела ребенка, поэтому вышла замуж и в 2007-м родила сына Захара, названного в честь дедушки. В 2012-м женщина, в подробностях описавшая реакцию матери на то, что она стала бабушкой, и ее первую встречу с внуком, призналась, что с мужем развелась, но счастлива с любимым человеком.
«Мама старается распределять свою любовь равномерно между всеми внуками и обожает детей моего брата Миши. Но с моим Захаром у нее возникла та же связь, что когда-то была у меня с одесской бабушкой. Впервые увидев их вместе, папа постановил: “Наконец-то Ольга Михайловна нашла своего мужчину!”» – вспоминала Левитина.
Что сейчас на сердце у заслуженной артистки РФ, неизвестно, потому что фотографии в социальных сетях с предполагаемой второй половинкой знаменитость не публикует и редко дает интервью.
Ольга Левитина сейчас
Ольга Михайловна и в 2022 году продолжает верой и правдой служить родному «Эрмитажу». Поклонники рукоплещут своей любимице, задействованной в «Гоголе. Диканьке», «Дон Кихоте», «Трех толстяках», «О сущности любви», «Тайных записках тайного советника» и иных спектаклях.
К слову, в театре, знакомом с детства, она пробовала себя и в качестве режиссера, на пару с братом Михаилом Левитиным – младшим выпустив «Леди Макбет в Школе клоунов» по Николаю Лескову.
Фильмография
- 1981 — «Василий и Василиса»
- 1998 — «Любить по-русски-2»
- 2002 — «Русские амазонки»
- 2003 — «Русские амазонки-2»
- 2004 — «Таксистка. Новый год по Гринвичу»
- 2006 — «Большие девочки»
- 2006 — «Не родись красивой»
- 2010 — «Любовь и прочие глупости»
- 2017 — «Подлец»
Интересные факты
- Бабушка Полина, в молодости преподававшая марксизм-ленинизм артистам цирка, была ближайшим старшим другом Левитиной, а младшим стал брат Миша, которого она всю жизнь опекала, а тот отвечал ей взаимностью, доверяя и слушаясь во всем.
- В детстве девочку сильно поразило то, что няне Люсе приходилось прилагать усилия, чтобы выглядеть красивой (прическа, каблуки, духи). Ведь это так сильно отличалось от матери, не носившей даже украшения и старавшейся неузнанной прошмыгнуть по улице, потому что «блеска ей хватало на сцене».
- Артистка слепо доверяет постановщикам, ведь «большие режиссеры делают все сами, а дело актера — их услышать, быть хорошим инструментом».
- Когда девушка уезжала в США, отец напутствовал ее не флиртовать с американцами — и как в воду глядел. Там у Ольги произошла забавная история с мулатом Джефом, которая из-за ее внезапного «летаргического сна» закончилась благопристойно.
- Пьесу «Изверг» Михаил Левитин написал специально для дочери, однажды задумавшись, почему та все время играет только положительных персонажей, а справиться с ролью Идалии Полетики ей помогла огромная любовь к Александру Пушкину.